Файл: Казахский университет международных отношений и мировых языков имени абылай хана факультет пфия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ имени АБЫЛАЙ ХАНА

факультет: ПФИЯ

кафедра: педагогики и психологии

«Утверждаю»

Работодатель

___________

«____» _________20__ год

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе:

_______д.п.н. Чакликова А.Т.

«____» _________20__ год

УМКД

по дисциплине: «Психология»

форма обучения: очная

курс: 1, семестр: 1

объём дисциплины: в часах

лекций: 15

семинарских занятий: 5

срсп: 20

срс: 20

всего:60 часов

экзамен: 1 семестр

Алматы, 2020 - 2021


Программа составлена на основании типовой учебной программы (по каталогу) по специальности « «6В017-Подготовка учителей по языкам и литературе».

Обсуждена

на заседании кафедры

___________________

«___» ___________ протокол № ____

Зав. кафедрой ___ Узакбаева С.А.

Одобрена учебно-методическим советом

факультета __________________________________

«___» ___________ протокол № ____

Председатель УМС факультета _______________________

Согласовано:

научно методическим советом

«___» ___________ 20__г.

Председатель НМС ________________________


1) Данные о преподавателе:

Преподаватель курса: к. психол. наук доцент Айдарханова Б.К.

Научные интересы: социализация личности, социальная политика, общая психология, психология семьи.

Научная школа: НИИ общей и пед. Психологии
Научные интересы: психология личности, прикладная психология, психодиагностика личности, возрастная психология, историческая психология.

Контактный телефон: 87078051541

2) Данные о дисциплине «Психология»


Курс

Семестр

Кредиты

Лекции

Практические

СРСП

СРС

Всего

Форма

контроля

1 . 2.

1.3.

1

15

5

20

20

60

экзамен



3) Пререквизиты учебной дисциплины: « психология», «Философия», «Физиология ЦНС и ВНД», «Социология».

4) Постреквизиты- Весь процесс обучения студентов- строится с опорой на знания, полученные в поцессе изучения физиологии, биологии,анатомии человека в ходе освоения базового школьного образования.

5) Характеристика дисциплины. Психология одна из фундаментальных отраслей гуманитарной науки, имеющая свой предмет и методы исследования, длительную историю развития.

Цель курса:развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских занятии и занятий СРСП и СРС.

Задачи курса:

-систематизация знаний студентов по различным отраслям психологии на основе изучения общепсихологических закономерностей психологических феноменов;

-развите умений и навыков позновательной деятельности студентов в процессе системно-психологического анализа различных теорий и психологических фактов;

- знакомство с основными принципами, подходами и идеями мировой и отечественной психологической науки.

6) План изучения дисциплины




Название темы занятия

Форма организации, количество часов.

1

Предмет и задачи психологической науки. Методологическая функция. Принципы психологии: отражения, субъекта (антропологический), развития, единства сознания и деятельности, системной детерминации психических явлений.

Обзорная лекция1, сем.зан. 1.,СРСП1, СРС2

(5 часов)


2

Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения в деятельности животных и человека.

Обзорная лекция1, сем зан.1.,СРСП1,

(5 часов) СРС2



3

Общее понятие о психике как одной из форм отражения живыми существами объективной реальности. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентурующая и регулирующая функции психики. Сознание и бессознательное.

Обзорная лекция1, сем1 зан1.,СРСП1, СРС 2

(5 часов)


4

Основные представлений о предмете психологии. Развитие психологии. психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистичесие направления изучения психики в истории психологии.

информационная лекция1 СРСП1, СРС2сем.зан. 1 (5 часов)


5

Отрасли психологии и задачи психологической практики. Взаимосвясь теоретических и прикладных задач психологии.

проблемная лекция1, СРСП1, СРС2 сем.зан.1(5часов)


6

Методы психологии. Объективные методы психических явлений. Наблюдение, самонаблюдение. Естественный и лабораторный эксперимент.

Беседа, анализ продуктов человеческой деятельности. Применения математических и технических средств в психологическом исследовании.

Обзорная лекция1, .,СРСП2, СРС2

(5часов)


7

Зарождение и эволюция психики. Рефлекторная теория поведения. Идея рефлекса Р. Декарта. Развитие рефлекторной теории в работах И.М Сеченова, Ч. Шеррингтона, И.П Павлова, П.К Анохина, Н.А Бернштейна



Информационная лекция1 СРСП2, СРС1

( 4часов)


8

Происхождение и развитие психики человека. Общественно-историческая природа психики человека. Переход к историческому развитию человечества.

Информационная лекция1 СРСП2, СРС2 практ.зан. (5 часов)


9

Происхождение и развития сознания. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (Д.Н Узнадзе). Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности.

Информационная лекция1 СРСП2,СРС2 . (5 часов)



10

Проблема сознания в психологии и философии. Общественное и индивидуальное сознание. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и речь. Принцип единства сознания и деятельности.

Обзорная лекция1, .,СРСП2, СРС2

(5 часов)


11

Психофизиологическая функции мозга (сенсорная чувствительность, аттенуионные, мнемические, вербально-логические, тонические, психомоторные).

Проблемная лекция1, СРСП2, практ.зан. СРС2

(5 часов)


12

Психические процессы: сенсорно-перцептивные, мыслительные, воображение представление, память, внимание, эмоции, воля, мотивация.

Информационная лекция1 СРСП2, СРС2 практ.зан. (5 часов)



13

Психические состояния. Виды психических состояний: стресс, тревога, настроение, аффект.

Обзорная лекция1,СРСП2, СРС 2

(5 часов)


14

Психические свойства и образования. Характеристика интегральных психических образований. Интеллект. Способности. Темперамент. Характер. Направленность

Обзорная лекция1,СРСП2, СРС2

(5часов)


15

Личность интегратор всех психических явлений. Общее понятие о личности, индивиде, субъекте и индивидуальности. Социализация и индивидуализация. Интериоризация и экстериоризация в процессе индивидуального развития личности.

Обзорная лекция1,,СРСП2, СРС2

(5 часов)





Всего: 60ч.

15 лекций,

5 практических занятий

20 СРСП.

20 СРС



Задания на СРСП:

1. Различия между научной и житейской психологией (провести анализ).

2.Рассмотреть психологическое мировзрение Аристотеля на природу души.

3. Основные положения учения Дж.Локка как теоретической основы интроспективной психологии.

4.Написать реферат на тему:

-«Роль и значение бихевиоризма для развития современной психологии»;

-«Становление и развитие психологии в России»

-«Роль и значение гештальтпсихологии для развития современной психологии»;

-«Роль и значение психоанализа для развития современной психологии»;

5.Структура общей психологии как науки (в схемах и таблицах).

6. Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения (в схемах и таблицах).

7.Основные функции психики (в схемах и таблицах).

8.Основные стуктуры головного мозга человека. Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе (в схемах и таблицах).
СРСП №1

Кейс 1.

Тема: Введение в психологию. Предмет психологии .

Цель: систематизация знаний о науке психологии и ее предмете.

Задание 1.

 Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные.

1.                  Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психологических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2.                  Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3.                  Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4.                  Психология – отрасль биологической науки, занима-ющаяся функционированием нервных процессов мозга.

5.                  Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

Задание 2. Прокомментируйте следующие суждения. С какими из них можно согласиться, а с которыми нельзя и почему?

1.      При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения.

2.      Чужая душа – потемки.

3.      У души нет тайн, которых не выдавало бы поведение.

4.      Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.


5.      О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает.

6.      Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях работы внутренних органов и т.д.

Задание 3. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

1.      Образец: мозг: психика

Материя: … (природа, вещество, отражение, действие)

2.      Образец: сознание: субъективное

Нервный процесс: … (рефлекс, отражение, объективное, материальное, психическое)

3.      Образец: мозг: материальное

Сознание:…(физиологическое, реальное, идеальное, активное)

4.      Образец: физическое: первичное

Психическое: … (объективное, активное, вторичное)

5.      Образец: образ: отражаемое

Копия: … (психическое, действительность, активность, вторичность)Срс

СРСП №2

Кейс 2

 

Ознакомьтесь с заданием и определите, какое полушарие у вас является ведущим.

Инструкция.

 

Как известно, человеческий мозг имеет два полушария – правое и левое. Между ними существует четкое «разделение труда»: правое управляет одними функциями, а левое – другими. При этом одно из полушарий является ведущим, что во многом определяет особенности характера человека. Какое из полушарий у вас является ведущим, вы можете определить, выполнив следующие задания.

 

1 Сомкните несколько раз пальцы рук и вы заметите, что сверху оказывается один и тот же большой палец. Если левый – вы эмоциональный человек, правый – у вас преобладает аналитический склад ума.

2 Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень, и смотрите на нее обоими глазами через кончик ручки или карандаша. Зажмурь один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот. Правый ведущий глаз говорит о твердом и устойчивом характере, левый – о мягком и уступчивом.

3 Если при переплетении рук на груди сверху (на локте) оказывается правая рука, вы склонны к простоте и добродушию. Левая рука – к кокетству. 4 Если вам удобнее, аплодируя, хлопать правой рукой, можно говорить о решительности вашего характера. Если левой рукой, то вы подвержены колебаниям перед принятием решения.


Задание 2. Ознакомьтесь с методикой Р. Кэттела и определите степень ригидности-пластичности своей психики. Инструкция: Предлагается написать одно и то же предложение «В поле уже выпал снег.» (17 букв и точка – всего 18 знаков) в разных вариантах. Вариант 1. Необходимо за 30 секунд написать обычным письмом как можно больше раз предложение «В поле уже выпал снег.» Подсчитайте количество знаков. Вариант 2. Это же предложение необходимо за 30 секунд написать печатными буквами. Подсчитайте количество знаков. Вариант 3. Теперь необходимо написать то же предложение за 30 секунд, меняя буквы: первая – печатная, вторая – прописная. Подсчитайте количество знаков. Вариант 4. Теперь пишем это же предложение в течение 30 секунд, удваивая каждую букву. Подсчитайте количество знаков. Обработка результатов Посчитайте количество знаков, написанных обычным письмом. Посчитайте общее количество знаков: печатных, печатных и прописных, удвоенных и разделите на 3. Уровень пластичности психики можно определить, разделив последний показатель на количество знаков, написанных обычным письмом. Чем ближе показатель к единице, тем выше пластичность психической деятельности: 0,4 - 0,5 – низкий уровень, 0,5- 0,6 – средний уровень, 0,6 – 0,7 – высокий уровень, 0,7 и более – очень высокий уровень.


СРСП №3

Кейс 3.

1 этап.

Задание.

Прохождение психологического тестирования.

Цель: выявление самооценки эмоциональных состояний

·                    МЕТОДИКА самооценки эмоциональных состояний

(методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом).  

·                    МЕТОДИКА самооценки личности (Будасси).  

2 этап.

Практические задания

   1. Дай название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях. Проанализируй их особенности.

А. Студент получает отличную оценку на экзамене.

Б. Начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно сделанное задание. В. Человека уволили с работы.

2. Определи виды чувств в следующих ситуациях.

А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П.И. Чайковского)

Б. Ученик всегда помогает одноклассникам, испытывающим трудности в учёбе.                                   

3. Подбери примеры отрывков художественных произведений, в которых проявляются определённые эмоции и чувства. Дай им анализ.

4. Опиши, какие эмоциональные состояния возникают у вас при подготовке к занятиям и при их проведении, и как это сказывается на работе