Файл: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 16 г. Балашова Саратовской области проект.doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 г. Балашова Саратовской области»
ПРОЕКТ
Разработчик проекта:
Учитель начальных классов
Ершова Лилия Викторовна
г. Балашов, 2021-2022 учебный год
Не зная прошлого, невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего.
Максим Горький
Пояснительная записка
Каждый человек является носителем той или иной национальности. Крайне важно чтить традиции и собственные «корни».
Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о культуре своих предков.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
В основе проекта лежит формирование и развитие познавательного интереса к национальной культуре, воспитание патриотических и гражданских чувств.
Актуальность.
К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет небольшое представление о культуре своего народа. Молодые люди не вникают в эти проблемы, живут настоящим временем, не думая, что без знания прошлого не будет ни настоящего, ни будущего. Родители, бабушки, дедушки озабочены материальным обеспечением семьи и поэтому основная ответственность по ознакомлению с культурой своего народа ложится на школу и в большей степени на классного руководителя.
Гипотеза.
Знакомство с народным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания.
Новизна.
Данный проект станет эффективным в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народном искусстве и воспитанию у детей младшего школьного возраста любви к народной культуре.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, воспитания чувства гордости за свой народ, свои традиции, любви и уважения к истории своей Родины.
Объект исследования: Процесс культурного воспитания молодого поколения.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Участники проекта: Педагог, обучающиеся 3Б класса, родители, сотрудники музея купца Дьякова, краеведческого музея.
Время проведения: 1 раз в неделю.
Тип проекта: познавательный, творческий, нравственно-патриотический.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021 г.- декабрь 2021 г.
Задачи решаемые в рамках реализации проекта:
Образовательные:
-
Расширить представления детей о многообразии изделий народного искусства. -
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.
Развивающие:
-
Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа; -
Формировать гражданственно – патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа; -
Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений; -
Активизировать и расширять словарный запас детей; -
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного искусства.
Воспитывающие:
-
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа; -
Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием; -
Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап:
-
определение темы, целей, гипотезы, актуальности проекта; -
сбор и анализ материалов по данной теме; -
составление плана реализации основной части проекта.
Основной этап:
-
включение в воспитательный процесс духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического направлений; -
проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся; -
включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий (ИКТ, коллективно-творческое дело, поисковая работа); -
формирование духовности, нравственности, чувства долга, милосердия и толерантности у учащихся.
Заключительный этап:
-
подведение итогов проекта: отзывы учащихся, родителей; -
презентация проекта и отчетное мероприятие; -
создание папки «По страницам проекта «Национальное искусство и культурное наследие России»»; -
обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала через сеть Интернет.
План реализации проекта
№ п/п | Название мероприятия | Дата | Ответственный |
1 | Анкетный опрос учащихся и родителей на выявление духовных качеств личности средствами народного искусства. (Приложение №1) | сентябрь | Педагог |
2 | Просмотр презентации «Устное народное творчество и прикладное искусство - истоки родной культуры» | сентябрь | Педагог |
3 | Декоративно-прикладное творчество «Кукла-зернушка» (Приложение №2) | сентябрь | Педагог, родители |
4 | Жостовская роспись: основные мотивы и элементы, особенности исполнения узоров (Приложение №3) | сентябрь | Педагог |
5 | Экскурсия в музей купца Дьякова (Приложение №4) | октябрь | Педагог, сотрудники музея, родители |
6 | Зарисовка музейных экспонатов и выставка рисунков. | октябрь | Педагог |
7 | Изготовление книжки-малышки «Веселый хоровод» (Приложение №5) | октябрь | Педагог, родители |
8 | Просмотр видеофильма «Исторические памятники родного города как культура наследия» | октябрь | Педагог |
9 | Виртуальная экскурсия по музеям народных промыслов России | октябрь | Педагог, родители |
10 | Видеопрезентация «Мир природы в народном творчестве» | ноябрь | Педагог. Родители |
11 | Организация выставки: «Ярмарка изделий хохломских мастеров». | ноябрь | Педагог, родители |
12 | Конкурс рисунков «Национальная одежда моего края» | ноябрь | Педагог, родители |
13 | Изготовление открытки ко Дню матери в традициях Хохломской росписи | ноябрь | Педагог |
14 | Экскурсия в краеведческий музей | декабрь | Педагог, родители |
15 | Конкурс стихотворений «Край родной, навек любимый» | декабрь | Педагог, родители |
16 | Подведение итогов реализации проекта. Отчетное мероприятие «По страницам проекта». Отчет на странице сообщества 3Б класса на группе ВКонтакте. Создание папки «По страницам проекта «Национальное искусство и культурное наследие России»». | декабрь | Педагог, родители |
Ожидаемый результат:
В процессе реализации проекта, учащиеся вовлечены в различные виды деятельности: экскурсии, творческая деятельность, просмотры фильмов, презентаций, что должно положительно отразиться на формировании духовно-нравственного развития ребенка. Дети смогут найти ответы на сложные вопросы, критически мыслить, приобщиться к народной культуре, культуре своих предков самым тесным образом, что поспособствует формированию положительных ценностных ориентаций, объединяя взрослых и детей. Привлечение родителей поможет установить правильный микроклимат в семье, сформировать уважение и чувство долга к старшему поколению.
Дальнейшее развитие проекта:
Все результаты, достигнутые в процессе реализации проекта, предполагается обобщить и сохранить с целью использования для дальнейшей работы в рамках культурного воспитания учащихся.
Скачано с www.znanio.ru