Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Западно-Казахстанский университет имени М.Утемисова
Кафедра дошкольного и начального образования
SYLLABUS
по дисциплине: «Современная дидактика»
для ОП 6В01301 «Педагогика и методика начального обучения»
ОП 6В01703 «Русский язык и литература»
Составитель: Абугалиева Г.С., ст.преподаватель, магистр
(ФИО, должность, ученая степень)
Уральск, 2021 г.
SYLLABUS разработан на основании Каталога элективных дисциплин ОП 6В01301 «Педагогика и методика начального обучения», ОП 6В01703 «Русский язык и литература»
_________________________________________________________________________
(название, год утверждения)
Рассмотрено на заседании кафедры дошкольного и начального образования
Протокол № от «10» сентября 2021 г.
Зав. кафедрой Хабиева Д.Г.
-
Данные о дисциплине:
Всего кредитов | 5 |
Курс | 1 |
Семестр | 2 |
Форма итогового контроля | Комбинированный экзамен |
Лекции (часов) | 30 |
Практические (семинарские)/лабораторные занятия (часов) | 15 |
СРСП (часов) | 20 |
СРС (часов) | 85 |
Итого часов | 150 |
Цель курса: теоретико-методологическая подготовка будущих специалистов, раскрыть будущим специалистам теоретические основы современной дидактики.
Задачи курса:
а) сформировать у студентов глубокие знания в области педагогической теории и практики;
б) сформировать теоретическое мышление и мировоззрение будущего учителя начальных классов;
в) ознакомить студентов с достижениями современной педагогической науки;
г) заложить основы для углубленного изучения последующих разделов курса педагогики.
Ожидаемые результаты обучения:
Результаты обучения по ОП 6В01301 «Педагогика и методика начального обучения», 6В01703 «Русский язык и литература»:
- Способен моделировать педагогическую деятельность, систематизируя знания, осуществляя рефлексию, целеполагание, диагностику, применяя методы научного иследования, для решения профессиональных задач в процессе начального обучения;
- Способен вступать в коммуникацию, выбирая адекватные устные и письменные средства и приемы общения на 3-х языках, проявляя инициативу и умения работать в команде;
- Анализирует деятельность всех субъектов образовательного процесса (собственную, учеников, родителей), работая в сотрудничестве с коллегами, выбирая перспективные линии профессионального саморазвития и самосовершенствования соблюдая основы и принципы академической честности
По окончании курса студент должен знать фундаментальные идеи, концепции, законы и закономерности педагогики:
а) знание методологических основ дидактики;
б) знание ведущих педагогических теорий, основных категорий и понятий дидактики;
в) знание о диалектической взаимосвязи педагогической теории и школьной практики;
г) знание сущности, закономерностей, принципов дидактики;
Также студенты должны овладеть следующими умениями:
- осуществлять учебно-воспитательную работу в соответствии с закономерностями, воспитательными механизмами педагогического процесса;
- осуществлять диагностику учебно-воспитательного процесса в классе по основным характеристикам (переменным) и прогнозировать ее дальнейшее развитие;
- формулировать учебно-воспитательные задачи, выбирать адекватные этим задач виды деятельности, формы и методы;
- разрабатывать собственные подходы к процессу образования и воспитания.
Пререквизиты: Введение в педагогическую профессию.
Постреквезиты:
Теория и методика воспитательной работы, Теория и методика преподавания дисциплин начальной школы
2.Сведения о преподавателе, контактная информация: Абугалиева Гульшат Сержановна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования 87752356762 gulshat521336@mail.ru
3. Политика курса:
Получение хорошего балла по курсу предполагает постоянную работу. Оценка по курсу формируется в течение всего семестра. Вы заинтересованы принимать активное участие в работе во время занятий. Максимальная оценка за все виды работ ставится, если был дан правильный, четкий ответ на поставленные вопросы, а работа выполнена аккуратно и в полном объеме.
1. Посещение должно быть обязательным. Пропуски занятий отрабатываются в полном объеме занятия, отраженном в учебно-методическом комплексе. Пропуски занятий без уважительной причины, в объеме превышающем треть курса, ведут к исключению с курса. При наличии пропусков по уважительной причине необходимо предоставить соответствующие документы.
2. Поведение в аудитории Студент обязан: не опаздывать на занятия, не разговаривать во время занятий, не вставать и тем более ходит по аудитории без разрешения преподавателя, не читать газеты, отключать сотовый телефон, активно участвовать в учебном процессе.
3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа обязательна для выполнения, а отчетность по ней принимается в оговоренное преподавателем время. У студентов опоздавших или во время не отчитавшихся по самостоятельным работам задание приниматься не будет. По итогам ваших отчетностей будет выведена оценка, которая повлияет на общую итоговую оценку.
4. Контрольные и письменные работы. Выполняется на занятии, сдаются в конце пары, после занятия контрольные и письменные работы не принимаются и не оцениваются. Контроль знаний студентов может осуществляться посредством решения тестовых заданий.
5. Семинарские и практические занятия. Семинарские и практические занятия проводятся согласно расписанию для каждой группы в отдельности, по заранее определенным вопросам. Контроль знаний студентов может осуществляться посредством решения тестовых заданий
6. Для студентов с особыми образовательными потребностями необходимо реализовывать индивидуальный подход, использовать аудиоматериалы.
Иллюстративный материал, предъявляемый лицам с нарушением зрения, должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту.
Все, что записывается на доске, должно обязательно проговариваться.
Преподавателю рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна для того, чтобы студенты могли хорошо видеть его артикуляцию.
При лекционной форме занятий обучающимся рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры как способ конспектирования.
4. Структура и содержание дисциплины
Неделя | лекция | Семинар/практическое занятие /лабораторное занятие | СРСП | СРС | |
| Модуль 1 | ||||
1 | Тема: Предмет и задачи дидактики Методы: презентация. | Тема: Возникновение и развитие дидактики, основные категории дидактики (по разным авторам). Методы: круглый стол. | Тема: Сущность понятия «дидактика», основные понятия дидактики, обучение как общественное явление, сущность и функции обучения, сравнение определений основных понятий дидактики, обучение и учение, сущность и функции образования. | Тема: Составьте таблицу толкований понятия «дидактика» и развернутое суждение к ней. Определить роль и место дидактики в педагогической науке.Раскрыть роль выдающихся педагогов в развитии дидактики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.). | |
2 | Тема: Развитие дидактики в 1920-90 гг. Методы: беседа. | Тема: Развитие дидактики в свете задач повышения качества знаний учащихся (30-50 гг.). Развитие дидактики на основе целостного подхода к процессу обучения (60-90 гг.). Методы:рассказ. | Тема: Становление дидактики в 20-е годы. Дидактические идеи выдающихся педагогов.Сравнительный анализ развития дидактики в 30-50 гг. и 60-90 гг. | Тема: Охарактеризовать становление дидактики в 20-е годы. Дать общее понятие о развитие дидактики в свете задач повышения качества знаний учащихся (30-50 гг.). Дать общее понятие о развитие дидактики на основе целостного подхода к процессу обучения (60-90 гг.). | |
3 | Тема: Содержание образования в современной начальной школе Республики Казахстан. Методы: проблемная лекция. | Тема: Общечеловеческая культура, социальный опыт как основа определения состава образования. Дидактические взгляды Р.Г. Лемберг, А.Сембаева. Развитие дидактики в Казахстане на современном этапе. Методы: диспут. | Тема: Сформулируйте основные проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли. Подготовьте сообщение о становлении и развитии школы в Казахстане | Тема: Репрессированные педагоги о процессе обучения: Ахмет Байтурсынов, Жусупбек Аймауытов, Магжан Жумабаев. Сформулируйте основные положения о процессе обучения репрессированных педагогов Казахстана: Ахмета Байтурсынова, Жусупбека Аймауытова, Магжана Жумабаева. | |
4 | Тема: Сущность процесса обучения, его функции. Виды обучения Методы: групповая работа. | Тема: Обучение в целостном педагогическом процессе. Функции обучения. Виды обучения и их характеристика Методы: методы ассоциации, большой круг. | Тема: Структура, основные этапы (звенья) процесса обучения. Реализация в процессе обучения основных функции целостного педагогического процесса - развивающей, обучающей, воспитывающей. Обучение как способ организации педагогического процесса. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. | Тема: Охарактеризовать психологические основы обучения.Описать этапы развитие личности в процессе обучения. Дать понятие об обучении в целостном педагогическом процессе. Охарактеризуйте методологические основы обучения | |
| Модуль 2 | ||||
5 | Тема: Особенности процесса обучения Методы: дебаты. | Тема: Противоречия - движущие силы обучения. Психологические теории учения: ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Методы: интерактивные методы обучения. | Тема: Дать характеристику особенностей познавательной деятельности школьников.Особенности познавательной деятельности школьников.Идея развивающего обучения в трудах Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.В.Эльконина. | Тема: Охарактеризовать психологические теории учения: ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Раскрыть особенности идеи развивающего обучения в трудах Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.В.Эльконина. Дать понятие о современных дидактических концепциях. Охарактеризовать основные концепции развивающего обучения. | |
6 | Тема: Закономерности и принципы обучения Методы: большой круг. | Тема: Понятие о закономерностях обучения. Характеристика принципов обучения Методы: круглый стол. | Тема: Принцип научности в обучении. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой. Принцип сознательности и активности учения школьников. Принцип преемственности, последовательности и систематичности | Тема: Охарактеризовать общие закономерности. Охарактеризовать принципы обучения. Охарактеризовать принципы доступности обучения, принцип наглядности. Охарактеризовать принципы воспитывающего обучения. | |
7 | Тема: Принципы обучения в начальной школе. Методы: конспектирование. | Тема: Применение принципов обучения в школе.Система дидактических принципов в истории дидактики Методы: большой круг. | Тема: Принцип воспитывающего обучения. Принцип наглядностиПринцип доступности обучения. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Принцип учета индивидуальных различий учащихся в обучении. | Тема: Оценить роль и значение каждого из принципов обучения. Описать систему дидактических принципов в истории дидактики. Какова взаимосвязь между закономерностями и принципами обучения.Что понимается под системой принципов обучения. | |
8 | Тема: Методы обучения Методы: работа с конспектами лекций. | Тема: Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения. Оптимизация методов обучения. Методы: большой круг. | Тема: Методы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Дать характеристику методов обучения и характеристику деятельности учителя и учащихся (по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину). Дать понятие о приемах обучения. | Тема: Дать собственное определение понятию «методы обучения». Охарактеризовать требования к применению ТСО, аппаратуры, кино, учебного оборудования, магнитофона, инструментов, инвентаря. Проследите взаимосвязь методов обучения и условий их оптимального выбора.Определите отличие метода обучения от приема обучения. | |
| Модуль 3 | ||||
9 | Тема: Методы и приемы обучения в начальной школе. Методы: дебаты. | Тема: Методы контроля в процессе обучения. Р.Г.Лемберг о методах обучения. Приемы обучения. Методы: беседа, мини доклад. | Тема: Методы контроля и самоконтроля. Методы обучения в начальной школе. . Характеристика методов контроля и самоконтроля (опрос, письменные работы, контрольные работы, машинные и др. виды). Приемы обучения в начальной школе. | Тема: Охарактеризовать методы контроля и самоконтроля.Привести примеры и охарактеризовать требования к применению основных средств обучения: наглядные, учебные пособия, тетради с печатной основой, дидактические материалы, игры. Охарактеризовать основные средства обучения. Разработайте примерные виды контрольных заданий по одной из тем учебного предмета начальной школы. | |
10 | Тема: Формы организации обучения в школе Методы: круглый стол. | Тема: Классно-урочная форма обучения.Типы и структура уроков в начальной школе. Зависимость типа и структуры урока от целей и содержания обучения. Методы: групповая работа. | Тема: К.Д.Ушинский об уроке в начальной школе. Вопросы содержания и построения уроков в дидактическом наследии Р.Г.Лемберг Виды современных организационных форм обучения. Р.Г.Лемберг о психологии урока. | Тема: Описать пути создания на уроке атмосферы сотрудничества, общения. Определить пути повышения эффективности урока. Дополнительные формы организации обучения. Охарактеризовать взаимосвязь всех форм обучения в младших классах. | |
11 | Тема: Современные требования к уроку. Зависимость типа и структуры урока от целей и содержания обучения. Методы: групповая работа. | Тема: Урок как основная форма обучения. Подготовка учителя к уроку. Методы: круглый стол. | Тема: М.И.Махмутов о современном уроке.Повышение активности и самостоятельности школьников на уроке. Перечислите, какие преимущества имеет классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами. Учебные экскурсии. | Тема: Формы учебной деятельности школьников на уроке (индивидуальная, групповая, общеклассная). Особенности проведения дополнительных занятий. Приведите примеры структуры уроков различных типов. Домашняя самостоятельная работа учащихся. | |
12 | Тема: Средства обучения Методы: круглый стол. | Тема: Понятие о средствах обучения. Средства учебной деятельности. Технические средства обучения. Методы: большой круг. | Тема: Оборудование учебного кабинета. Средства общения. . Дать понятие о дидактических средствах обучения. Дайте собственную классификацию средств обучения. | Тема: Определить понятие средства обучения. Оценить значение средств обучения в образовательном процессе. Охарактеризуйте средства учебной деятельности. Сформулируйте правила применения технических средств обучения. | |
| Модуль 4 | ||||
13 | Тема: Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся Методы: проблемная лекция. | Тема: Контроль в процессе обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков, их учет при проведении итогов учения. Балльная оценка знаний и методика ее применения в школе. Методы: составление таблиц. | Тема: Психолого-педагогические требования к проверке, ее виды и организации на различны ступенях обучения. Индивидуальный подход к оценке успеваемости учащихся начальных классов. Сформулируйте значение контроля за учебной деятельностью. Причины неуспеваемости младших школьников | Тема: Основные требования к оценке знаний, умений и навыков школьников, предъявляемые Государственным стандартом общего образования Республики Казахстан. Н.А. Амонашвили о воспитательной и образовательной функции оценки учения школьников. Сформулируйте цели устного индивидуального и фронтального контроля. Значение комбинированного контроля. | |
14 | Тема: Организационно-педагогические основы коллективной познавательной деятельности школьников Методы: работа с конспектами. | Тема: Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса. Сущность коллективной познавательной деятельности школьников. Виды и формы организации коллективной познавательной деятельности. Методы: диспут. | Тема: Детская периодика. | Тема: . Дать понятие о педагогическом процессе как сотрудничество учащихся по овладению богатствами общечеловеческой культуры при непосредственном участии в руководстве учителя. Перечислите каковы возможности коллективной познавательной деятельности школьников. | |
15 | Тема: Содержание образования в современной школе Республики Казахстан. Методы : групповая работа. | Тема: Общие понятия об образовании и его содержание. Проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Государственный стандарт образования Республики Казахстан. Методы: групповая работа. | Тема: Стратегия развития вариативного образования в Республике Казахстан. Учебный план средней общеобразовательной школы. Охарактеризуйте Стратегию развития образования в Республике Казахстан. Дать характеристику учебных программ, учебников и учебных пособий. | Тема: Охарактеризовать основные вехи построения содержания образования в период становления и развития школы в Казахстане. Оценить общечеловеческую культуру, социальный опыт как основу определения состава образования. Дать характеристику современных проблем образования. |
5. Список литературы
1.Крившенко Л.П.Педагогика М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.