Файл: Syllabus по дисциплине Современная дидактика для оп 6В01301 Педагогика и методика начального обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Западно-Казахстанский университет имени М.Утемисова



Кафедра дошкольного и начального образования

SYLLABUS
по дисциплине: «Современная дидактика»
для ОП 6В01301 «Педагогика и методика начального обучения»
ОП 6В01703 «Русский язык и литература»



Составитель: Абугалиева Г.С., ст.преподаватель, магистр

(ФИО, должность, ученая степень)

Уральск, 2021 г.

SYLLABUS разработан на основании Каталога элективных дисциплин ОП 6В01301 «Педагогика и методика начального обучения», ОП 6В01703 «Русский язык и литература»

_________________________________________________________________________

(название, год утверждения)

Рассмотрено на заседании кафедры дошкольного и начального образования

Протокол № от «10» сентября 2021 г.

Зав. кафедрой Хабиева Д.Г.






  1. Данные о дисциплине:



Всего кредитов

5

Курс

1

Семестр

2

Форма итогового контроля

Комбинированный экзамен

Лекции (часов)

30

Практические (семинарские)/лабораторные

занятия (часов)

15

СРСП (часов)

20

СРС (часов)

85

Итого часов

150


Цель курса: теоретико-методологическая подготовка будущих специалистов, раскрыть будущим специалистам теоретические основы современной дидактики.


Задачи курса:

а) сформировать у студентов глубокие знания в области педагогической теории и практики;

б) сформировать теоретическое мышление и мировоззрение будущего учителя начальных классов;

в) ознакомить студентов с достижениями современной педагогической науки;

г) заложить основы для углубленного изучения последующих разделов курса педагогики.

Ожидаемые результаты обучения:

Результаты обучения по ОП 6В01301 «Педагогика и методика начального обучения», 6В01703 «Русский язык и литература»:

- Способен моделировать педагогическую деятельность, систематизируя знания, осуществляя рефлексию, целеполагание, диагностику, применяя методы научного иследования, для решения профессиональных задач в процессе начального обучения;

- Способен вступать в коммуникацию, выбирая адекватные устные и письменные средства и приемы общения на 3-х языках, проявляя инициативу и умения работать в команде;

- Анализирует деятельность всех субъектов образовательного процесса (собственную, учеников, родителей), работая в сотрудничестве с коллегами, выбирая перспективные линии профессионального саморазвития и самосовершенствования соблюдая основы и принципы академической честности

По окончании курса студент должен знать фундаментальные идеи, концепции, законы и закономерности педагогики:

а) знание методологических основ дидактики;

б) знание ведущих педагогических теорий, основных категорий и понятий дидактики;

в) знание о диалектической взаимосвязи педагогической теории и школьной практики;

г) знание сущности, закономерностей, принципов дидактики;

Также студенты должны овладеть следующими умениями:

- осуществлять учебно-воспитательную работу в соответствии с закономерностями, воспитательными механизмами педагогического процесса;

- осуществлять диагностику учебно-воспитательного процесса в классе по основным характеристикам (переменным) и прогнозировать ее дальнейшее развитие;

- формулировать учебно-воспитательные задачи, выбирать адекватные этим задач виды деятельности, формы и методы;

- разрабатывать собственные подходы к процессу образования и воспитания.

Пререквизиты: Введение в педагогическую профессию.

Постреквезиты:
Теория и методика воспитательной работы, Теория и методика преподавания дисциплин начальной школы

2.Сведения о преподавателе, контактная информация: Абугалиева Гульшат Сержановна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования 87752356762 gulshat521336@mail.ru

3. Политика курса:

Получение хорошего балла по курсу предполагает постоянную работу. Оценка по курсу формируется в течение всего семестра. Вы заинтересованы принимать активное участие в работе во время занятий. Максимальная оценка за все виды работ ставится, если был дан правильный, четкий ответ на поставленные вопросы, а работа выполнена аккуратно и в полном объеме.

1. Посещение должно быть обязательным. Пропуски занятий отрабатываются в полном объеме занятия, отраженном в учебно-методическом комплексе. Пропуски занятий без уважительной причины, в объеме превышающем треть курса, ведут к исключению с курса. При наличии пропусков по уважительной причине необходимо предоставить соответствующие документы.

2. Поведение в аудитории Студент обязан: не опаздывать на занятия, не разговаривать во время занятий, не вставать и тем более ходит по аудитории без разрешения преподавателя, не читать газеты, отключать сотовый телефон, активно участвовать в учебном процессе.

3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа обязательна для выполнения, а отчетность по ней принимается в оговоренное преподавателем время. У студентов опоздавших или во время не отчитавшихся по самостоятельным работам задание приниматься не будет. По итогам ваших отчетностей будет выведена оценка, которая повлияет на общую итоговую оценку.

4. Контрольные и письменные работы. Выполняется на занятии, сдаются в конце пары, после занятия контрольные и письменные работы не принимаются и не оцениваются. Контроль знаний студентов может осуществляться посредством решения тестовых заданий.

5. Семинарские и практические занятия. Семинарские и практические занятия проводятся согласно расписанию для каждой группы в отдельности, по заранее определенным вопросам. Контроль знаний студентов может осуществляться посредством решения тестовых заданий


6. Для студентов с особыми образовательными потребностями необходимо реализовывать индивидуальный подход, использовать аудиоматериалы.

Иллюстративный материал, предъявляемый лицам с нарушением зрения, должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту.

Все, что записывается на доске, должно обязательно проговариваться.

Преподавателю рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна для того, чтобы студенты могли хорошо видеть его артикуляцию.

При лекционной форме занятий обучающимся рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры как способ конспектирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Неделя

лекция

Семинар/практическое занятие

/лабораторное занятие

СРСП

СРС




Модуль 1

1

Тема: Предмет и задачи дидактики
Методы: презентация.

Тема: Возникновение и развитие дидактики, основные категории дидактики (по разным авторам).
Методы:

круглый стол.

Тема: Сущность понятия «дидактика», основные понятия дидактики, обучение как общественное явление, сущность и функции обучения, сравнение определений основных понятий дидактики, обучение и учение, сущность и функции образования.



Тема: Составьте таблицу толкований понятия «дидактика» и развернутое суждение к ней. Определить роль и место дидактики в педагогической науке.Раскрыть роль выдающихся педагогов в развитии дидактики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.).

2

Тема: Развитие дидактики в 1920-90 гг.

Методы: беседа.

Тема: Развитие дидактики в свете задач повышения качества знаний учащихся (30-50 гг.). Развитие дидактики на основе целостного подхода к процессу обучения (60-90 гг.).

Методы:рассказ.

Тема: Становление дидактики в 20-е годы. Дидактические идеи выдающихся педагогов.Сравнительный анализ развития дидактики в 30-50 гг. и 60-90 гг.

Тема: Охарактеризовать становление дидактики в 20-е годы. Дать общее понятие о развитие дидактики в свете задач повышения качества знаний учащихся (30-50 гг.). Дать общее понятие о развитие дидактики на основе целостного подхода к процессу обучения (60-90 гг.).

3

Тема: Содержание образования в современной начальной школе Республики Казахстан.

Методы: проблемная лекция.

Тема: Общечеловеческая культура, социальный опыт как основа определения состава образования. Дидактические взгляды Р.Г. Лемберг, А.Сембаева. Развитие дидактики в Казахстане на современном этапе.

Методы: диспут.

Тема: Сформулируйте основные проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли. Подготовьте сообщение о становлении и развитии школы в Казахстане


Тема: Репрессированные педагоги о процессе обучения: Ахмет Байтурсынов, Жусупбек Аймауытов, Магжан Жумабаев. Сформулируйте основные положения о процессе обучения репрессированных педагогов Казахстана: Ахмета Байтурсынова, Жусупбека Аймауытова, Магжана Жумабаева.

4

Тема: Сущность процесса обучения, его функции. Виды обучения

Методы: групповая работа.

Тема: Обучение в целостном педагогическом процессе. Функции обучения. Виды обучения и их характеристика

Методы: методы ассоциации, большой круг.

Тема: Структура, основные этапы (звенья) процесса обучения. Реализация в процессе обучения основных функции целостного педагогического процесса - развивающей, обучающей, воспитывающей. Обучение как способ организации педагогического процесса. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Тема: Охарактеризовать психологические основы обучения.Описать этапы развитие личности в процессе обучения. Дать понятие об обучении в целостном педагогическом процессе. Охарактеризуйте методологические основы обучения





Модуль 2

5

Тема: Особенности процесса обучения

Методы: дебаты.

Тема: Противоречия - движущие силы обучения. Психологические теории учения: ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др.

Методы: интерактивные методы обучения.

Тема: Дать характеристику особенностей познавательной деятельности школьников.Особенности познавательной деятельности школьников.Идея развивающего обучения в трудах Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.В.Эльконина.



Тема: Охарактеризовать психологические теории учения: ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Раскрыть особенности идеи развивающего обучения в трудах Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.В.Эльконина. Дать понятие о современных дидактических концепциях. Охарактеризовать основные концепции развивающего обучения.

6

Тема: Закономерности и принципы обучения

Методы: большой круг.

Тема: Понятие о закономерностях обучения. Характеристика принципов обучения

Методы: круглый стол.

Тема: Принцип научности в обучении. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой. Принцип сознательности и активности учения школьников. Принцип преемственности, последовательности и систематичности

Тема: Охарактеризовать общие закономерности. Охарактеризовать принципы обучения. Охарактеризовать принципы доступности обучения, принцип наглядности. Охарактеризовать принципы воспитывающего обучения.

7

Тема: Принципы обучения в начальной школе.

Методы: конспектирование.

Тема: Применение принципов обучения в школе.Система дидактических принципов в истории дидактики
Методы: большой круг.

Тема: Принцип воспитывающего обучения. Принцип наглядностиПринцип доступности обучения. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Принцип учета индивидуальных различий учащихся в обучении.

Тема: Оценить роль и значение каждого из принципов обучения. Описать систему дидактических принципов в истории дидактики. Какова взаимосвязь между закономерностями и принципами обучения.Что понимается под системой принципов обучения.

8

Тема: Методы обучения

Методы: работа с конспектами лекций.

Тема: Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения. Оптимизация методов обучения.

Методы: большой круг.

Тема: Методы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Дать характеристику методов обучения и характеристику деятельности учителя и учащихся (по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину). Дать понятие о приемах обучения.

Тема: Дать собственное определение понятию «методы обучения». Охарактеризовать требования к применению ТСО, аппаратуры, кино, учебного оборудования, магнитофона, инструментов, инвентаря. Проследите взаимосвязь методов обучения и условий их оптимального выбора.Определите отличие метода обучения от приема обучения.




Модуль 3

9

Тема: Методы и приемы обучения в начальной школе.

Методы: дебаты.

Тема: Методы контроля в процессе обучения. Р.Г.Лемберг о методах обучения. Приемы обучения.

Методы: беседа, мини доклад.

Тема: Методы контроля и самоконтроля. Методы обучения в начальной школе. . Характеристика методов контроля и самоконтроля (опрос, письменные работы, контрольные работы, машинные и др. виды). Приемы обучения в начальной школе.

Тема: Охарактеризовать методы контроля и самоконтроля.Привести примеры и охарактеризовать требования к применению основных средств обучения: наглядные, учебные пособия, тетради с печатной основой, дидактические материалы, игры. Охарактеризовать основные средства обучения. Разработайте примерные виды контрольных заданий по одной из тем учебного предмета начальной школы.

10

Тема: Формы организации обучения в школе

Методы: круглый стол.

Тема: Классно-урочная форма обучения.Типы и структура уроков в начальной школе. Зависимость типа и структуры урока от целей и содержания обучения.

Методы: групповая работа.

Тема: К.Д.Ушинский об уроке в начальной школе. Вопросы содержания и построения уроков в дидактическом наследии Р.Г.Лемберг Виды современных организационных форм обучения. Р.Г.Лемберг о психологии урока.

Тема: Описать пути создания на уроке атмосферы сотрудничества, общения. Определить пути повышения эффективности урока. Дополнительные формы организации обучения. Охарактеризовать взаимосвязь всех форм обучения в младших классах.

11

Тема: Современные требования к уроку. Зависимость типа и структуры урока от целей и содержания обучения.

Методы: групповая работа.

Тема: Урок как основная форма обучения. Подготовка учителя к уроку.

Методы: круглый стол.

Тема: М.И.Махмутов о современном уроке.Повышение активности и самостоятельности школьников на уроке. Перечислите, какие преимущества имеет классно-урочная система обучения в сравнении с другими системами. Учебные экскурсии.

Тема: Формы учебной деятельности школьников на уроке (индивидуальная, групповая, общеклассная). Особенности проведения дополнительных занятий. Приведите примеры структуры уроков различных типов. Домашняя самостоятельная работа учащихся.

12

Тема: Средства обучения

Методы: круглый стол.

Тема: Понятие о средствах обучения. Средства учебной деятельности. Технические средства обучения.

Методы: большой круг.

Тема: Оборудование учебного кабинета. Средства общения. . Дать понятие о дидактических средствах обучения. Дайте собственную классификацию средств обучения.

Тема: Определить понятие средства обучения. Оценить значение средств обучения в образовательном процессе. Охарактеризуйте средства учебной деятельности. Сформулируйте правила применения технических средств обучения.




Модуль 4

13

Тема: Учет и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Методы: проблемная лекция.

Тема: Контроль в процессе обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков, их учет при проведении итогов учения. Балльная оценка знаний и методика ее применения в школе.

Методы: составление таблиц.

Тема: Психолого-педагогические требования к проверке, ее виды и организации на различны ступенях обучения. Индивидуальный подход к оценке успеваемости учащихся начальных классов. Сформулируйте значение контроля за учебной деятельностью. Причины неуспеваемости младших школьников

Тема: Основные требования к оценке знаний, умений и навыков школьников, предъявляемые Государственным стандартом общего образования Республики Казахстан. Н.А. Амонашвили о воспитательной и образовательной функции оценки учения школьников. Сформулируйте цели устного индивидуального и фронтального контроля. Значение комбинированного контроля.

14

Тема: Организационно-педагогические основы коллективной познавательной деятельности школьников

Методы: работа с конспектами.

Тема: Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса. Сущность коллективной познавательной деятельности школьников. Виды и формы организации коллективной познавательной деятельности.

Методы: диспут.

Тема: Детская периодика.

Тема: . Дать понятие о педагогическом процессе как сотрудничество учащихся по овладению богатствами общечеловеческой культуры при непосредственном участии в руководстве учителя. Перечислите каковы возможности коллективной познавательной деятельности школьников.

15

Тема: Содержание образования в современной школе Республики Казахстан.

Методы : групповая работа.

Тема: Общие понятия об образовании и его содержание. Проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Государственный стандарт образования Республики Казахстан.

Методы: групповая работа.

Тема: Стратегия развития вариативного образования в Республике Казахстан. Учебный план средней общеобразовательной школы. Охарактеризуйте Стратегию развития образования в Республике Казахстан. Дать характеристику учебных программ, учебников и учебных пособий.

Тема: Охарактеризовать основные вехи построения содержания образования в период становления и развития школы в Казахстане. Оценить общечеловеческую культуру, социальный опыт как основу определения состава образования. Дать характеристику современных проблем образования.



5. Список литературы

1.Крившенко Л.П.Педагогика М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.