Файл: Конспект урокаконференции Значение физики в первой Мировой войне Цель урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока-конференции
«Значение физики в первой Мировой войне"
Цель урока: знакомство с учеными – физиками и техникой времен первой Мировой войны.
Задачи:
Образовательные:знакомство с именами ученых – физиков и характеристиками техники времен первой Мировой войны.
Воспитательные: формирование ответственности и самостоятельности, воспитание эстетических чувств в процессе оформлении и подачи материала.
Развивающие: развитие информационно - коммуникативных способностей, совершенствование умений самообразования, развитие умения использовать ИКТ в учебном процессе для поиска информации и представление ее в заданной форме.
Формируемые УУД :
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Методы: беседа, обсуждение содержания материала, демонстрация слайдов.
Тип урока: урок- конференция.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа картинки с портретами ученых – физиков и техники военных лет.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.
Сообщение темы и цели урока –конференции.
III. Актуализация знаний (беседа с учащимися): (слайд 5)
1. Продолжительность Первой мировой войны. (1554 дня)
2. Число стран- участниц. (38 государств)
3. Противоборствующие коалиции. Четверной союз и Антанта (34 государства)
4. Число нейтральных государств. (17)
5. Число государств, на территории которых проходили военные действия. (14)
IV. Слово учителя: презентация (слайд 6)
Война всегда была движителем науки и техники. Побеждали в ней страны с наиболее развитой наукой, а следовательно, и техникой. Однако любая война нарушает мировое научное развитие и международной связи ученых. Многие важные теоретические исследования приостанавливаются. Важная роль в техническом развитии принадлежат физике. На основе ее разработок и исследований происходит развитие всего технического прогресса. Именно в годы войны физики вовлекались в разработку вопросов, имеющих военное применение и другой отрасли науки, которые казались перспективными в этом отношении.
Когда европейские армии отправились на фронт в 1914 году, в их арсенале до сих пор были лошади и штыки, а к концу войны уже никого нельзя было удивить пулемётами, воздушными бомбардировками, бронетехникой и химическим оружием. На смену овеянному духом романтики оружию пришли газообразный хлор, огромные снаряды с дальностью полёта более 30 километров и пулемёты, выплёвывающие пули, как из пожарного шланга.
Каждая из сторон конфликта активно использовала современные технологии и изобретала новые методы в надежде взять верх над противником. Бронированная техника сделала армии неуязвимыми перед стрелковым оружием, танки позволяли идти в наступление прямо по колючей проволоке и окопам, телефоны и гелиографы сделали возможным передачу сведений на большие расстояния, а самолёты неустанно сеяли смерть с неба. Благодаря научным разработкам армии противников стали более могущественными, но в то же время и более уязвимыми.
V. Выступления учащихся
Страничка первая: появление танков (слайды 7-9)
Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. После относительно краткого начального маневренного этапа боевых действий на фронтах установилось равновесие. Глубоко эшелонированные линии обороны противников было сложно прорвать. Обычный способ подготовить наступление и вклиниться в оборону противника состоял в массированном использовании
артиллерии для разрушения оборонительных сооружений и уничтожения живой силы с последующим вводом в прорыв своих войск. Однако выяснилось, что по перепаханному взрывами, с разрушенными дорогами, перекрываемому к тому же перекрёстным огнём с флангов участку «чистого» прорыва не удаётся ввести войска достаточно быстро, к тому же противник по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевал подтягивать резервы и блокировать прорыв. Также развитие прорыва затруднялось сложностью снабжения через линию фронта.
Танки,
бывшие когда-то предметом насмешек,
стали теперь грозным оружием.
Надвигаясь длинной цепью,
закованные в броню,
они кажутся нам самым
наглядным воплощением ужасов войны. …
Э. М. Ремарк. На Западном фронте без перемен
"Малыш Вилли". Именно так назывался первый в мире прототип танка, созданный в Британии. Он мог ездить со скоростью 4,8 километра в час и был оснащен пушкой. Первая модель, испытанная в полевых условиях, появилась на поле боя в 1916 году, в битве при Флер-Курселет. С тех прошло уже почти сто лет, а разные государства все продолжают мерятся длиной стволов и толщиной брони огромных железных чудовищ. Кстати, примечательно, что вначале англичане делили танки на "самцов" и "самок". Первые были вооружены пушками, а вторые - пулеметами. Само слово "танк" означает цистерну, потому что британцы пытались выдать новый вид оружия за бочки с топливом. Видимо, им не удалось ввести в заблуждение немецкую разведку.
Самый большой в мире танк был построен в России в 1915, под руководством Лебеденко. Это было огромное неповоротливое трехколесное чудовище в форме орудийного лафета (диаметр передних колес - почти 10м!). Вес примерно 40т. Двигатели - 2х240 л.с. Несколько огневых точек в боковых спонсонах и верхней (большей) и нижней (меньшей) башнях. Танк застрял на испытаниях, и в серию, к счастью, не пошел. «Царь-танк» остался в лесу возле станции Орудьево, поскольку вытащить его так и не смогли. В 1923 году машину разобрали на металлолом.
Первоe применение танков произошло 15 сентября 1916 на Сомме. 18 английских Mk.I добились прорыва немецких линий на пятикилометровом фронте на глубину 5км. Этот небольшой успех означал начало конца позиционной войны. Пулемет, царивший на поле боя, получил противника себе не по зубам.
Страничка вторая: применение авиабомб в первую мировую войну (слайды 10-13)
В начале войны, ни одна страна не имела на вооружении специализированных авиационных бомб. Германские цеппелины проводили первые бомбардировочные вылеты в 1914, используя обычные артиллерийские снаряды с приделанными матерчатыми плоскостями, самолеты сбрасывали на позиции противника ручные гранаты. Позднее были разработаны специальные авиационные бомбы.
Первые боевые полеты самолета "Илья Муромец" в глубокий тыл противника сопровождались сбрасыванием бомб на военные объекты. Эти самолеты в то время брали 15- 20 бомб, в основном пудовых и 25-фунтовых. Возможности бомбометания ограничивало отсутствие авиабомб достаточной мощности и прицелов. Россия располагала разработанными капитаном Толмачевым каплевидными бомбами для сбрасывания с дирижаблей. Но практика бомбометания показала, что для тяжелых самолетов типа "Илья Муромец" нужны авиабомбы крупного калибра. Военное ведомство поставило перед учеными и специалистами задачу создания фугасных, осколочных и зажигательных бомб. К разрешению этой задачи был привлечен и профессор Н. Е. Жуковский. А пока не появились специальные авиабомбы, практики летного дела осуществляли бомбардировки неприятеля с помощью примитивных авиабомб и специальных стрел.
Заведующий авиацией и воздухоплаванием в действующей армии в июле 1915 г. обратился к профессору Н. Е. Жуковскому с просьбой изыскать способы изготовления зажигательных авиабомб малого и большого калибров. Для организации опытов1 ГВТУ отпустило в его распоряжение 1500 руб. К решению задачи Н. Е. Жуковский привлек своих учеников Б. Н. Юрьева, Б. С. Стечкина, В. П. Ветчинкина и других. В короткий срок в аэродинамической лаборатории МВТУ были изготовлены и испытаны зажигательные бомбы. 14 сентября 1915 г. Н. Е. Жуковский составил для военного ведомства отчет об этих испытаниях 5, к которому прилагались протокол испытания и два чертежа.
Эти документы свидетельствуют, что ученым удалось создать весьма эффективные зажигательные снаряды. Из нескольких систем, испытанных при лаборатории, наиболее удачными были малые авиабомбы, спроектированные Б. Н. Юрьевым и Б. С. Стечкиным. Зажигательный снаряд прапорщика Б. Н. Юрьева "Стрела" состоял из тонкостенного сосуда и специального приспособления для разбрызгивания горючего. "Стрела" сбрасывалась с крыши МВТУ и, как свидетельствует Н. Е. Жуковский, давала большой радиус зажигательного района".
Под давлением фронта ГВТУ приступило к срочной разработке специального типа авиационных бомб фугасного и осколочного действия. К середине 1915 г. капитану Орановскому удалось сконструировать вполне удовлетворительный тип авиационной бомбы, которая была принята на вооружение. Фугасные бомбы Орановского имели металлический корпус каплевидной формы и начинялись тротилом. Детонатором являлся небольшой заряд тетрила. Бомба снабжалась стабилизатором. Взрыватель донного типа с замедлением 0,13 с. имел ветрянку, которая предохраняла бомбу от преждевременного взрыва. После сброса бомбы ветрянка силою воздушного потока вывертывалась и освобождала ударник. Бомбы с таким взрывателем действовали безотказно.
На фронте корпусные и армейские авиаотряды применяли фугасные бомбы системы Орановского массой 4, 6, 10, 16, 32 кг. Они сбрасывались в основном с самолетов "Вуазен" и "Фарман".
Страничка третья: авиация первой Мировой войны ( слайды 14-19)
Первая мировая сделала авиацию полноценным родом войск. Появились первые самолеты-разведчики, истребители и бомбардировщики. Настоящей легендой «германской» войны стал «Илья Муромец» — российский тяжелый самолет. Немцы не могли его сбить в течение полутора лет. Такая живучесть породила легенду о супер-броне, покрывающей «Муромца». В роли разрушителей мифов выступили сами немцы. В конце 1916 группа немецких истребителей атаковала одинокого «Илюшу». Бой длился более часа. Сбить его немцы так и не смогли, но в конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку. Кончились боеприпасы не только в пулеметных лентах, но даже патроны в штатных маузерах. Вышли из строя 3 из 4 двигателей. Осмотрев самолет немцы поняли, что причина «стойкости» самолета — удачная конструкция, а не чудо-броня. В корпусе «Муромца» они насчитали более 300 пробоин.
Создателем одного из первых отечественных истребителей был профессиональный авиатор, военный летчик, штабс-капитан русской армии Владимир Михайлович Ольховский (1889-1929). В период 1916-1917 гг. он, будучи командиром 5-го авиационного парка под Брянском, проводил многоплановые работы в мастерских (СВАРМ) этого воинского подразделения.
Основной задачей СВАРМ являлся ремонт авиационной техники, вышедшей из строя в бою или из-за отказов в работе. Получив разрешение командования, В. М. Ольховский, помимо ремонтных работ, по личной инициативе развернул деятельность по доработке и усовершенствованию конструкций самолетов, поступающих в мастерские обычным порядком.