Файл: Бюджетное учреждение высшего образования финансовый университет при правительстве российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особую опасность для общества несет политическая коррупция, представленная влиянием отдельных личностей, которые, пользуясь своим положением в обществе, за отдельную плату, благо или выгоду начинают действовать с целью удовлетворения каких-либо корыстных интересов.
2. Коррупция в Российской Федерации

2.1 Причины возникновения коррупции в России

Коррупция в России проникла во все сферы общественной жизни. В свое время Карл Маркс весьма четко выразил сущность бюрократии, подчеркнув, что она рассматривает государство как свою частную собственность.

В 2022 году сумма причиненного вреда по преступлениям коррупционной направленности составила 63,9 млрд руб., из которых 15,6 млрд руб. возмещено в добровольном порядке, а в целях обеспечения возмещения ущерба было арестовано и изъято имущество на 62,6 млрд руб.

Росту коррупции в системе государственной службы Российской Федерации способствует нестабильность служебного положения определенной части государственных служащих.

Одной из важных причин возникновения коррупции является господствующая в России теневая экономика. С одной стороны, предприниматели теневой сферы для извлечения прибыли вынуждены использовать незаконные услуги чиновников как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти, вознаграждая их услуги. Тем самым теневая экономика подпитывает чиновников-коррупционеров, создавая спрос на их услуги, что в условиях объективной ограниченности предложений приводит к росту равновесной цены на данный вид услуг. Повышается привлекательность данного коррупционного бизнеса и растет число коррумпированных чиновников. С другой стороны, недобросовестные чиновники увеличивают издержки для предприятий легального сектора, ставя их в условия, когда они вынуждены давать взятки. Тем самым они снижают конкурентоспособность предприятий легального сектора, стимулируя их к уходу в теневой сектор. Таким образом, создается положительная обратная связь между коррупцией и теневой экономикой, которая делает неустойчивой всю национальную экономику.

Не менее значимой причиной возникновения коррупции является терроризм. В свою очередь, так же как и разрастание теневой экономики, живучесть терроризма тесно связана с коррупцией и в определенной мере обусловливается наличием приближенности террористов к властным структурам
, использующим в своих политических или иных целях ту или иную террористическую организацию и не заинтересованным в реальном раскрытии своих технологий. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых показано, что рост масштабов коррупции непосредственно связан с процессами, происходящими в странах с переходной экономикой. В результате возник некий мутант, соединяющий остатки государственного социализма, олигархический капитал, зачатки корпоративизма, рыночных структур и обширный массив криминального предпринимательства. Все это опутано паутиной теневых и криминально-мафиозных отношений права и связано с коррумпированным государственным аппаратом.

2.2 Формы и методы антикоррупционной деятельности России

Эффективная борьба с коррупцией рассматривается мировым сообществом в качестве важнейшего показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям.

Готовность к эффективной борьбе с коррупцией является важнейшим показателем цивилизованности государства, его приверженности к демократическим принципам и ценностям.

Международным и национальным опытом доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. Снизить ее уровень можно, лишь реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях. Слишком взаимосвязаны многие проблемы. Нужен только комплексный подход в решении проблем, острота которых не спадает, а, напротив, в последнее время многократно возрастает.

Выработка целостной государственной стратегии противодействия коррупции и осуществление последовательной и скоординированной политики в этой сфере являются одними из насущных задач правовых преобразований на современном этапе. От их решения зависит реализация национальных интересов России практически во всех сферах общественных отношений.

Многогранность проблем, порождаемых коррупцией, диктует необходимость системного подхода к организации противодействия ей. Правомерно ставить вопрос не просто об усовершенствовании отдельных институтов и направлений деятельности государственных органов, а о концептуальном оформлении новых подходов в нормативном, ресурсном, информационном, организационном обеспечении борьбы с этим явлением.

В связи с этим разработан Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закрепляющий принципы и основные направления осуществления государственной политики по предупреждению коррупционных проявлений и борьбе с коррупцией, определяющего надзорные и координирующие функции государства в сфере осуществления такой политики, предусматривающего нормативное закрепление дефиниции «коррупция», имеет первостепенное значение.


Согласно указанному закону Основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В Российской Федерации профилактика коррупции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;


6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Неотъемлемую помощь в антикоррупционной деятельности может оказать систематизация различных видов ответственности государственных служащих с учетом возможных форм конституционной ответственности.

Проблема предотвращения и пресечения коррупции в системе государственной службы является одной из наиболее актуальных. В настоящее время можно отметить 4 основных правовых акта, имеющих существенную антикоррупционную составляющую:

  1. «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, определяющий правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

  2. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

  3. «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

  4. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Указанные Федеральные законы, а также Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», определяющий основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей, создают предпосылки для предупреждения коррупции в сфере государственного и муниципального управления.


Реализация требований и рекомендаций этих документов в российском законодательстве является необходимым и важным этапом на пути создания национального антикоррупционного права.

Одной из основных мер в рамках осуществляемой Российской Федерацией государственной политики и разработки антикоррупционной стратегии является обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов власти, их прозрачности.

В целях реализации данного направления в борьбе с коррупцией были приняты федеральные законы, направленные на повышение открытости и прозрачности власти, такие, как Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 02.08.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Кроме рассмотренных механизмов по борьбе с коррупцией, необходимо применение различных дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции. Так, снижению рисков возникновения коррупции и мошенничества в государственных и муниципальных органах должна способствовать хорошо организованная система внутреннего контроля.

Следует отметить, что обозначенные проблемы являются далеко не единственными, которые предстоит решить Российской Федерации. Однако в последнее время созданы необходимые предпосылки для того, чтобы деятельность государства в этом направлении была более динамичной и скоординированной.

Заключение

Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность. В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России велики.

Победить коррупцию трудно, но, по крайней мере, можно снизить уровень до определенного минимума. Бороться с этой проблемой необходимо. Главное, чтобы предпринимаемые меры представляли собой единый комплекс. Необходимо параллельно осуществлять меры как воспитательно-профилактического, так и карательно-принудительного воздействия., основанных на принципах законности, прозрачности и гражданского контроля.