ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новгородские – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы.)
2. Пересказ статьи «О собирании, исполнении и значении былин».
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух образов: пахаря (орáтай, óрет – пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя, умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка, рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само заглавие «…Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
2. Словарная работа: анализ слов-сносок в учебнике.
3. Чтение былины учителем и подготовленными учениками-ассистентами (по ролям).
4. Аналитическая беседа по вопросам.
– Какой теме посвящена былина? (В былине звучит тема тяжелого крестьянского труда.)
– Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не смогла сравниться с ним в силе.)
– Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле? (После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым Микулой Селяниновичем».)
5. Задание 1: зачитать описание внешности пахаря.
(«А у оратаря кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата». С. 19 (2-я строфа). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим, важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд крестьянский выше воинского труда ценится.)
– Как описан труд Микулы? (Повыехали в раздольице… (4-я строфа) …А омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в поле орáтай… каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует выносливости, сноровки и, конечно же, старания и любви.)
6. Задание 2: найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики… булатные», «гужики… шелковые»)
, гиперболы, троекратные повторения, напевность, торжественность.
IV. Подведение итогов урока.
– Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?
Вывод. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда, воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.
Домашнее задание: с. 23 в учебнике, подготовить ответ на вопрос 3 (характеристика Вольги или Микулы).
Индивидуальное задание: если бы предложили поставить памятник одному из героев, как бы он выглядел (рисунки).
Урок 5
БЫЛИНа «садко»
Цели: продолжить знакомство с былинами, их композицией, художественными особенностями; учить логически мыслить, развивать воображение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Рассматривание рисунков учащихся (индивидуальное задание).
2. Беседа по вопросам.
– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?
– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?
Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».
(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)
– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).
Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.
Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.
– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы. Определение, к какому циклу относится былина, какова ее тема.
– К какому циклу относится былина «Садко»? (Новгородская былина о путешествии в дальние страны. Тема социальная, то есть касается жизни общества.)
2. Чтение былины учителем и подготовленными учениками.
Можно читать на фоне музыкальных фрагментов из оперы Римского-Корсакова «Садко».
3. Выполнение заданий по тексту былины.
Задание 1. Рассказать о главном герое былины, истории его жизни, путешествии и благополучном возвращении. (Живет в Нове-городе богатый купец, который раньше не имел имущества, были у него только гусли. На честный пир Садко купцы не позвали раз, другой, третий. Скучно стало ему, он и отправился на Ильмень-озеро. Садко заметил, что вода в озере всколыхнулася, когда он играл первый день, второй. Гусляр пугался… и уходил прочь. На третий раз вода тоже «всколыбалася», и из нее появился морской царь. За «утехи великие», за «игру нежную» решил водяной царь наградить его и посоветовал Садко поспорить с купцами на лавки их товарные:
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба – золоты перья.
Как ударишь о велик заклад
И поди свяжи шелковый невод.
………………………………….
Дам три рыбы – золоты перья.
Тогда ты счастлив будешь!
Садко так и сделал: поспорил, поймал три рыбы, получил «несчетну казну», скупив товары у трех купцов и торгуя ими.
Всех угощал он: и жителей новгородских, и настоятелей новгородских (церковнослужителей).)
Они-то и предложили Садко, закупив товары, не торговать ими в Новгороде. Садко закупил товары, построил корабли, «тридцать черленых» кораблей и
поехал Садко по Волхову (река в Новгороде)
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продавал товары новгородские…
Когда путешественники возвращались домой, то поднялся шторм.
Все поняли, что морской царь требует дань. Он не принял бочку с серебром, требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он взял с собой гусли. Оказавшись у морского царя, Садко выполнил просьбу царя:
Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;
Поиграй же мне в гусельки яровчаты.
Трое суток играл гусляр, а морской царь плясал.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гибнуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Народ стал молиться Миколе Можайскому и просить о помощи.
Неожиданно рядом с Садко очутился «старик седатый» (седой), который просил Садко не играть и подсказал ему, что надо сделать с гуслями, чтобы не играть на них. Он же и посоветовал, как надо выбрать невесту, когда царь предложит жениться «на душечке на красной девушке».
Садко сделал все так, как советовал старик, и – очутился на берегу моря раньше своих дружинников.
А дружина поминает одного Садка:
– Остался Садко во синем море!
А Садко стоит на крутом кряжу,
Встречает свою дружинушку со Волхова.
Все рады встрече с Садко: и дружина «хоробрая», и «тут его жена взрадовалася, брала Садка за белы руки, целовала во уста сахарные».
Стал Садко выгружать бессчетну золоту казну.
Как повыгрузил со черленыих кораблей,
Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-городе.
Задание 2. Зачитать зачин, назвать гиперболы, постоянные эпитеты («хоробрую», белокаменны, «красной» девушке, «яровчатые», «сине» море); повторяющиеся слова, выражения («Аи же братцы..,) торжественные приемы повествования, троекратные повторения.
IV. Подведение итогов урока.
– В чем ценность былин?
– Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?
Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Римский-Корсаков; «Три богатыря» – В. Васнецов).
Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; ответить на вопросы из учебника.
Индивидуальное задание:
1) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся» (2 ученика рассказывают об оригинальных творениях В. Васнецова, И. Репина, И. Билибина, демонстрируют иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др.); подготовить выставку, стенд-раскладушку;