ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 9
«КАЛЕВАЛА» – КАРЕЛО-ФИНСКИЙ
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС
Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая понимание прочитанного.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении вселенной и космоса, солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.
2. Работа в тетради.
Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.
3. Беседа по вопросам.
– «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.)
– С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции.) Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей.)
4. Работа со статьей учебника (с. 36–41).
Чтение вслух статьи об эпосе «Калевала» несколькими учащимися.
5. Аналитическая беседа.
Беседа строится по вопросам 1–9, представленным на с. 41 учебника.
– Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
– Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?
– О чем рассказывают древние руны?
– Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
– Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?
– Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?
– Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?
– Что случилось с Сампо впоследствии?
– Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?
IV. Подведение итогов урока.
Слово учителя.
Эпос «Калевала» является бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов. Интересно, что образы «Калевалы» заняли почетное место даже на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».
Вся культура современных карелов пронизана отзвуками «Калевалы». Ежегодно в рамках международного культурного марафона «Калевальская мозаика» проводятся народные гулянья и праздники, включающие в себя театральные постановки по мотивам «Калевалы», выступления фольклорных коллективов, танцевальные фестивали, выставки карельских художников, продолжающих традиции этнической культуры финно-угорских народов региона.
Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.
Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи Аникина «Мудрость народов» (с. 44–45 в учебнике).
Урок 10
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику.
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.
3. Беседа по вопросам.
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни?
(О труде – «без труда…», о проведении времени – «делу время…», питать на кого-то надежду – «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве – «не хвали себя…», об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорках.
5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.
IV. Закрепление темы.
1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща. | Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое. |
Пословица представляет собой простое предложение с инверсией
(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п. | Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала. |
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).
г) Лес рубят – щепки летят.
Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе. | Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди. |
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
V. Подведение итогов урока.
– Что такое пословица? поговорка?
Заключительное слово учителя.
Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.
Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).
Урок 11
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.
Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2–3 работы).
2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).
Карточка 1.