Файл: Урок как основная форма обучения и воспитания в современной школе и пути повышения его эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.).

Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а также неточности, касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только память, но и внимание. Использую тексты из книги И. А. Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников. История». Если не все ошибки будут найдены, наиболее сильный ученик в роли персонажа эпохи, может обратиться к обучающимся с вопросами, пожеланиями.

Методическая копилка для проведения урок-пресс-конференция:

Чтобы подготовить успешный урок-конференцию, необходимо несколько составляющих.

Во-первых, это тщательная проработка темы и всех ее особенностей педагогом. Он должен удачно разработать систему, четко поставить перед учениками задачу, составить разумный план.

Во-вторых, ученики должны быть достаточной степени мотивированы на тщательную подработку своей темы; если мотивация учащихся низкая, то интересного и продуктивного урока ожидать не приходится.

Наконец, важно четкое следование регламенту, объективная оценка выступлений, конкретные требования, которые должны неукоснительно выполняться; это касается и длительности выступлений, и оформления их, и выставления оценок, и использования опросника.

Тема: формы правления; закрепление изученного.

Школьникам предлагаются три темы: монархия, республика, диктатура. Каждая из них разрабатывается небольшой группой из 3-5 человек. Выступает один из них: он защищает свою форму правления. В этом случае уместны элементы театрализованного представления (например, корона на голове у монархиста). Те школьники, которые не принимают участия в подготовке докладов, затем участвуют в диспуте, обсуждая плюсы и минусы всех предложенных форм правления. Регламент на выступление 5-7 минут, остальная часть урока — диспут.

Методическая копилка для проведения урок-суд:

Для каждого судебного дела отбираются по три участника: судья, прокурор и адвокат. Каждое судебное заседание длится не более 5-8 минут.
Такой вид урока удобен, когда ребятам нужно решить несколько вопросов по одной теме. Например, изучается тема «Семейное право». Ученикам можно предложить сразу несколько ситуаций, требующих судебного вмешательства: развод, исполнение брачного договора, истребование алиментов на ребенка и т.д. Небольшие импровизированные «суды» помогут не только показать разнообразие возможных конфликтов, но и более прочно закрепить знание семейного кодекса.


Важно, чтобы в процессе были задействованы все учащиеся. Поэтому, желательно подбирать такую тему, чтобы ситуация охватывала как можно больше детей.

Возможные роли:

- Обвиняемый;

- Потерпевший;

- Судья;

- Присяжные заседатели;

- Секретарь суда;

- Обвинитель (прокурор);

- Помощники прокурора;

- Защитник (адвокат);

- Помощники адвоката;

- Свидетели обвинения;

- Свидетели защиты;

- Независимые эксперты.

Роли учащиеся выбирают, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме.

Для урока желательно расставить мебель в классной комнате таким образом, чтобы воссоздать обстановку судебного зала: отдельные места для защиты и обвинения, скамья подсудимого, верховное место судьи.

Следует четко следовать намеченному плану проведения судебного заседания. То есть, если для речи прокурора, например, отведено 3 минуты, то важно придерживаться этого времени и не давать ученику растекаться мыслью по древу.

Урок-суд не предполагает обмена мнениями. Цель уроков — другая: в ходе дискуссии прийти к единому мнению по поставленной проблеме.

Для воссоздания «полной картины» желательно придерживаться форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор / адвокат, «Встать! Суд идет!», «Слово предоставляется…» и т.д.). Можно ввести и моменты приведения свидетелей к присяге. Но, если такие мелочи занимают много времени, их лучше пропустить, оставив лишь общую фабулу процесса.

Не стоит забывать и о техническом оснащении. Например, можно рекомендовать ученикам использовать в своих выступлениях наглядные материалы, презентации, схемы, графики и т.д.

Завершающий этап урока является одним из основных. После того, как вынесен приговор, необходимо проанализировать итоги урока, то есть провести рефлексию.

При этом важно учесть следующие моменты:

- степень активности учащихся и степень их подготовленности;

- использование дополнительной информации, продуктивность самостоятельной работы;

- оценка учащимися итогов урока: согласны или нет с вердиктом?

- оценка учащимися степени "интересности" и познавательности такой формы урока.

Таким образом, разработанные рекомендации и методические копилки для проведения уроков по «Истории и праву» помогут учителю разнообразить работу класса на уроке и повысить эффективность обучения и воспитания с помощью урока.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной выпускной квалификационной работе при изучении темы: «Урок как основная форма обучения и воспитания в современной школе и пути повышения его эффективности» нами были решены следующие задачи:

1. Обзор педагогической и методической литературы по изучению понятия, структуры и классификации видов урока.

Основной формой обучения и воспитания является урок. Урок – форма организации обучения учащихся, которая характеризуется временным и структурным элементом учебного процесса.

Классификация видов урока в данной работе рассмотрена следующая:

1. Комбинированный урок отличается от других типов тем, что в его основе лежит постановка и достижение нескольких целей.

2. Уроки изучения новых знаний.

3. Уроки формирования новых умений.

4. Уроки обобщения и систематизации изученного.

5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений.

6. Уроки практического применения знаний, умений.

2. Рассмотрен современный урок как основную форму организации учебного процесса и изучить пути повышения эффективности современного урока в обучении и воспитании.

Отличительной особенностью современного урока от традиционного является то, что он направлен на получение знаний учащихся с помощью изучения дополнительной литературы, а также с помощью коллективного обсуждения учащиеся способны получить знания более быстрее и качественнее.

3. Рассмотрены требования, предъявляемые к современному уроку и тенденции его развития.

Проблема повышение эффективности урока заключается в связи с усилением в обучении познавательного опыта учащихся. Одним из ключевых направлений повышения эффективности считается усиление самостоятельной работы учащихся на всех его этапах. Высокая эффективность учебных занятий немыслима без установления межпредметных связей.

4. Изучено использование нестандартных уроков в общеобразовательном учреждении по предмету «История и право», проанализирован урока учителя истории в МБОУ СОШ №40, г. Воронеж и разработан современный урок по предмету «История и право» с использованием инновационных технологий.

Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.


Проанализировав урок по истории и права, проводимый в 11 классе Ригульской С.В. можно сделать вывод, что многообразие форм и методов на уроке позволили изучить тему в полном объеме и развить познавательные и мыслительные навыки.

5. Разработаны методические рекомендации по повышению эффективности урока в обучении и воспитании в современной школе представление в главе 3.

Повышение качества образования – одна из основных задач российского образования. Эффективностью урока можно назвать его результат и степень усвоения материала обучающимися.

В современной теории и практике образования выделено множество путей повышения эффективности урока, как формы обучения и воспитания в школе. Основными из них являются: углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль знаний, которые были получены в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексашина, И. Ю. Современные модели уроков естествознания: учебное пособие / И. Ю. Алексашина, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 160 с. – ISBN 978-5-9925-1359-2. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785992513592.html (дат обращения: 20.09.2022).

  2. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 274 с.

  3. Булатова, О. С. Искусство современного урока / О.С. Булатова. - Москва: Академия, 2016. - 256 c.

  4. Булатова, О. С. Искусство современного урока / О.С. Булатова. - Москва: Академия, 2018. - 256 c.

  5. Глаголева, Ю. И. Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования / Ю. И. Глаголева, И. В. Казанцева, М. В. Бойкина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 120 с. – ISBN 978-5-9925-1060-7. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/9785992510607-21062405.html (дата обращения: 20.09.2022).

  6. Дорожкина, Н. И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы / Н.И. Дорожкина. - Москва: ВАКО, 2018. - 196 c.

  7. Дорожкина, Н. И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы / Н.И. Дорожкина. - Москва: ВАКО, 2019. - 863 c.

  8. Еремина, Е. А. Виды разбора на уроках истории 5-11 классы / Е.А. Еремина. - Москва: Паритет, 2020. - 157 c.

  9. Ижойкина, Л. В. Целеполагание в структуре современного урока / Л. В. Ижойкина, Л. Н. Орлова. – Текст: непосредственный // Биология в школе. – 2020. – № 3. – С. 27-32.

  10. Истомина, Н. Б. Проблемы современного урока истории и права / Н. Б. Истомина. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2018. – № 11. – С. 77-81.

  11. Калинина, Г. П. Некоторые аспекты современного урока / Г. П. Калинина, В. П. Ручкина. – Текст: непосредственный // Специальное образование. – 2018. – № 1 (49). – С. 6-15.

  12. Капранова, М. Н. Интерактивная стратегия обучения / М. Н. Капранова. – Текст: непосредственный // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2016. – № 2. – С. 2-7.

  13. Коттер, Д. Лидерство Мацуситы: уроки выдающегося предпринимателя XX века / Д. Коттер. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 256 c.

  14. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 144 c. – ISBN 978-5-9925-0900-7. – URL: https://www.iprbookshop.ru/100884.html (дата обращения: 20.09.2022).

  15. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - Москва: Каро, 2013. - 144 c.

  16. Кудрина, С. В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Истории и права» в 11 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В. Кудрина. - Москва: Владос, 2016. - 240 c.

  17. Львова, С. А. Практический материал к урокам Истории и права 11 класс / С.А. Львова. - Москва: Владос, 2019. - 136 c.

  18. Махмутов, М. И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1981. - 192 c.

  19. Муштавинская, И. В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования: методическое пособие / И. В. Муштавинская. – Санкт Петербург: КАРО, 2018. – 176 с. – ISBN 978-5-9925-1355-4. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785992513554.html (дата обращения: 20.09.2022).

  20. Муштавинская, Ирина Валентиновна Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие / Муштавинская Ирина Валентиновна. - Москва: Каро, 2019. - 171 c.

  21. Набатова, О. Г. История России XVIII века. Конспект уроков: практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 395 с.

  22. Набатова, О. Г. История России XVI—XVII веков. Конспект уроков: практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 394 с.

  23. Набатова, О. Г. История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков: практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 382 с.

  24. Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспект уроков в 3 ч. Часть 1: практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 371 с.

  25. Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории: учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 305 с.

  26. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в русской школе ХIХ - начала ХХ вв.: монография / М. Т. Студеникин - Москва: Прометей, 2016. - 236 с.

  27. Сычева, Т. А. Методика преподавания истории и обществознания: учебное пособие / Т. А. Сычева. — Кемерово: КемГУ, 2014. — 107 с.

  28. Чумакова, А. С. Методика преподавания истории: Практикум. Справочно-информационные материалы: учебное пособие / А. С. Чумакова. — Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. — 48 с.

  29. Шишкова, М.И. Нестандартные уроки / М.И. Шишкова. - Москва: Книга по Требованию, 2020. - 594 c.

  30. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 433 с.



Приложение 1

Технологическая карта урока

Предмет: История и право

Класс: 11

Тема урока: «Гражданская война и интервенция»

Цель: дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне.

Задачи:

- в ходе изучения темы учащиеся должны понять, что в гражданской войне нет победителей, воспитывать толерантное отношение к различным политическим взглядам;

- выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке;

- совершенствовать умение работать в группе; развивать технологическую и коммуникативную компетентности.


Формы контроля: самооценка

Тип урока: урок формирования новых знаний






Новые понятия: Гражданская война, иностранная интервенция, белое движение.

Методы работы: Поисково-исследовательский




Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация в MS Power Point, видеофрагмент выступления В.И. Ленина перед рабочими, учебники, тетради, раздаточный материал: информационные карты, исторические источники