Файл: Конспект урока 4 по родной литературе в 7 классе Тема Родные просторы. Русское поле И. С. Никитин Поле, И. А. Гофф Русское поле, Д. В. Григорович Пахарь ( главы из повести).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока №4 по родной литературе в 7 классе

Тема: Родные просторы. Русское поле: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле», Д. В. Григорович «Пахарь» ( главы из повести)

Цели урока:

Образовательная обрисовать зрительные образы при чтении поэтических произведений; подвести к пониманию настроения, чувств поэтов; определить способы создания образов.

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворных текстов, расширить кругозор детей через знакомство с поэтическим достоянием русской классики.

Воспитательная: воспитывать навык восприятия и осмысления поэтической классики, познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний: проверка домашнего задания.

Выучить наизусть одно из стихотворений: Ивана Саввича Никитина «Поле» или Инны Анатольевны Гофф «Русское поле».

  1. Мотивация и целеполагание.

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. На нашем уроке анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как И. С. Никитин, И. А. Гофф и


  1. Сообщение учащегося об И.С.Никитине

  2. Первичное усвоение новых знаний. Выразительное чтение стихотворения Ивана Саввича Никитина «Поле», на с.52-53. Дата создания: 1849 г.




  1. Первичная проверка пониманиястихотворения И. С. Никитина «Поле».

Стихотворение «Поле» написано в 1849 году и является ярким образчиком раннего творчества автора, отличающегося чрезвычайной требовательностью к себе. Произведение отражает поэтическую одаренность, яркую творческую индивидуальность и мечтательность молодого поэта, широту интеллектуальных запросов, филигранно владеющего техникой слова.


Небольшое по объему стихотворение включает следующие средства художественной выразительности:

  • немногочисленные эпитеты – «прозрачное небо», «золотой щит», «золотистая рожь» – создают яркую картину погожего летнего дня, рисуют пейзаж, наполненный воздухом и светом;

  • метафоры – «сияет щитом», «одевает туманом», «вливает часть силы», «раскинулось тканью», «слилось гранью» – позволяют максимально кратко, но образно и точно отразить свойства описанных явлений;

  • сравнения – «по нивам, как по морю», «меня, как младенца» – создают у читателя трогающие душу зрительные образы;

  • олицетворения – «поле раскинулось и слилось», «ветер гуляет и одевает», «природа допускает, вливает» – позволяет конкретно описать абстрактные явления, ширь горячо любимых автором русских просторов;

  • ряды однородных членов предложения – «гуляет, одевает, говорит, шумит», «мать, друг и наставник» – не перегружая текст, достоверно и полно отражают свойства явлений и чувства поэта;

  • умолчания – «Один я…», «сердцу и думам свобода…» – не описывая конкретики, оформляют желанную возможность побыть одному, освободиться от тягостных мыслей о насущном хлебе, отвлечься от непростой семейной обстановки, вырваться из повседневности мещанской жизни;

  • инверсию – «раскинулось поле», «щитом золотым», «ржи золотистой», «один я», «мать моя» – способствуют формированию ритмической гармонии стиха;

  • многосоюзие – «и сердцу и думам» – отсылает читателя к чувственному и рациональному началам бытия автора;

  • эллипсис – «сердцу и думам (предоставлена) свобода» – позволяет емко выразить главную мысль, не делая акцента на частностях.




  1. Первичное закрепление.Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения И. С. Никитина «Поле».

Стихотворение является поэтическим признанием в любви своей малой родине. Оно пронизано высоким чувством сопричастности с природой, слияния и ней, трепета перед ее животворящей силой. Именно в природе автор находит защиту – оборот «щит золотой» – и мощный источник вдохновения. Она ассоциируется с тем, что принято считать самым ценным, дорогим – неслучайно присутствие в тексте эпитетов «золотой, «золотистая».


  1. Сообщение учащегося об И.А.Гофф

  2. Первичное усвоение новых знаний. Выразительное чтение стихотворения Инны Анатольевны Гофф «Русское поле», на с.55.

  3. Первичная проверка понимания стихотворения И. А. Гофф «Русское поле».


Анализ стихотворения «Русское поле»:

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Почему оно так называется?

- Какие пословицы о поле вам известны?

- Почему авторы фильма дали ему такое название?

- Какие образы в стихотворении привлекли ваше внимание?

- Как вы понимаете слова «Здравствуй, русское поле, я – твой тонкий колосок»?

Найдите тропы в стихотворении:

Метафора (поле – жизнь, судьба)

Сравнение (я твой тонкий колосок)

Лексический повтор (поле, русское поле)

Риторическое обращение («Здравствуй, русское поле!»)

Чередование женской и мужской рифмы придаёт стихотворению напевности, хорей, разбавленный дополнительными слогами, не сбивает особой ритмичности. Неоднократное повторение обращения «поле, русское поле» олицетворяет его, приближает к читателю и лирическому герою.  Лирический герой определяет себя как колосок, как частичку русского поля, русской природы. Это и его Родина, и философское переосмысление жизни. Поле — это символическое восприятие свободы, надежды, светлого будущего: «Верю молчанью, как обещанью, /Пасмурным днем вижу я синеву».


  1. Первичное закрепление.Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения И. А. Гофф «Русское поле».

Инна Гофф так рассказывает об истории создания этого стихотворения: «Написала, потому что люблю поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с такой «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Это ничем не заслоненный вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним видением моего отрочества».


  1. Знакомство с краткой биографией русского писателя Д.В.Григоровича, на с.56-57

В повести «Пахарь» писатель также обращается к фольклору и этнографии как иллюстративному внешнему колориту для изображения и идиллических картин народной жизни, и самих крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть поэтические начала в крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в уборке, обряде «обряжения» последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его с природой и родной землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по
мнению Григоровича, можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную речь и настоящую русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко забьется ваше сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту землю»6.

Впервые повесть была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В центре повествования, как это не необычно для художественного произведения, - изложенные в форме эссе собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные затем во второй части повести образами старика-крестьянина Ивана Анисимовича и его «второго Я» - сына Савелия. Такой прием – изображения отстаиваемой автором идеи с помощью двух персонажей, позволяющих представить человека в его разные возрастные периоды – перехода от молодости к зрелости (Савелию тридцать лет) и старости – дает возможность подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность того, с чем настойчиво предлагает нам познакомиться и в правильности чего надеется нас убедить идеолог - писатель.

СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав. Начинается повествование, как и водится у писателей славянофильского направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился городом!», - с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой». 


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Прочитать главы из повести «Пахарь» (в сокращении) на с.58-67, подготовиться к пересказу.


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Подведём итог всему, о чём мы говорили.

- С какими поэтами и писателями познакомились?

- В чём особенность их творчества?

- Вместе со своими стихами Никитин, Гофф и многие другие поэты представляют значительное художественное явление нашего времени. Стихотворения о природе – это провод от одной души к другой. Природа защищает человека от злобы, подлости, даёт нашей душе свет, надежду, любовь и нежность.


Тема: «Пахарь»

Цели: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Работа по теме урока

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.

Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 – 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище

в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в альманахе “Физиология Петербурга”, пишет очерк “Петербургские шарманщики”, отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть “Антон Горемыка”, принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков.

Далее следуют “Проселочные дороги” (1852), “Рыбаки” (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича “Переселенцы” (1855) и “Пахарь” (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками “чистого искусства” и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: “…Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти… ” – писал он Некрасову.

В 1858 – 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках “Корабль “Ретвизан”, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью “Гуттаперчевый мальчик”, названной критикой “маленьким шедевром”. В эти же годы выступает как переводчик (повесть П. Меримо “Этрусская ваза”).