Файл: Уроках обж в 9 классе Понятие о межпредметных связях в современном образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические основы межпредметных связей, используемые на уроках ОБЖ в 9 классе………………………………………………….


5

1.1 Понятие о межпредметных связях в современном образовании……

5

1.2 Межпредметные связи предмета ОБЖ………………………………..

9

1.3 Межпредметная связь ОБЖ и Физической культуры в 9 классе……

13

Глава 2. Межпредметная связь ОБЖ и Физической культуры в 9 классе.

16

2.1 Рекомендации к проведению интегрированного урока ОБЖ и Физической культуры в 9 классе………………………………………….


16

2.2 Разработка технологической карты интегрированного урока по ОБЖ в 9 классе …………………………………………………………….


20

Заключение………………………………………………………………….

29

Список источников литературы …………………………………………..

31


Введение

Актуальность. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ.

Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.

Межпредметные связи - это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.


Использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы учащиеся могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению межпредметных связей.

Проблеме межпредметных связей в педагогике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между предметами говорилось еще в трудах выдающихся педагогов XVII--XIX вв. Я.А. Каменского, Д. Локка, И.Г. Песталлоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и других, а также в трудах русских просветителей XIX-XX вв. В.Г. Белинского, В.Д. Одоевского, К.Д. Ушинского. Новая волна интереса к этой проблеме появилась во второй половине прошлого столетия и не спадает по настоящее время.

Цель: изучить межпредметные связи, используемые на уроках ОБЖ в 9 классе, разработать интегрированный урок ОБЖ и Физической культуры для 9 класса.

Объект: межпредметные связи.

Предмет: межпредметные связи на уроках ОБЖ в 9 классе.

Задачи:

  1. Изучить понятие о межпредметных связях в современном образовании;

  2. Рассмотреть межпредметные связи предмета ОБЖ;

  3. Проанализировать межпредметную связь ОБЖ и Физической культуры в 9 классе;

  4. Рассмотреть рекомендации к проведению интегрированного урока ОБЖ и Физической культуры в 9 классе;

  5. Разработать технологическую карту интегрированного урока по ОБЖ в 9 классе

Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников литературы.


Глава 1. Теоретические основы межпредметных связей, используемые на уроках ОБЖ в 9 классе

1.1 Понятие о межпредметных связях в современном образовании

Современная система образования требует от учителя развития собственных компетенций, ориентации на практическое применение знаний, использование разнообразных подходов. Одно из наиболее важных направлений в образовательной области - установление межпредметных связей. Учителю важно осознавать и понимать, какие существуют подходы к решению этой задачи.

Межпредметные связи– это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а также с целью наиболее эффективного применения знаний на практике [4].


Использование МПС К.Д. Ушинский рассматривал как процесс, облегчающий весь ход обучения, вызывающий интерес детей и помогающий связать новый материал со старым. Мысль К.Д. Ушинского сводилась к тому, что предметы учебного курса представляют собой не беспорядочную группу знаний, а систему, в которой каждая дисциплина имеет свою логику, а все вместе составляют органически связное целое, смысл которого должен быть совершенно ясен педагогу. «Кроме специальных знаний, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные всем наукам», – утверждал русский педагог.

Таким образом, в дидактических взглядах К.Д. Ушинского проблема МПС в преподавании занимала место как одна из важнейших в формировании целостных и системных взглядов [5].

Н.Г. Чернышевский, подчеркивая необходимость обучения различным предметам в их взаимосвязи, чтобы прочные приобретения одной науки не оставались бесплодными для других [6].

В 50-60-е годы XX века о необходимости осуществления межпредметных связей говорят М.Н. Скаткин. Э.И. Моносзон, Ш.И. Ганелин, С.Е. Драпкина и др.

В дальнейшем их разработкой занимались Е.С. Маркова, А.Н. Пинский, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, Н.М. Черкес-Заде и др. У них межпредметные связи выступают как средство и условие обучения, метод учебно-познавательной деятельности, как принцип построения дидактических систем, т.е. характеризуют процессуальный компонент обучения.

Вышесказанное служит основанием утверждать, что русская педагогика не только самостоятельно выдвинула задачу использования МПС в преподавании различных учебных предметов, теоретически их обосновала, но и частично реализовала практически. Лучшие русские учителя прислушивались к высказываниям В.Г. Белинского, А.И. Герцена и К.Д. Ушинского и брали на вооружение их советы и рекомендации.

На современном этапе вопрос о межпредметных связях считается важной проблемой дидактики. Считается, что предметная система образования не дает учащимся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности.

Для решения этой проблемы дидактика рекомендует учителю устанавливать межпредметные связи:

- видеть общие темы;

- видеть сквозные проблемы;

- видеть фундаментальные проблемы;

- строить обучение с опорой на комплекс предметов;


- создавать интегрированные курсы (учебные дисциплины, соединяющие знания из разных научных областей).

Факторы, способствующие эффективному применению установления межпредметных связей:

- профессионализм учителя;

- уровень подготовки учащихся;

- открытый доступ к учебной и методической литературе;

- запас времени (резерв);

- продуманное обоснованное планирование межпредметных связей после каждой темы.

Другим аспектом применения навыка устанавливать межпредметные связи является написание эссе (творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук).

Учащийся должен изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также фактам, почерпнутым из социального и личного опыта. Успешно написать эссе может лишь тот ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют требованиям. Он способен применить обществоведческие знания в новой незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно и аргументировано ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания.

Эти связи рассматривают «взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями»).

Такое содержание, на наш взгляд, отражает три признака взаимной обусловленности:

– выделение знаний или их элементов в учебных предметах, по-разному характеризующих реальные явления, объекты и процессы;

– указание способов связей, имеющих методический инструментарий, посредством которого выявляются возможные логические конструкции и методические приемы их реализации;

– направленность связи на развивающие функции обучения.

Таким образом, существование межпредметных связей обусловлено наличием трех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указанием направления этих связей [11].

Существуют различные классификации межпредметных связей. Первая классификация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи. Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, выявлять перспективы в изучении знаний.

Опираясь на философское понимание структуры связи, Н.С. Антонов выделил в понятии межпредметные связи три признака (состав, способ, направленность) и реализующие их виды связей:


- по составу – объекты, факты, понятия, теории, методы;

- по способу – логические, методические приемы и формы учебного процесса, при помощи которых реализуются связи в содержании;

- по направленности – формирование общих умений и навыков.

Межпредметные связи по составу показывают – что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.

Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является поставщиком информации для других тем, других дисциплин учебного плана учебного заведения.

Временной фактор показывает:

- какие знания, привлекаемые из других дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи);

- какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, какая ведомой (хронологические синхронные связи) [12].

Таким образом, межпредметные связи по направлению показывают: является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.

1.2 Межпредметные связи предмета ОБЖ

Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории и экологии в единый смысловой блок, объясняющий ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться [7].

ОБЖ - интегративная дисциплина. Ее основы формируются исходя из ее комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин; она изучает закономерности и механизмы защиты человека и общества.

При этом ОБЖ не ставит своей целью взять часть материала этих предметов. Наоборот, ОБЖ дает новое видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией, указывает на объективно существующие законы и тем самым делает интегрированные знания учащихся более глубокими и практичными [6].

В учебном процессе по предмету ОБЖ имеются три вида межпредметных связей:

1. Предшествующие, когда при раскрытии того или иного вопроса преподаватель опирается на знания учащихся, полученные при изучении других предметов. Так, например, нельзя понять принцип действия индивидуальных дозиметрических приборов, если не опираться на знания, полученные в 9-м классе на уроках физики при изучении темы «Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора».