Файл: Уроках обж в 9 классе Понятие о межпредметных связях в современном образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов.

3. Перспективные, когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Так, например, тема «Оружие массового поражения» изучается в курсе ОБЖ до того, как на уроках физики разбираются вопросы атома и атомного ядра [5].

В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий учителей и учащихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности. В курсе ОБЖ предметные знания школьников о безопасности (усваиваемые на уроках других учебных дисциплин) обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, биологии и т.д.

Такого рода интеграционные процессы лишь способствуют, но не обеспечивают реализации тенденции перехода от обучения умениям и навыкам безопасной жизнедеятельности к воспитанию мировоззренческой, нравственной и психологической готовности к безопасной жизнедеятельности [10].

Существует необходимость интеграции частных воспитательных процессов (в преподавании отдельных учебных дисциплин) в целостную систему воспитания культуры безопасности в учебном процессе. Для обоснования такой системы необходимо выявить психолого-педагогические механизмы воспитания культуры безопасности в учебном процессе, особенности содержания воспитания культуры безопасности в преподавании различных учебных дисциплин и закономерности интеграции усилий преподавателей различных учебных дисциплин.

Объединению усилий учителей различных учебных дисциплин в воспитании культуры безопасности способствует образовательная область ОБЖ, реализуемая как учебный предмет ОБЖ или в форме интегрированного обучения основам безопасности (в преподавании различных дисциплин). При наличии в учебном плане школы (за счет регионального или школьного компонента) курса ОБЖ эта учебная дисциплина выполняет функцию координации деятельности учителей в обучении школьников основам безопасности в преподавании различных учебных предметов [7].

В случае если обучение основам безопасности в школе осуществляется интегрировано (содержание обучения основам безопасности рассредоточено в различных учебных дисциплинах), интегрирующая роль принадлежит тем учебным предметам, в содержании которых культура безопасности представлена в наибольшей степени.


К таким дисциплинам, прежде всего, относятся биология и обществознание. Биология обладает значительным потенциалом интеграции естественнонаучных знаний о безопасности человека и общества. Обществознание в наибольшей степени интегрирует мировоззренческие, нравственные, психологические, правовые знания о безопасной жизнедеятельности. Однако взаимосвязь учебных предметов в обучении школьников основам безопасности в современных условиях реализуется как тенденция к интеграции через межпредметные связи [9].

Данная тенденция не обеспечена ни теоретическими исследованиями в педагогике, ни учебно-методическими разработками, на основе которых и в соответствии с которыми осуществляется практика обучения основам безопасности.

Для более полной реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций межпредметных связей творчески работающий преподаватель будет использовать связь предмета ОБЖ также и с литературой и искусством, общественными науками, физической культурой и др. Ведь именно гуманитарные знания дают возможность преодолеть узкопрофессиональное мышление, воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством социальной и нравственной ответственности.

Приведенные положения педагогики и психологии позволяют сформулировать педагогические условия реализации межпредметных связей в формировании более глубоких, обобщенных знаний и в обучении ОБЖ [8].

К наиболее важным условиям относятся:

1. Согласованность изложения материала данного предмета с содержанием и логикой смежных дисциплин.

2. Соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов.

3. Смысловая взаимосвязь изучаемых предметов.

4. Взаимная согласованность применяемых методических форм и приемов обучения.

5. Ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в себе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира [2].

Таким образом, преимущество использования межпредметных связей на уроках ОБЖ заключается в том, что они:

- развивают системное, ассоциативное мышление;

- интегрируют ОБЖ в систему жизненно необходимых знаний;


- дают представление о путях решения и предотвращения опасных ситуаций;

- способствуют выработке ситуационного опыта.

- и - что не менее важно - объективно поднимают престиж науки ОБЖ.

Одной из форм использования межпредметных связей на уроке ОБЖ может служить интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами-предметниками (двумя или тремя), которые попеременно ведут урок; при этом у каждого своя манера, свой темп и свой темперамент, и это позволяет поддерживать на высоком уровне даже непроизвольное внимание и интерес со стороны учащихся в течение всего урока [3].

В целом занятия по интегративному обучению на уроках ОБЖ представляют собою познание через игру, ситуационную работу, где используются разные источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с учителем и друг с другом. Понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления. Это созидательная работа и развивает творческое мышление [4].

Таким образом, можно утверждать, что в современном обучении учащихся значение межпредметных связей возросло до самостоятельного дидактического принципа. Применяя их в своей практике, мы реализуем основной принцип обучения - принцип систематичности, последовательности и комплексности, что помогает повысить интеллектуальный уровень предмета ОБЖ.

1.3 Межпредметная связь ОБЖ и Физической культуры в 9 классе

Взаимосвязь предметов «ОБЖ» и «Физическая культура» очевидна, она вытекает из определения данных дисциплин. Вспомним, что физическая культура - это система укрепления здоровья и развития физических способностей людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены, тогда как предмет «ОБЖ» призван вооружить каждого учащегося знаниями, умениями и навыками выживания и сохранения своего здоровья при любых чрезвычайных ситуациях.

Система образования должна формировать у учащихся необходимый уровень подготовки к реальным ситуациям. Объединенное знание всех курсов, не только «ОБЖ» и «Физическая культура», но и других дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов в конечном счете обеспечивает выполнение поставленной задачи - подготовки учащихся к реальным жизненным ситуациям.

Отличительной особенностью предметов «ОБЖ» и «Физическая культура» является их направленность на формирование не просто грамотного (грамотной) и физически развитого (развитой) юноши (девушки), а на формирование личности, стремящейся побеждать [1].


Формировать потребность и умение организовать собственный жизненный стиль - это наиважнейшая задача современного образования. Пользуясь самыми различными методами, важно не только показать, как правильно решать самые сложные задачи, но и научиться ставить и конкретизировать проблему, т.е. не только показать дорогу, но и повести по ней, более того, сформировать у учащегося желание пойти по этому пути - по пути охраны здоровья. Ведь на самом деле все, чему мы учим, должно служить охране именно здоровья - своего и близких.

Роль ОБЖ и физической культуры видится в практической направленности наук обучения, когда рассматриваются не только общие теоретические вопросы, такие, как, например, темы, посвященные гигиене, профилактике заболеваний, но прежде всего занятия по обучению навыкам развития физических качеств, повышения защитных механизмов своего организма.

Физическая подготовка должна обеспечивать:

- общую физическую подготовленность;

- специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения (летом пеший, зимой на лыжах);

- закаливание организма - его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода и т.п.

Общая физическая подготовка служит для поддержания и развития физических данных организма. В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества: силу, выносливость, быстроту. Если одно из них отстает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воздействующие на это отстающее качество.

Специальная физическая подготовка обеспечивает овладение специфическими навыками, техникой какого-либо определенного вида туризма. Одновременно в процессе ее должны развиваться и те физические качества, которые особенно важны.

Поддержание здоровья на оптимальном уровне может рассматриваться как дополнительный доход общества в виде «экономической ренты здоровья», так как остро встал вопрос повышения качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности. В связи с этим возникла необходимость в профилировании физического воспитания.

Данная постановка задачи физической культуры согласуется с одной из воспитывающих задач ОБЖ — воспитание готовности человека к предстоящей социально значимой деятельности
, подразумевающей профессиональную готовность как специалиста, и психофункциональную и физическую готовность в соответствии с требованиями высокопроизводительного труда, уровня здоровья и адаптации к условиям современного производства.

Существенным компонентом содержания физического воспитания в рамках курса ОБЖ является также вооружение учащихся системой знаний о сущности и общественно-политическом значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности.

Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру. Видное место в физическом воспитании школьников занимает формирование санитарно- гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью.

Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение правильного режима дня, а также санитарно-гигиенических требований в школе. Такие же задачи, по сути, решает курс ОБЖ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что такие предметы как ОБЖ и физическая культура имеют широкие возможности для интеграции.

Глава 2. Межпредметная связь ОБЖ и Физической культуры в 9 классе

2.1 Рекомендации к проведению интегрированного урока ОБЖ и Физической культуры в 9 классе

При планировании учебного материала по ОБЖ и ФК следует руководствоваться научными взглядами и представлениями о так называемых межпредметных связях, что позволяет обеспечить целостность образовательного процесса школьников.

Межпредметное содержание учебных тем двух предметов должно дополнять или конкретизировать ранее изученный материал. На уроках ОБЖ должно быть обеспечено постоянное обращение к знаниям, освоенным (или осваиваемым) учащимися по ФК, по возможности с их помощью объяснены вопросы, возникающие во время изучения отдельных тем ОБЖ.

К основным компонентам интеграции учебного материала в школе относятся:

1. Рабочие программы по предметам ОБЖ и ФК;

2. Разработанная учителем интегрированная программа обучения по ОБЖ и ФК;

3. Разработанная методика проведения интегрированного урока по ОБЖ и ФК.

Интегрированная программа обучения по ОБЖ и ФК разрабатывается учителем на основе подбора средств и методов интегрированного обучения. Предметная интеграция специальных знаний, практических умений и навыков должна быть направлена на формирование основ безопасного поведения и физической культуры личности школьника.