Файл: Уроках обж в 9 классе Понятие о межпредметных связях в современном образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Например, в рабочей программе по ОБЖ для учащихся 9-х классов содержание учебного материала раскрывается в следующих разделах:

1. Основы комплексной безопасности.

2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.

3. Основы здорового образа жизни.

4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Содержание теоретического раздела «Основы знаний о физической культуре» учебного предмета по ФК в 9 классе направлено на:

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- повторение системы знаний о физическом совершенствовании человека;

- создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма.

При разработке интегрированной программы обучения по ОБЖ и ФК теоретический материал учебных предметов следует распределить последовательно на темы, разделы и сроки изучения соответствующих тем (близких по содержанию).

В процессе планирования интегрированных уроков следует определить сроки их проведения. На изучение ОБЖ в 9-х классах отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Программа по ФК рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Организация и проведение интегрированных уроков основывается на системно-деятельностном подходе, который является одним из обязательных и основных требований интегрированного преподавания. Особое значение придается деятельной, самостоятельной работе учащихся на уроке.

Содержание интегрированного урока должно иметь большую информативную емкость и логическую взаимообусловленность учебного материала интегрируемых предметов.

Разнообразие учебно-познавательного материала по ОБЖ (мультимедийные презентации, тематические викторины, ситуационные игры, тесты) и ФК (игры, эстафеты и игровые задания) должно быть направлено на формирование знаний, умений и навыков школьников по предотвращению безопасности, правильного поведения в опасной ситуации, использования средств индивидуальной защиты, оказания первой медицинской помощи.

Большинство несчастных случаев происходит не от природных катастроф, а в повседневности - при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), пожарах, на улицах, поэтому безопасное поведение должно стать естественной нормой реакции для каждого человека. Особенно это актуально для детей школьного возраста, когда овладение знаниями, умениями и навыками безопасного поведения лаконично вливается в учебный процесс.


Содержательная основа интеграции предметов должна нацеливать учащихся на поиск вариантов правильных ответов, поступков, действий в сложившейся жизненной ситуации.

Остановимся подробно на примере интегрированного урока ОБЖ и ФК на тему «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения».

На теоретическом уроке ведущего предмета ОБЖ используется учебный материал вспомогательного предмета ФК:

- мультимедийная презентация «Правила техники безопасности на спортивно-массовых мероприятиях»,

- ситуационная игра «Как пройти на спортивное мероприятие?», что способствует прочному усвоению и расширению диапазона знаний учащихся.

При изучении темы ОБЖ «Первая медицинская помощь при различных видах повреждений», такие игры как «Окажите помощь пострадавшему», «Способы переноски пострадавших» будут способствовать прочному формированию умений и навыков оказания первой медицинской помощи при некоторых видах повреждений.

Игровые задания (например, наложение повязок в паре) позволят сформировать умения и навыки выполнения практических действий учащихся. При этом строгое соблюдение правил наложения различных видов повязок (круговая, спиральная, восьмиобразная, крестообразная, косыночная, пращевидная и др.) должно осуществляться под контролем учителя.

Например, для решения проблемных задач темы «Пожарная безопасность» возможно применение разнообразных эстафет («Эвакуация из задымленного помещения», «Тушение пожара», «Задымленный коридор», «Оказание помощи пострадавшему при ожоге, полученном во время пожара»), способствующих активизации познавательной творческой деятельности учащихся и развитию познавательного интереса через проблемное обучение.

Деятельность школьников в нестандартной ситуации на уроке, позволяет им самостоятельно находить правильные решения, активно участвовать в процессе обучения.

Таким образом, играя, дети успешно усваивают знания, учения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в опасных и других ситуациях. Большая информативность теоретического материала по основам безопасности жизнедеятельности, связанного с личной безопасностью и безопасностью других людей, позволяет моделировать различные проблемные ситуации в практических занятиях физической культурой.

А включение теоретического материала по основам безопасности жизнедеятельности в уроки физической культуры позволит сформировать знания и умения учащихся, которые могут пригодиться в различных жизненных ситуациях.


Такое взаимообогащение предметов будет способствовать не только повышению интереса школьников к учебной деятельности, но и решению задач укрепления физического, психического и духовного здоровья учащихся, что является основой для безопасной жизнедеятельности школьника.
2.2 Разработка технологической карты интегрированного урока по ОБЖ в 9 классе

Конспект урока по ОБЖ с межпредметной связью предмета Физическая культура в 9 классе.

Тема урока: «Разборка-сборка автомата Калашников, оказание первой медицинской помощи».

Цель урока: Закрепить знания, полученные на уроках ОБЖ при разборке-сборке автомата Калашникова, знания по оказанию первой медпомощи.

Задачи урока:

1. Разборка-сборка автомата Калашникова;

2. Оказание первой медицинской помощи;

3. Развивать умение и навыки выполнения физических упражнений;

4. Воспитывать морально-волевые, психологические качества личности, патриотизм и любовь к Отчизне.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические скамейки, маты, канат, набор колец, стойки (фишки), барьеры, набор блинов, гимнастический козёл, свисток, автомат Калашникова, жгуты, бинты медицинские, противогазы, мины противотанковые.

Часть урока

Содержание

Дозировка

Методические указания

Подготовительная часть

10-12 мин.

Основная часть

25мин


1. Построение, сообщение задач урока (в доступной форме)

2. Ходьба и её разновидность

- на носках руки вверх

- на пятках руки за голову

- на внешней стороне стопы

- на внутренней стороне стопы

- быстрой ходьбой

3. Бег и его разновидности

- приставными шагами левым боком

- приставными шагами правым боком

- скрестно левым боком

- скрестно правым боком

- по диагонали с ускорением

- без задания

-быстрой ходьбой

4. Ходьба с восстановлением дыхания

1-2 руки вверх

3-4 руки вниз

ОРУ в движении

1. И.П. – руки в сторону

1-4 – круговые движения в лучезапястном суставе

1-4 – в локтевом

1-4 – в плечевом

то же назад

2. И.П. – руки перед грудью

1-2 – рывки руками

3-4 – правую вверх

то же с левой

 

3. И.П. – руки перед грудью

1– шаг левой поворот туловища влево

2 – шаг правой поворот вправо

 

4. И.П. – о.с.

1 – шаг правой наклон к правой ноге

2 – и.п.

3-4 – то же с левой

 

5. И.П. – о.с.

1 – выпад правой, руки на колено

2 – и.п.

3-4 – то же с левой

6. И.П. – руки вперед

1 – мах левой коснуться ладони правой руки

2 – и.п.

3-4 – то же с другой ногой.

 

7. И.П. – упор присев

1 – выпрыгивание вверх руки вверх

2 – то же самое

 

8. Упражнение на восстановление дыхания

1-2 – руки вверх

3-4 – руки вниз

Полоса препятствий

1.Кувырок вперед

2. Прыжки через гимнастическую скамейку

3. Прыжок через козла в длину

4. Преодоление трех барьеров

Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе

1-2 – руки вверх

3-4 – руки вниз

Уборка инвентаря

Мальчики – разборка-сборка автомата Калашникова

Девочки – оказание первой медицинской помощи

Уборка инвентаря

Военизированные эстафеты

1. Бег в противогазах

Участники стоят в колонну по 1, у каждого сумка с противогазом. По сигналу 1-ый одевает противогаз бежит до контрольной отметки, обегает ее и передает эстафету следующему

2. Перебегание из одного окопа в другой

По сигналу 1-ый бежит до первой линии касается ее и бежит обратно. Затем бежит до следующей линии касается и возвращается ко второй линии и т.д.

3. Переноска раненного 2 человеками

Участники стоят в колонну по два с крещенными между собой руками. По сигналу 3-й участник «пострадавший» садиться к ним на руки, обхватывает их за шеи. Участники начинают двигаться до контрольной отметки, обегают ее и возвращаются обратно. Следующие участники сажают «пострадавшего» и делают то же самое.

4. Доставка боеприпасов

Участники стоят в колонну по одному. У первого в руках мина. По сигналу первый бежит до фишки, обегает ее, бежит назад и передает ее другому участнику

Класс «Разойдись!» «В одну шеренгу становись!»

Построение, подведение итогов, выставление оценок, сообщение домашнего задания. Организованный уход.

1 мин

2 мин

20 м

20 м

20 м

20 м

20 м

3 мин

30 м

30 м

30 м

30 м

30 м

30 м

30 м

30 сек

2 раза

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

6-8 раз

8-10 раз

6-8 раз

5-6

6-8раз

20

6-7

6-7

20

4-5


«Равняйся!», «Смирно!» добиться быстроты построения.

Дистанция 2 метра

Тянуться вверх - выше

Носками не касаться пола, спина прямая

Обратить внимание на постановку ног,

соблюдать дистанцию

Темп средний, соблюдать дистанцию

На полусогнутых ногах, спина прямая

соблюдать дистанцию

Ускорение - по сигналу

Глубокий вдох,

выдох

Круговые движения выполнять по полной амплитуде, слушать счет не сбиваться

Рывки выполнять энергично, рука прямая

Согласования рук и ног из строя не выходить

Наклон производится на каждый шаг, ноги в коленях не сгибать, касаться носков ног

Выпад выполнять глубже, нога сзади прямая. Плечи держать ровно.

Мах выполнять прямой ногой. Руки прямые, смотреть перед собой.

Толкаться как можно сильнее, следить за дистанцией.

1-2 – вдох

3-4 – полный выдох

Мальчики выполняют 3 раза, девочки 2 раза. Поточный метод без учета времени

Обязательно выполнить группировку

Руки на поясе, ноги вместе

Способом ноги врозь

1-й барьер – прыжок

2-й барьер – пролезание

3-й барьер – прыжок

1-2вдох

3-4 – полный выдох

Закрепление навыка по разборке-сборке АК

Закрепление навыков в оказании ПМП

Пока не одел противогаз бежать нельзя

 









































 


ХХХ



Касаться линии рукой, выполнить быстро и правильно

 




























































































 


ХХХ

 

Задание выполнять быстро и четко

Пострадавшего нельзя ставить до контрольной отметки

 

ХХХ

ХХХ

Победит та команда, которая быстрее выполнит задание. Мину ставить нельзя, передавать из рук в руки.

 









































 


ХХХ



Быстро и четко построиться

Отметить лучших в уроке. Выходить спокойно строем, не толкаться.

Повторить приёмы оказания первой помощи



Заключение

В данной курсовой работе, нами были решены следующие задачи:

1. Изучено понятие о межпредметных связях в современном образовании. Межпредметные связи - это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а также с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.

2. Рассмотрены межпредметные связи предмета ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности – интегративная дисциплина. Её основы формируются исходя из её комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин; она изучает закономерности и механизмы защиты человека и общества.

3. Проанализированы межпредметные связи ОБЖ и Физической культуры в 9 классе. В курсе ОБЖ в 9-м классе предметные знания обучающихся о безопасности, усваиваемые на уроках других учебных дисциплин, обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, физики, биологии, физической культуры и других дисциплин.

При этом ОБЖ не ставит своей целью взять часть материала этих предметов. Наоборот, ОБЖ даёт новое видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией, указывает на объективно существующие законы и тем самым делает интегрированные знания обучающихся более глубокими и практичными.

4. Рассмотрены рекомендации к проведению интегрированного урока ОБЖ и Физической культуры в 9 классе.

В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий педагогов и обучающихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности.
5. Разработана технологическая карта интегрированного урока по ОБЖ в 9 классе

Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач.


Список источников литературы

  1. Аслезов, С.А. Дальние страны выходят на связь / С.А. Аслезов. - М.: ДОСААФ, 2017. - 796 c.

  2. Басимов, М.М. Изучение статистических связей в психологических исследованиях: моногр. / М.М. Басимов. - М.: МПСИ, 2018. - 432 c.

  3. Белухин, Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / Д.А. Белухин. - М.: МПСИ, 2017. - 128 c.

  4. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек: моногр. / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2011. - 176 c.

  5. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. - М.: Советское радио, 2020. - 216 c.

  6. Гиндилис, Л.М. Внеземные цивилизации. Проблемы межзвездной связи / Л.М. Гиндилис, С.А. Каплан, Н.С. Кардашев. - М.: Наука, 2017. - 439 c.

  7. Гитман, Д.М. Каноническое квантование полей со связями / Д.М. Гитман, И.В. Тютин. - М.: 2012. - 813 c.

  8. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. - М.: Учпедгиз, 2013. - 472 c.

  9. Игумнов, С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С.А. Игумнов. - М.: Института психотерапии, 2020. - 112 c.

  10. Каясова, Татьяна Интеграция и межпредметные связи в зарубежной педагогической мысли / Татьяна Каясова. - М.: Academic Publishing, 2012. - 108 c.

  11. Козырев, Н.Д. Антенны космической связи / Н.Д. Козырев. - М.: Радио и связь, 2012. - 160 c.

  12. Комаров Брейнбилдинг, или Как накачивают свой мозг профессионалы / Комаров, Евгений. - М.: Эксмо, 2019. - 192 c.

  13. Корчак Как любить ребенка / Корчак, Януш. - М.: ДОМ, 2015. - 448 c.

  14. Кошмина, И. В. Межпредметные связи в начальной школе / И.В. Кошмина. - М.: Владос, 2013. - 144 c.

  15. Надежда, Резник Инвариантная основа внутрипредметных, межпредметных связей. Методологические и методические аспекты / Резник Надежда. - М.: Речь, 2012. - 432 c.

  16. Невдяев, Л.Д. Англо-русские термины по интегральным сетям связи / Л.Д. Невдяев. - М.: Всесоюзный центр переводов научно-технической литературы и документации, 2012. - 104 c.

  17. Нефедова, Е.А. Готовимся к школе / Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. - М.: АСТ, 2015. - 400 c.

  18. Огородников, И.Т. Педагогика / И.Т. Огородников. - М.: Просвещение, 2003. - 375 c.

  19. Ольшанский, Д.В. "Я сам!" (Очерки становления и развития детского "Я") / Д.В. Ольшанский. - М.: Знание, 2018. - 757 c.

  20. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / ред. Т.А. Ладыженская. - М.: Флинта; Издание 2-е, испр. и доп., 2016. - 312 c.

  21. Понятийно-терминологический словарь логопеда / ред. В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2019. - 400 c.

  22. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. - М.: Новосибирск: Сибирское университетское издательство; Издание 4-е, стер., 2013. - 992 c.

  23. Семенов, В.В. Близнецы: проблемы воспитания и развития / В.В. Семенов, Б.И. Кочубей. - М.: Знание, 2016. - 509 c.

  24. Сипсер, Р. Архитектура связи в распределенных системах / Р. Сипсер. - М.: Мир, 2013. - 744 c.

  25. Филиппов, К.К. Международный лизинг: новая система внешнеэкономических связей в России. Методический материал / К.К. Филиппов, Б.С. Мигалатий. - М.: СПб: СПИТМО, 2014. - 124 c.

  26. Фохт, А.В. Методическое пособие по новой истории: Выпуск IV: Новая история (1871-1918) / ред. А.В. Ефимов, А.В. Фохт. - М.: Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР; Издание 2-е, испр. и доп., 2016. - 312 c