Файл: 2004 Концепция использования ит в деятельности фоив до 2010 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти до 2010 года» была одобрена распоряжением Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р. Этим же распоряжением утвержден план мероприятий по ее реализации. Поскольку календарный период, на который она была рассчитана, практически совпал со временем действия ФЦП «Электронная Россия (2002–2010)», план мероприятий по ее реализации неоднократно пересматривался и увязывался с текущими результатами и планами ФЦП. Можно утверждать, что «Концепция…» в определенной мере представляла собой проработку стратегического контекста ФЦП.

2013: Проект «Концепции координации»

После принятия в 2010 году постановления Правительства № 365 такой специфический жанр, как написание ИТ-концепций для госорганов, утратил популярность. Экспертам не известен ни один документ стратегического характера в сфере координации информатизации, подготовленный и утвержденный в период 2010–2017 годов. Особняком стоит «Концепция создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем», утвержденная распоряжением Правительства РФ в 2011 году, но этот документ нельзя считать в полной мере стратегическим; фактически это высокоуровневое техническое задание, утвержденное нормативным актом. 

Единственная попытка осмысления процессов координации госинформатизации и выработки рекомендаций в этой сфере случилась в 2013 году, но и в этом случае дело не дошло до утвержденного документа. В конце 2013 года «Ростелеком» (а фактически — ВНИИПВТИ как его субподрядчик) выполнил госконтракт, имеющий непосредственное отношение к координации, — ГК от 23.11.2013 № 0411/111 с предметом «Выполнение научно-исследовательской работы по теме „Реализация мероприятий по координации расходования средств органов государственной власти на использование информационных технологий"».

Одним из результатов научно-исследовательской работы, выполненной в рамках этого госконтракта, стал проект «Концепции по совершенствованию механизмов осуществления координации планирования и реализации мероприятий по информатизации в государственных органах с целью повышения эффективности их деятельности в результате использования информационно-коммуникационных технологий» (далее — Концепция координации), разработанный по заказу Минкомсвязи России. Очевидно, проект готовился для последующего утверждения нормативным правовым актом уровня постановления или распоряжения Правительства РФ, однако этого не случилось. Тем не менее ряд рекомендаций «Концепции координации» впоследствии нашел отражение в других НПА. 


В «Концепции координации» предложены несколько направлений совершенствования механизмов координации: 

  • Необходимо повышение публичности и наглядности процесса координации, что позволит задействовать общественные ресурсы для проведения экспертизы целесообразности планируемых ведомствами мероприятий по информатизации, а также поспособствует выявлению нарушений органами, уполномоченными в соответствующей сфере.

  • Требуется формирование механизмов, которые обеспечат более тесную увязку процесса координации с бюджетным процессом и процессом государственного бюджетного контроля, так как на настоящий момент несмотря на усилия, предпринимаемые Минкомсвязью России в рамках мероприятий по координации, ведомства имеют возможность расходовать бюджетные средства на закупку товаров, работ и услуг, отличающихся от включенных в согласованные планы информатизации.

  • Еще одной задачей является максимально возможное упрощение процедуры координации как для Минкомсвязи России, так и для ведомств. Для решения этой задачи предполагается сократить перечень документов, направляемых ведомствами для согласования в Минкомсвязь России, формализовать требования к ним, а также сформировать нормативы расходов на реализацию типовых мероприятий по информатизации (что позволит проводить планирование таких мероприятий по упрощенным правилам и по сокращенной процедуре).

  • Последним направлением совершенствования модели координации должно стать установление целевых показателей и индикаторов собственно мероприятий по координации. Это позволит объективно оценивать результативность и эффективность координации, а также динамику изменения этих параметров в результате проводимых Минкомсвязью России мероприятий по оптимизации процесса координации, его автоматизации и совершенствованию нормативной правовой и методической базы. 

Проект Концепции содержал также ряд конкретных мер и рекомендаций: 

  • Предложения по формированию уточненного перечня стадий и этапов жизненного цикла АИС и/или компонентов ИТКИ государственных органов;

  • Предложения по формированию перечней и образцов (шаблонов) входных и выходных технических и организационно-распорядительных документов (ОРД) по каждому этапу жизненного цикла АИС и/или компонентов ИТКИ государственных органов;

  • Предложения по формулировке требований к финансово-экономическому обоснованию (ФЭО) реализации стадий и этапов жизненного цикла АИС и/или компонентов ИТКИ государственных органов, включая методические рекомендации по расчету допустимых норм трудоемкости их реализации;

  • Предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу координации информатизации;

  • Предложения по интеграции с информационными системами — АИС Учета, Единым порталом бюджетной системы Российской Федерации (ГИИС «Электронный бюджет») и Единой информационной системой в сфере закупок;

  • Примерные перечни обязательных базовых показателей и индикаторов в разрезе категорий объектов учета и типов мероприятий по информатизации и методические рекомендации по их заполнению;

  • Примерные перечни обязательных базовых работ, товаров, услуг, реализуемых в рамках мероприятий по эксплуатации в разрезе категорий объектов учета с указанием допустимых норм трудоемкости и периодичности и методические рекомендации по их заполнению;

  • Примерные перечни обязательных базовых типовых информационных систем и типовых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих деятельность органов государственной власти.


Некоторые (но далеко не все) меры и рекомендации из проекта позднее были реализованы на практике.

Основу для разработки стратегического планирования в сфере ИТ в конце 2000-х годов заложила «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ от 07.02.2008 № Пр-212. «...Стратегия является основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации».

Основными направлениями реализации «Стратегии…» были объявлены:

  1. формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

  2. повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

  3. совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

  4. развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

  5. повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

  6. развитие науки, технологий, техники и подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

  7. сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

  8. противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

В целях реализации «Стратегии…» должен был утверждаться план мероприятий, в разработке которого принимали бы участие ФОИВ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители бизнеса, научных организаций и гражданского общества. Выполнение плана мероприятий осуществлялось за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также внебюджетных источников.


«Стратегией…» были установлены контрольные значения показателей развития информационного общества на период до 2015 года. Осуществлялся мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества. По результатам мониторинга Президенту должен был предоставляться ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в Российской Федерации.

2010: Государственная программа «Информационное общество»

Первым документом стратегического характера в сфере ИТ, разработанным в начале 2010-х годов и сохранившим актуальность до настоящего времени (правда, с учетом многочисленных изменений и дополнений), стала государственная программа «Информационное общество (2011–2020)» (ГП ИО). Она считается наследницей ФЦП «Электронная Россия», хотя наследие здесь скорее календарное, а не концептуальное.

Первоначально сроки реализации ГП ИО были установлены в диапазоне 2010–2020 годов, однако в связи с тем, что в 2019 году в состав ГП ИО были включены федеральные проекты нацпрограммы «Цифровая экономика», имевшие срок реализации 2019–2024, до 2024 года была продлена (с изменением параметров финансирования и контрольных показателей) и вся ГП ИО.

Ожидается, что в ближайшее время сроки реализации ГП ИО снова будут скорректированы — теперь до 2030 года, так как до этого года планируется продлить все нацпроекты. Все редакции ГП ИО, принятые после 2014 года, разрабатывались уже с учетом принятого Федерального закона № 172-ФЗ.

2017: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»

«Стратегия развития информационного общества», утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, — главнейший стратегический документ для сферы государственных ИТ. Новая редакция «Стратегии…» понадобилась в связи с тем, что у предыдущей редакции, утвержденной в 2008 году, закончился «срок годности»: она охватывала период только до 2015 года. К тому же обновление «Стратегии…» происходило уже после принятия Федерального закона № 172-ФЗ, и при подготовке новой редакции Стратегии учитывались требования этого закона. Согласно классификации стратегических документов, принятой в 172-ФЗ, «Стратегия…» относится к отраслевым документам стратегического планирования — именно в этом статусе ее можно найти на портале ГАИС «Управление».

Наряду с обсуждаемой «Стратегией…», к отраслевым стратегическим документам в сфере ИТ отнесены также «Стратегия развития искусственного интеллекта в РФ» (срок действия — 2019–2030 годы) и «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ» на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года. Эти два документа здесь не рассматриваются в силу особенностей их содержания и позиционирования.


«Стратегия развития ИИ» пока еще носит декларативный характер и позиционируется очень широко, охватывая не только государственные ИТ, но фактически все отрасли экономики. Стратегия развития отрасли информационных технологий, наоборот, имеет довольно узкое позиционирование — прежде всего касается компаний, создающих ИТ-продукцию, — и в этом смысле практически не нацелена конкретно на государственные ИТ.

Глава 3 «Национальная программа – Цифровая экономика РФ в качестве основного стратегического документа»

Национальная программа «Цифровая экономика РФ» занимает особое место среди стратегических документов в сфере госИТ. Имея, по сути, стратегический характер, она (как и все остальные национальные проекты) формально не попадает в число документов стратегического планирования (см. подробнее ниже).

Первая редакция нацпрограммы, утвержденная в июле 2017 года, имела шансы занять свое место в ряду отраслевых документов стратегического планирования (и даже, возможно, с перспективой заменить собой «Стратегию развития информационного общества в РФ» или слиться с ней в некую синтетическую конструкцию), но «революция нацпроектов», случившаяся после майского (2018) Указа Президента РФ, внесла заметное возмущение в ландшафт стратегического планирования, определенный Федеральным законом № 172-ФЗ.

Нацпрограмма «Цифровая экономика» получила статус национального проекта (одного из 13 нацпроектов, разработанных во второй половине 2018 года и действовавших с 2019 года), но документальная составляющая нацпрограммы — паспорт нацпрограммы и паспорта федеральных проектов в составе нацпрограммы — даже не были утверждены актами уровня постановления или распоряжения Правительства РФ.

Паспорт нацпрограммы утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, а паспорта федеральных проектов — президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. То есть правовой статус этих документов неясен: протоколы заседаний и президиума Совета при Президенте РФ и президиума Правительственной комиссии не имеют силы нормативных правовых актов.