Файл: Фендеральное агентство по образованию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕНДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Г.Р.ДЕРЖАВИНА


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

(ДРЕВНИЙ ВОСТОК).


Учебно-методические материалы

для студентов 1 курса специальностей

«История» и «Музейное дело и охрана памятников»

Тамбов 2010

Автор-составитель:

кандидат исторических наук, доцент И.В. Алленова.

Рецензент:
История древнего мира (Древний Восток). Учеб.-метод. мат-лы для студ. I курса специальностей «История» и Музейное дело и охрана памятников» / Авт.-сост. И.В. Алленова; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2009. 85с.

Учебно-методические материалы содержат документы и источники по курсу истории древнего мира (древний восток).

Пояснительная записка

Предлагаемый сборник источников, предназначен для проведения семинарских занятий по дисциплинам «Древний Мир» и «Всеобщая история», а так же для самостоятельного изучения материала студентами при подготовки к зачету или экзамену. Материалы сборника позволяют осветить достаточно большой круг тем: историю Египта, периодов Среднего и Нового царств, Месопотамии, Державы Ахеменидов, Индии и Китая.

При подготовке к семинарскому занятию студенту необходимо тщательно изучить источники по теме. Однако на первом курсе, где изучается этот материал, студентам очень сложно самостоятельно подобрать источники, найти информацию об их создании и дать полную характеристику источника. В сборнике представлены наиболее важные тексты и авторитетные авторы, показывающие события древнего мира. Каждый источник снабжен небольшой характеристикой, в которой сообщается о его происхождении, времени открытия, этапах исследования и т.д. На наш взгляд это поможет студентам более точно характеризовать источники, выяснять причины их написания.

Увы, объем сборника не позволяет нам включить тексты источников полностью, однако, несмотря на фрагментарную выработку мы попытались привести достаточно крупные части ключевых текстов или даже привести небольшие источники целиком.


ТЕМА 1. ЕГИПЕТ ЭПОХИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА.

НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

ПОУЧЕНИЕ АХТОЯ

Это поучение, написанное во времена Среднего царства, дошло до нас только в списках Нового царства (
XIX и XX династий). Этот текст был одним из популярнейших в то время и даже давался для переписки в школе (сначала школьнику предлагали «Поучение Аменемхета I», затем «Поучение Ахтоя», а потом переходили к «Гимну Нилу»). Благодаря этому до нас дошло много списков «Поучения». Однако данное обстоятельство сильно затруднило понимание текста. Школьники, часто еще малограмотные и плохо знавшие среднеегипетский язык, на котором было написано «Поучение Ахтоя», часто писали просто бессмыслицу. Поэтому от перевода значительной части исследователи отказались.

Произведение представляет большой интерес для изучения жизни населения Египта в эпоху Среднего царства. Поучение представляет собой восхваление профессии писца, которая противопоставляется другим занятиям. Оно написано от имени Ахтоя, который обращается к своему сыну Пиопи во время поездки на юг, в столицу, где Ахтой собирался отдать сына в писцовую школу.

...О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручений, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, орудие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты.

Брадобрей бреет до вечера... Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти, кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, проедающим свои труды...

Я расскажу тебе еще о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)... все одежды его — лохмотья... Моется он только один раз... Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети...

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»... Устает он... и спокойно ему так, как спо­койно кому-нибудь подо львом. Болеет он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему снова надо идти.



Ткач — внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет...

Когда курьер выходит в чужую страну, завещает он свое имущество своим детям, из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти...

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы... рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не рабо­тает он на реке вперемежку с крокодилами...

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца — ибо он сам начальник.

(Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В. В. Струве. М., 1963. С. 55—60.)

ИЗ «ПОУЧЕНИЯ ГЕРАКЛЕОПОЛИТАНСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ ЦАРЮ МЕРИКАРА»

Фараон Ахтой III, правивший около 2100 г. до н. э., в поучении предостерегает своего наследника от врагов государственной власти, которыми, по его мнению, являлись бедняки. Поучение дает ценный материал о социальных отношениях и об организации государства в конце III тыс. до н. э.

...Подстрекатель — это вредящий, истреби его, убей [его], сотри его имя, [уничтожь] его близких, истреби о нем память и о его людях, любящих его. Беспокойный человек — это смута для горожан, ибо он создает две пар­тии среди молодежи...

Да будешь ты праведен перед богом... Будь искусен в речи... и ты победишь, ибо язык — это... оружие (царя). Сильнее речь, чем любое оружие... Мудрец — это [прибежище] для князей, не поборют его, не случится [ложь] в его присутствии, ибо приходит к нему истина готовою, по­добно изречению предков.

Следуй твоим отцам, твоим предкам...

Уважай вельмож и заботься о твоем народе... Укрепляй твои границы и твои пределы, — ибо хорошо творить для грядущего... Преступен захватывающий себе землю беззаконно. Завидующий (тому), (что) другие имеют, это глупец, ибо проходит [жизнь] на земле, недлинна она, оставляющий же [добрую] память о себе—это счастливец... Есть ли [человек], живущий вечно?


Возвеличивай твоих вельмож, и они исполнят твои постановления. Тот, кто обеспечен в своем доме, — непристрастен, ибо он богат и не нуждается. Бедняк же не го­ворит согласно истине. Несправедлив говорящий «я хочу!». Он пристрастен к тому, кого он любит, он склоняется к владельцу его подношений. Могуч царь, имеющий свиту, славен богатый знатными. Говори истину в своем доме, и вельможи в стране будут бояться тебя...

Твори истину, и ты пребудешь на земле. Успокой плачущего, не притесняй вдову, не отстраняй человека от имущества его отца, не удаляй вельмож с их мест. Не убивай — это не полезно для тебя, но наказывай ударами и заключением, и тогда эта земля процветет, за исключе­нием мятежника, чьи замыслы открыты, ибо бог знает подстрекателя и бог карает его грехи его кровью... Но не убивай человека, достоинства которого ты знаешь, с которым ты пел писания...

Поднимай молодых воинов, да возлюбит тебя столица... Возвышай твоих вельмож, выдвигай твоих [воинов], увеличивай [число] молодых воинов, следующих за тобою, снабжая имуществом, одаряя землей, награждая скотом.

Не делай различия между сыном знатного и простолюдином, привлекай человека по его деяниям, да будут творимы все ремесла...

Оберегай твою границу, строй твои памятники. Полезны отряды рабочих своему господину...

Нет врагов внутри твоих границ!.. Я усмирил весь Запад, вплоть до просторов ФаюТма... Не восстанет мятежник, (пока) тебе не сделает плохо Нилне выйдет. Подати Севера будут в твоей руке...

Так говори о кочевнике. Вот — презренный азиат, пло­хо место, в котором он находится,— скудное водой, трудное из-за обилия деревьев; путь там тяжел из-за гор. Он не живет на одном месте, ноги его бродят из-за недостатка. Он сражается со времени Гора. Он не побеждает, но и не побежден. Он не возвещает о дне сражения, подобно вору, избегающему отрядов...

...Сохраняй людей, стадо бога... Он сотворил для них правителей прирожденных — поддержку, чтобы поддержи­вать спину слабого. Он сотворил для них чары как ору­жие для отражения грядущих [бед], сны ночью и днем. [Но] он убил мятежника, подобно тому как поражает че­ловек своего сына ради своего брата. Ибо бог знает каждое имя.

Да не сотворишь ты зла моими устами, дающими вся­кие правила о царе! Направляй лицо твое (прямо), стой как человек! Да достигнешь ты меня без своего обвинителя. Не убивай никого близкого к тебе... Возбуди любовь к себе по всей стране. Поведение благое — это память!

Вот, я сказал тебе мои лучшие думы, закрепи их твер­до перед твоим лицом!


___________________________

Нил - не выйдет - т. е. пока не будет низкого разлива Нила, который может при­вести к неурожаю.

Чары — магия для отвращения несчастий.

Без своего обвинителя - т. е. кончишь жизнь без обвинений в чем-либо.

(Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В. В. Струве М., 1963. С. 41-42.)
НАДПИСЬ СЕНУСЕРТА III ИЗ СЕМНЕ

Надпись из крепости Семне у второго порога Нила высечена в 16 г. правления фараона XII династии Сенусерта III (XIX в. до н. э.). В это время происходят завоевания Куша, завоевателем которого считается Сенусерт. Эта надпись ясно свидетельствует, какое значение придавал Сенусерт III удерживанию завоеванной территории.

...Я сделал мою границу, [когда] плыл я на юг [даль­ше, чем] мои отцы. Я увеличил то, что досталось мне. Это я, царь, говорящий и делающий! То, что задумывает мое сердце, мною выполняется; свирепствующий, чтобы захватывать; решительный (?), чтобы удачно выполнять; не дающий спать делу в сердце своем; думающий о бед­няках...; не кроткий для врага, нападающего на него... Мое величество видело это [отступление кушитов?], и это не неправда... Я захватил их женщин, я привел их подданных, я вышел к их колодцам, я побил их быков, я вырвал их ячмень, я поджег его (?)...

_____________________________

Кушиты - Эфиопские племена.

Возможно, «подданные» — это простой народ, подчиненный племенной знати кушитов.

(Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч.1. С. 37.)
ИЗ «РЕЧЕНИЯ ИПУВЕРА»

Данный папирус основное свидетельство о событиях случившихся в Египте в конце Среднего царства (ок. 1750 г. до н. э.). Этот папирус, находящийся в музеи в Лейдене (Нидерланды), был найден в некрополе Саккара, подле Мемфиса. Начало и конец его разрушены, в середине также имеются значительные лакуны. Судя по письму и орфографии, текст можно отнести к концу эпохи Нового царства (ок. 1300 г. до н. э.), однако язык указывает на время более раннее — Среднее царство. Таким образом, можно предположить, что писец, живший около 1300 г. до н. э., скопировал текст значи­тельно более древний.

Мнения исследователей, работавших над этим памятником, расходятся. Зарубежные историки считают, что «Речение» относиться к произведениям пророческой литературы, или это диалог-поучение, или чисто литературный текст, не имеющий какой-либо социологической ценности. Российские историки, и прежде всего акад. В. В. Струве еще в 1917 г. пришел к выводу, что Лейденский папирус описывает события крупного социального переворота, потрясшего Египет в конце Среднего царства. Эта датировка также отличалась от общепринятой, так как «Речение Ипусера» (прежнее чтение — Ипувера) ряд ученых относит ко времени пе­рехода от Древнего царства к Среднему. Впоследствии определение, предложенное акад. В. В. Струве, подкрепилось изданием так называемых «Черепков проклятия».