ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На самостоятельное изучение: в тестах будет
1. Теория «общества потребления» (У. Ростоу, Дж. Гелбрейт, П. Самуэльсон и др.)
Ее содержание сводится к следующему - для общества, достигшего очень высокой стадии индустриального развития, наступает этап, когда удовлетворены насущные личные потребности в пище, одежде, комфортабельном жилье, а доходы членов общества значительно превышают затраты на эти цели. Высокие доходы приводят к тому, что в сферу массового потребления активно и в больших масштабах вовлекаются товары длительного пользования, устойчиво возрастает также роль различных услуг. Растет удельный вес соответствующих отраслей, и их роль в экономике становится ведущей. Потребитель материальных благ и услуг становится центральной фигурой, центром экономической жизни; его стремлениям подчиняется производство, а также большинство социальных процессов.
Наиболее полно эта концепция рассматривалась У. Ростоу, автором известной теории стадий экономического роста. Он считал, что для США с начала 20-х годов XX века наступила стадия массового потребления, а другие развитые страны либо подошли вплотную к ней, либо вступили в нее. По мнению У. Ростоу, причиной возникновения данной стадии является следующее: предшествующая ей «стадия экономической зрелости» создает материальные возможности для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей человека, и в «осознании» людьми полезности именно такого пути развития. По его представлению, общество уже не считает «дальнейшее развитие технологии своей главной целью», оно не интересуется проблемами производства, поскольку главное сейчас — проблемы потребления и благосостояние.
Дальнейшее свое развитие учения об уровне жизни, об обществе массового потребления получили в концепции качества жизни, возникшей в 60-х годах нынешнего столетия. Отчасти данные процессы нашли отражение и в теории массового общества. Теория массового общества — теория, рассматривающая массовость в качестве решающей характеристики всех процессов и явлений современного общества и объясняющие его специфику. Ряд социологов (Д. Матиндейл, Д. Белл, Э. Шилз) утверждают, что происходят процессы интеграции масс и становления однородности общества.
2. Консьюмеризм как социальное явление. Консьюмеризм (consumerism) - организованное движение субъектов гражданского общества: граждан, союзов потребителей, профсоюзов, экологических движений и т. д., за расширение прав и усиление воздействия покупателей на продавцов и производителей товаров.
Участники движения добиваются, чтобы каждый потребитель обладал, во-первых, правом на получение исчерпывающей информации о наиболее важных особенностях товаров (затраты производителя на производство и обслуживание продукта; используемые ингредиенты, компоненты, некоторые общезначимые характеристики технологии; степень полезности продукта, степень свежести продукта, его преимущества или характеристики в сравнении с аналогами. Во-вторых, потребитель должен иметь право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов, а также право оказывать влияние на товары и маркетинговые приемы с целью увеличения их вклада в повышение «качества жизни».
Особой формой реализации идей консьюмеризма является введение Международного дня защиты прав потребителя как инструмента социальной рекламы, продвижения потребительских знаний, популяризации специальных программ государственного управления.
В России консьюмеризм не занял пока столь же серьезных позиций в системе социального управления, как в странах с большим опытом рыночных отношений в условиях массового производства и потребления. Тем не менее российское общество довольно быстро воспринимает идеи консьюмеризма. В первую очередь, - правовое реагирование как индикатор важности проблемы социального развития. В России действует закон «О защите прав потребителей», который направлен на реализацию представленных выше «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей» Генеральной Ассамблеи ООН.
Консьюмеризм находит проявление и в популяризации потребительских знаний на базе средств массовой информации и системы общего образования.
Таким образом, консьюмеризм выступает примером механизма социального управления, ориентированного на обеспечение устойчивого развития и сохранение гуманитарных приоритетов. Консьюмеризм выступает гарантом цивилизованного развития рыночных отношений, выводя на уровень социально и экономически значимых явлений интересы потребителей и оказывая влияние на приоритеты и направления развития общества на современном этапе.
3. Комьюнити (community) — сообщество посетителей сети Интернет, своеобразная виртуальная альтернатива консьюмеризму. В основе - общность интересов широкого круга пользователей, в большинстве случаев не связанных никакими иными общими параметрами. Современные коммуникативные технологии, реализованные в Интернете, позволяют создать в виртуальном пространстве своеобразные клубы по интересам. Их отличительной чертой является именно приверженность определенной проблематике, вопросу, предмету обсуждения.
Комьюнити представляет собой социальное явление, появление и развитие которого стимулируется информатизацией, причем не только в технологическом, но и социальном плане. Многообразие проблем, окружающих современного человека, усиливают роль информации в процессе принятия решений, роль аналитического компонента в социальном поведении. Между тем, социальный опыт нашего современника сформировал в нем потребность в обсуждении жизненно важных проблем, серьезных решений, и комьюнити выступают ответом на эту потребность.
Комьюнити пользователей имеют свою историю развития в мире электронного бизнеса. Подобные группы играют роль форума, на котором пользователи всегда могут поделиться своим опытом, решить какие-то проблемы, встретиться с единомышленниками на конференциях, получить информацию о компаниях и о возможностях трудоустройства, а также быть в курсе последних новостей технологии и индустрии. Группы пользователей образуются либо спонтанно самими покупателями, либо по инициативе производителя.
4. Просьюмеризм. Понятие «просьюмеризм» сформировалось на основе слияния англоязычных терминов product и consumerism. Сам термин «просьюмеризм» обязан своим появлением американским социологам, которые использовали его для обозначения определенного этапа, фазы развития США, которая характеризуется тем, что американский обыватель живет в обществе массового производства и потребления.
Сегодня под просьюмеризмом в большинстве случаев понимают подход к маркетингу, для которого характерна сосредоточенность на проблемах массового рынка и приоритет потребителя в маркетинговых стратегиях. Появление данного подхода относится к концу 50-х - началу 70-х годов XX века и совпадает по времени с формированием нового этапа социального развития, получившего название «общество массового потребления». Одной из первых работ, в которой озвучивались основы просьюмеристской парадигмы, стала работа Т. Левитта «Маркетинговая близорукость», увидевшая свет в 1960 году. В тоже время культовыми работами, популяризировавшими просьюмеризм во всем мире, стали работы Ф. Котлера.
Просьюмеризм ориентирован на производство такой продукции, которая не требует усилий по сбыту и его стимулированию. Основная идея просьюмеризма выражается следующим образом: «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится» и требует выведения маркетингового исследования потребителя на уровень ведущего процесса маркетинговой деятельности.
Лекция 2. Теоретические основы маркетинга территорий
1. Правовое обеспечение маркетинга
2. Маркетинг в территориальном управлении
3. Некоммерческий (социальный) маркетинг
4. Маркетинг в государственном управлении и маркетинг территорий
1. Правовое обеспечение маркетинга
Правовое регулирование маркетинговой деятельности осуществляется в нескольких направлениях.
I) регулирование отношений потребителя и производителя:
1) Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 №51-ФЗ;
2) Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя);
3) Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»;
4) Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
5) Закон РФ от 23.09.1992 №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и т.д.
II) регулирование вопросов, связанных с получением, использованием и распространением информации:
1) Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»;
2) Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
3) Закон РФ от 09.07.1993 №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.
III) регулирование конкурентной среды:
1) Конституция Российской Федерации (Ст. 8, ч. 2 Ст. 34);
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (глава 14: Ст. 14.31 – 14.33, 14.40);
3) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (Ст. 178);
4) Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
5) Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (Ст. 1, 5);
6) Федеральный закон Российской Федерации от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»;
7) Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»;
8) Постановления Правительства РФ: от 12.10.2007 №669 «О Правилах досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»»; от 10.12.2008 №950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий»; от 24.03.2000 №257 «Об утверждении Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях» и пр.;