Файл: Лекция Введение в курс Маркетинг территорий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные по субъектам РФ

Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Свердловской области - http://sverdl.gks.ru/default.aspx  

Статистика в разрезе МО
Бюллетень Формирование местного самоуправления в Российской Федерации   опубликована информация, которая дает общее представление о муниципальных образованиях

В бюллетене опубликованы данные о количестве муниципальных образований, муниципальной собственности, площади муниципального фонда, количестве муниципальных образований, участвующих в объединениях муниципальных образований и межмуниципальных организациях, местном бюджете, утвержденном на текущий год, полученные на основе государственного статистического наблюдения по форме № 1-администрация "Сведения о муниципальных образованиях", утвержденной Постановлением Росстата от 21.11.07 №92
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/doc_1244553308453

Сайты муниципальных образований


Статистика в разрезе МО

Стратегия развития муниципального образования «Город Нижний Тагил» Свердловской области до 2020 года

http://www.ntagil.org/economy/strategiya.php

Итоги социально-экономического развития города, план выставок и ярмарок и т.п.

Портал Мультистат

http://www.multistat.ru/
Вопрос 4. Организация маркетинговых исследований

Организация маркетинговых исследований проводится:

  • С использованием собственного потенциала

  • Привлечение специальных консультационных организаций

Факторы выбора

  1. Стоимость исследования

  2. Наличие опыта проведения исследований

  3. Глубокое знание технических особенностей продукта

  4. Объективность

  5. Конфиденциальность

Этапы маркетингового исследования

1. Определение проблемы, целей и задач исследования

2. Разработка плана исследования

3. Сбор информации

4. Анализ информации

5. Представление результатов

План исследования

  • разрабатывается план сбора необходимой информации

  • определение источников данных и методов их сбора

  • методы анализа данных

  • смета


Лекция 9. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

1. Деловые стратегии территории

2. Методы маркетинга территорий

3. Методы развития территорий

4. Стратегии улучшения территорий
Вопрос 1. Деловые стратегии территории
Территория не является только пассивным элементом, который «выбирают» потенциальные потребители благ и услуг территории. Территориальные органы власти должны вести себя активно - определить приоритеты развития территории и выбрать:

• какие виды деятельности следует развивать и поддерживать на территории;

• за счет каких факторов обеспечить развитие территории;

• как обеспечить устойчивое конкурентное преимущество территории.

Применительно к коммерческой организации существует несколько деловых стратегий – это концепции:

- жизненного цикла товара,

- кривой опыта,

- портфеля товаров,

- привлекательности,

- планируемого расхождения,

- стратегического опыта (PIMS-модель),

- отраслевой структуры.
Можно выделить 3 деловых стратегий территории, успешная реализация которых обеспечивает повышение социально-экономического развития территории:


- «портфельная» стратегия;

-стратегия роста;

-конкурентная стратегия.

1. «Портфельная» стратегия – выбор приоритетных направлений деятельности

История развития конкретной территории — это прохождение по этапам жизненного регионального цикла: определенная деятельность зарождалась, бурно развивалась, становилась основной и приносила максимальный доход, а потом переживала период спада, если не удавалось сохранить эффективность, прекращалась.

«Портфельная» матрица территории позволяет увидеть успешные и эффективные сегодня виды деятельности, реализуемые на территории, а также, спрогнозировать, какие виды деятельность уже сегодня можно рассматривать как будущее территории.

Для этого можно использовать анализ по методу Бостонской консалтинговой группы (БКГ), адаптировав ее к территории:




Виды деятельности, наиболее развитые на территории сегодня

Виды деятельности, наименее развитые на территории сегодня

Виды

деятельности, спрос на товары (услуги) которых растет, высокими темпами

«Звезда» - виды деятельности (товары, услуги), спрос на которые сегодня и в ближайшем будущем будет расти высокими темпами

«Знак вопроса» - в какие виды деятельности (товары, услуги) стоит сегодня направить имеющиеся ограниченные ресурсы для достижения в будущем высоких доходов

Виды

деятельности, спрос на товары (услуги) которых растет низкими темпами

«Дойная корова» - виды деятельности (товары, услуги), которые приносят сегодня максимально высокий объем совокупного дохода территории

«Собака» - виды деятельности (товары, услуги), которые есть смысл сохранить для имиджа территории или в силу их большой социальной значимости для территории

«Портфельная» стратегия позволяет выбрать приоритетные направления деятельности, определить точки роста, сконцентрировать ресурсы с целью получения максимально высокой отдачи, заложить фундамент экономического успеха на перспективу. Также, формируется содержательная основа позиционирования территории, поскольку развитие тех или иных видов деятельности на территории определяют «образ» территории и формируют имидж территории.


Разумная «портфельная» стратегия территории - это, с одной стороны, уклонение от чрезмерно узкой специализации деятельности на территории с другой - выявление и поддержка приоритетных для территории видов деятельности, которые, будут обеспечивать устойчивость социально-экономического развития территории в будущем.
2. Стратегия роста – выбор направлений роста деловой активности на территории.
Территории в настоящее время во многом исчерпали резервы экстенсивного развития, столкнувшись с ограничениями финансовых, сырьевых, материальных, человеческих ресурсов, внимание следует сконцентрировать на интенсивных факторах роста, когда за счет рационального и эффективного использования ресурсов территории можно обеспечить оптимальное развитие территории.

Но необходимо стимулировать новые направления деятельности на территории или привлекать новых потребителей ресурсов территории.

Для решения этих задач можно использовать базовые принципы построения матрицы направлений роста И. Ансоффа, адаптировав к территории.

Стратегии роста территории





Существующий территориальный продукт

Новый территориальный продукт

Существующие потребители территориаль­ного продукта

Глубокое проникновение на рынок - повышение эффективности удовлет-ворения существующих потребностей


Развитие характеристик и предложение существующим потребителям новых характеристик территориального продукта

Новые потребители территориаль­ного продукта

Развитие рынка - привлечение новых потребителей (жителей, гостей, инвесторов) существующего территориального продукта


Диверсификация — поиск новых характеристик территориального продукта, которые будут привлекательны для новых потребителей

территориального продукта

В рамках стратегии проникновения следует стимулировать потребление территориального продукта уже существующими потребителями за счет:

развития первичного спроса (побуждение к повторному более частому использованию ресурсов или благ территории, обнаружение новых возможностей использования существующих ресурсов);


рационализации рынка (снижения явных затрат, снижение вмененных издержек для приоритетных потребителей территориального продукта (снижение арендных платежей за муниципальное помещение для инновационного бизнеса));

оптимизации рынка (сознательный отказ от использования тех ресурсов территории или оказания общественных услуг, которые коммерчески неэффективны и не имеют высокой социальной значимости, например, сумма муниципального сбора столь мала, что не покрывает те затраты, которые возникают при администрировании этого сбора, разумнее сделать пользование этим ресурсом территории бесплатно);

организации рынка (развитие организационных форм поддержки приоритетных направлений деятельности, например, создание Ассоциации фермеров территории позволит организовать сбыт готовой продукции).
Стратегия развития рынка предполагает, что существующий сегодня территориальный продукт будет внедряться на новые рынки (новым потребителям), при этом новыми могут быть:

• новые сегменты (новые потребители) на этом же региональном рынке, например, увеличение количества малых предприятий, которые предъявляют спрос на ресурсы территории (внутренние инвесторы);

• новые географические рынки, что может быть осуществлено че-рез расширение географии покупателей и потребителей территориального продукта, например, в виде привлечения предприятий нерезидентов, которые готовы открыть на данной территории филиалы, структурные подразделения своих предприятий или создать новое предприятие на данной территории (внешние инвесторы).
Стратегия развития характеристик территориального продукта - улучшение или разработка новых территориальных продуктов за счет:

• появления у территориального продукта новых характеристик (пустующая земля, как один из ресурсов, может быть улучшена путем прокладки инженерных коммуникаций и предложена в новом качестве - как место индивидуальной застройки;

• повышения ряда социально значимых характеристик территориального продукта, например, рост экологической и санитарной безопасности, безопасности проживания и ведения деятельности могут привести к притоку мигрантов;

• предложения новых видов природных, социальных, технологических ресурсов, например, на территории проведены работы по изысканию и выявлены возможности промышленной разработки месторождений полезных ископаемых;