Файл: Практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему Средства развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО

по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"


Выполнена студентом (кой)

(Ф.И.О.)

Созоновой Любовью Александровной
Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах
номер группы 219 ПНК-11/22А-3
Руководитель

(Ф.И.О.)

Ожерельева Ольга Вячеславовна

2023г
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ…………........7
1.1.Сущность и характеристика творческих способностей младших школьников……………………………………………………………………......7
1.2.Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному

искусству ………………………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ…………………………………………..…………………………………....21
2.1.Диагностика развития творческих способностей младших

Школьников……………………………………………………………………...21
2.2.Содержание практической работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству………………………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список…………………………………………………………………………….32
Приложение…………………………………………………………………...….35

ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей и потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.


Развитие личности, ее творческих способностей, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной задачей современной системы образования.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что цель внеурочной деятельности - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных учёных (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарёв, Б.М. Теплов, Е.Л. Яковлева и др.), где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена.

Психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др.

Преимущество внеурочной деятельности по сравнению с учебной в развитии творческих способностей учащихся заключается в том, что,

во-первых, она строится на принципе добровольности (дети сами выбирают занятие по интересам);

во-вторых, в ней заключаются возможности использования синтеза искусств (музыки, живописи, литературы), что создаёт условия для развития целостной творческой личности ребёнка;

в-третьих, в рамках этой деятельности возможна реализация специально разработанной программы развития творческих способностей детей.

Ученые и методисты (К. Б. Бархин, А. И. Воскресенская, П. О. Афанасьев, С. И. Абакумов, Е. Е. Соловьева) считали, что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания.

Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.



Однако, если изучению творческих способностей младших школьников в учебной деятельности посвящено немало исследований, работ, где бы была представлена организация и реализация внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, крайне мало, поэтому была выбрана тема «Средства развития младших школьников на внеурочных занятиях по ИЗО».

Актуальность – изучение внеурочной деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, и до сих пор актуальна. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Цель - изучить пути развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности.

Гипотеза исследования:

процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству будет эффективным, если:

- используются художественно-дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие творческого воображения и мышления;

-предлагаются творческие задания, активизирующие воображение;

- младшему школьнику обеспечивается позиция субъекта творческой деятельности в выборе художественных материалов и приемов работы с

ними.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству;

  2. Провести диагностику развития творческих способностей школьников второго класса …… школы

  3. Раскрыть содержание практической работы по развитию творческих способностей школьников второго класса во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

Объект исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Предмет исследования - формы организации внеурочной деятельности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ и оценка результатов творческой деятельности школьников, практическая работа.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михайловская СОШ» 2 класс.

Практическая значимость исследования заключается в том, проведена практическая работа внеурочной деятельности по изобразительному искусству, направленная на развитие творческих способностей младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы.

Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1.1.Сущность и характеристика творческих способностей младших школьников.

Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.


Творческая работа на уроке и внеурочной деятельности изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, причем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.