Файл: Реферат по дисциплине Организация менеджмента в образовательной организации По теме Информационные технологии в управлении образовательной организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат по дисциплине:
«Организация менеджмента в образовательной организации»
По теме:
«Информационные технологии в управлении образовательной организации»

Выполнил: Сапожников В. В.


Хабаровск 2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Управление образовательным процессом в образовательной организации поддерживается и сопровождается получением и оборотом различной информации. Информационные потоки об образовательной деятельности включают в себя такие направления, как: статистическая отчетность, стартовые, промежуточные и итоговые результаты, образовательные программы и рабочие программы , информация о персональных данных участников образовательных отношений, информация о взаимодействии участников образовательного процесса- семинары, протоколы педсоветов, протоколы заседаний родительской общественности, классные журналы , электронные учебники и учебно-методические пособия на бумажных носителях.

Огромный поток информации требует системы получения, обработки, использования, систематизации и хранения. Без использования информационных технологий в управлении образовательным процессом не обойтись.

Налицо развивающаяся тенденция к внедрению информационных технологий (ИТ) для лучшего удовлетворения индивидуальных потребностей пользователей, а в перспективе развития образования эта тенденция будет проявляться в использовании НИТ для содействия все большей индивидуализации и дифференциации обучения, а также контроля знаний со стороны пользователей и преподавателей [4].

Цель настоящего реферата рассмотреть эффективные методы и приемы информационных технологий в управлении образовательным процессом общеобразовательной организации-обычной средней общеобразовательной школы.

Современные тенденции к внедрению в школьное образовательное пространство информационных технологий для хранения, обработки и интеграции информации привели к разработке в школах локальных информационных систем, к электронной форме ведения локальной документации , переход на электронные учебно-методические пособия [4].

Оценка эффективности использования информационных технологий в управлении достаточно трудоемкий и ответственный процесс. Данному процессу предстоит не только получить конкретные результаты, но и подобрать пакет инструментария для оценки используемых технологий.

Таким образом, для разработки системы оценки эффективности методов и приемов информационных технологий в управлении образовательным процессом, необходимо рассмотреть следующие важные вопросы:


1

- понятие информационных технологий в управлении образовательным процессом;

- критерии оценки методов информационных технологий в управлении образовательным процессом;

- инструментарий для оценки методов информационных технологий в управлении образовательным процессом.
Понятие информационных технологий в управлении образовательным процессом.

В современном информационном пространстве выделяют определенные типы систем:

Обучающие системы [1]предназначены в основном для обучения понятиям и навыкам на базе информационно-справочных сред. В основе систем подобного типа лежит интеллектуальный учебный курс, обладающий развитым языком запросов и богатым набором ассоциативных связей в базе данных. В качестве изъянов в подобных системах можно отметить их недостаточную гибкость и чувствительность к настройке.

Системы консультирующего типа чаще всего предназначены для оказания контекстной помощи или выдачи требуемой информации по запросу пользователя, при этом возможно демонстрационное решение задач с их последующим решением для каждого шага. Чаще всего системы подобного типа включают в себя информационно-справочную подсистему, подсистему контекстной подсказки и модель обучаемого. К недостаткам можно отнести сложность наполнения подобных систем для неквалифицированных пользователей.

Системы диагностирующего типа являются развитием систем консультационного типа. Они дополнены расширенным интерфейсом, фиксацией знаний и умений обучаемого и диагностикой ошибок обучаемого. На практике эти системы часто называют интеллектуально-тренирующими или экспертно-тренирующими. Одним из слабых мест таких систем является невозможность генерации знаний самой системой. В них генерация осуществляется преподавателем при настройке системы, что усложняет индивидуализацию знаний.

Управляющие системы являются наиболее сложными из существующих типов АОС и предназначены в основном для комплексного управления процессом обучения с помощью средств вычислительной техники. Они содержат в себе все компоненты рассмотренных ранее систем, но дополнены в свою очередь диагностирующей экспертной системой знаний. В качестве

2

недостатков систем подобного типа можно отметить их громоздкость и сложность в эксплуатации.


Системы сопровождающего типа отслеживают деятельность обучаемого при работе в некоторой инструментальной среде, содержащей все компоненты реальной системы, с оказанием помощи при обнаружении ошибочных действий обучаемого. Сопровождающая система содержит все компоненты экспертной системы, но, в отличие от нее, не знает конечной цели деятельности пользователя и должна ее прогнозировать. Интегрированные обучающие системы в основном свободны от указанных выше недостатков и, несмотря на некоторую структурную сложность, позволяют значительно расширить функции АОС по диагностике ошибок и прогнозированию целей деятельности пользователя. Интегрированные системы можно рассматривать как дальнейшее развитие систем управляющего, консультирующего и сопровождающего типов. При этом интегрированной обучающей системой называют программную среду, реализующую ту или иную педагогическую цель на основе знаний некоторой предметной области, области диагностики знаний обучаемых и управлении обучением.

Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этим целенаправленным процессом должны управлять, а значит, существует и понятие «управление образованием». Управление образованием - целенаправленная деятельность руководителей образовательных учреждений для полноценного функционирования и развития системы образования. Под управлением понимается также оптимальное развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых педагогических условий, способов, средств и воздействий.

Все средства ИКТ, применяемые в управлении образованием можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

К аппаратным средствам относят: - компьютер - универсальное устройство обработки информации; - принтер - позволяет фиксировать на бумаге найденную и созданную информацию; - проектор - повышает уровень наглядности и помогает руководителям представлять проделанные результаты в их работе; - устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) - существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных; - сеть


3

-позволяет более эффективно использовать имеющиеся информационные и технические ресурсы, обеспечивает общий доступ к глобальной информационной сети; - аудио и видео средства - обеспечивают эффективную коммуникативную среду для работы руководителей и проведений массовых мероприятий .

К программным средствам относят: - виртуальные конструкторы - позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями; - тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране; - тестовые среды - позволяют учителям конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; - экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области; - презентации - применение информационно-коммуникационных технологий руководителями с целью пропаганды своих методик и взглядов в образовании. В современных системах управлением образования, широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства информационно-коммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты.
Критерии оценки методов информационных технологий в управлении образовательным процессом.

Критериальная оценка эффективности информационных методов в управленческой деятельности разнообразна и имеет широкий спектр относительно объекта контроля. В образовательной деятельности к оценке информационных методов могут относиться такие критерии:

- обеспеченность учебно-воспитательного процесса аппаратными средствами обучения;

- обеспеченность процесса управления универсальными офисными прикладными программами;

- организация в образовательном учреждении электронного оборота документации;

- наличие в образовательной организации локальной цепи;

4

- использование в учебно-воспитательном процессе информационных технологий.


Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Основными факторами, способствующими повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования, являются:

  • оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;

  • снижение прямых и обратных потоков информации;

  • оперативное получение и обработка отчетности;

  • системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов; (НОБД)

  • снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;

  • унификация компьютерной техники, программной продукции;

  • использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;

  • реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;

  • активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.
    В рамках педагогической деятельности в образовательном процессе компьютер используется:

  • в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;

5

  • для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренировки и контроля знаний;



  • для психолого-педагогического мониторинга для развития учащихся и их здоровьем. В этом направлении мы применяем как готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися.

Это электронные учебники, справочники и базы данных учебного назначения, электронные пособия .Представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией, позволяют мультимедийные презентации, создаваемые и используемые учителями-предметниками.