ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кощинская средняя школа Смоленского района Смоленской области
Проект по географии
на тему:
«ПромыслынародовРоссии»
Клименкова Вероника
ученица 10 класса
Учитель: Барнёва Н.П.
2022г
Цели работы:
-
Закрепить и расширить знания об особенностях промыслах народов России. Совершенствовать умения работать с картами атласа, учебником и другими источниками географической информации с целью решения поставленных задач. -
Памятка туристу, путешествующему по маршруту. -
Красочно прорекламировать свой туристический продукт, используя иллюстрации, карту, статистические материалы. -
Создать рекламный буклет «Промыслы народов России».
Продукт проекта:
-
Контурная карта с маршрутом путешествия. -
Памятка путешественнику. -
Буклет.
План
Ι Введение (обоснование выбора темы)
ΙΙ Основная часть
-
Оренбургский пуховый платок -
Дымковская игрушка -
Палехская миниатюра -
Филигрань (скань) -
Жостово -
Мезенская роспись -
Береста -
Золотая хохлома -
Гжель
ΙΙΙ Заключение.
ΙѴ Литература.
Ѵ Продукт проекта.
Маршрут путешественника
(Карта народных промыслов России)
Обоснование выбора темы
В настоящее время мы наблюдаем большой интерес к возрождению народных традиций, обычаев и промыслов. Русское народное творчество многообразно по своим видам, жанрам, формам и региональным особенностям.В России проживает много наций и народностей, у каждого народа своя сложившаяся культура, обычаи, традиции, развиты промыслы. Можно отметить, что в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и секреты прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из лозы, бересты, бисера, инкрустация из соломки, кружевоплетение, вышивка, традиционная игрушка – это малый перечень русских народных ремесел, которые педагог может включать в свои занятия. Формирование российской идентичности является приоритетной целью современного образования. Следовательно, важной задачей становится воспитание в межнациональной толерантности, признания, принятия и понимания культуры других народов, вероисповедания, сохранение и передача истории развития различных народных промыслов. мы должны знать истоки своей культуры.
Народное искусство отражает менталитет, психологический склад, особенности национального характера, традиции, обычаи каждого народа. Произведения народного искусства как часть материальной и духовной культуры общества отражают представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Они становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей и традиций. Изучение творческого наследия наших предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому страны, что способствует социокультурному развитию личности ребёнка, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
Введение
Без сомнений, говорить о каком-либо национальном самосознании невозможно, если отсутствует понимание таких вещей, как термин «народный промысел», а также понимание значения для истории нашей страны ее самобытных традиций, фольклора и, конечно же, художественных промыслов. Вклад канувших в неизвестность поколений народных мастеров в становление культурных традиций России сложно переоценить. Достаточно отметить, хотя бы, тот факт, что на протяжении веков выдающиеся скульпторы, изготавливающие народные промыслы России, художники в своем творчестве обращались к народным промыслам, каждый раз по-новому осмысляя.
В древности, наравне с изготовлением орудий труда и прочими «хозяйственными» потребностями у людей возникало желание украсить себя и свое жилое пространство. Роспись глиняной посуды, культовые скульптуры и т. п. были широко распространены уже в Каменном веке.
Древнерусское искусство своими корнями уходит в далекие дохристианские времена. В чем-то наивные, изделия народных мастеров того периода отражали близость людей к природе, их мировоззрение. Тонкое ощущение красоты, самобытные стили, техники не только сохранились в народе, но и успешно процветали вплоть до Петровских реформ. Огромный вклад в возрождение, подробное изучение изделий народных художественных промыслов был сделан советскими учеными.
Но вернемся к формам производства художественных изделий. Если в древности существовало так называемое «натуральное хозяйство» (одна хозяйственная единица, к примеру, большая семья, полностью обеспечивала собственные потребности), то позже стали возникать кустарные промыслы. С развитием науки и техники, однако же, «примитивные» частные мастерские зачастую не выдерживали конкуренции более дешевых фабричных товаров.
В СССР существовала программа по возрождению народных промыслов: мастеров объединяли в кооперативы и артели, однако необходимость выполнения плана существенно ухудшала качество продукции. К счастью, мастерство изготовления художественных изделий не было забыто. Навыки передавались из поколения в поколения в деревнях, издревле занимавшихся тем или иным промыслом. И по сегодняшний день эти традиции живы, являясь незаменимой составляющей российской культуры.
Оренбургский пуховый платок
Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии[1]. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П.И. Рычков. В 1766 г. П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае.[2] Впоследствии академик П. П. Пекарский, составил описание жизни Рычкова назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие» За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция экспортировала
десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.
Пика популярности оренбургские паутинки козьего пуха».Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района . Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.
Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.
Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из такой возможностью стали интернет-магазины.
Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Таким интернет-магазином стал Палантин.ру, представляющий изделия знаменитой Фабрики оренбургских пуховых платков и высококачественные оренбургские пуховые платки и паутинки ручной работы.
То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее - будущее, основанное на вековых традициях.
Оренбургский пуховый платок
Дымковская игрушка
Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.
«Свистунья»
В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник,