ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой посуды, зависимость от скупщиков - всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Благодарные потомки помнят о заслугах Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник и сохранили заложенные Матвеевым традиции наставничества. «Хохломская роспись» патронирует семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке. В 1931 году артель получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году - производственно-художественного объединения. В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье. Под заказ выполняются изделия с геральдикой, эмблемами, портретами.
На предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе 400 художников. Многие из них - по-настоящему одаренные, талантливые мастера. И у каждого свое осмысление богатого творческого наследия, свое видение рисунка и особый почерк. Ряд художников имеют почетное звание: «Заслуженный художник РФ», являются членами Союза художников России, награждены государственными премиями. На предприятии с 1964 года действует творческая лаборатория, где рождается новый ассортимент и уникальные высокохудожественные изделия. Через лабораторию проходят подающие надежды молодые мастера. Настоящими виртуозами росписи называют художниц М. Иванову, Е. Зайцеву, О. Разумову, Н. Воронину. На их работы обращают внимание специалисты на многих российских и международных выставках. По эскизу заслуженного художника РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были украшены хохломским узором.Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько
труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе Традиционного способа изготовления хохломских изделий был разработан и усовершенствован ' современный технологический процесс, позволяющий достигнуть высокого технического уровня продукции.В производстве используется дерево разных пород, в основном - липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши. Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-«колосниках» досушиваются белые точеные изделия, - до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Золотая хохлома
Гжель
Гжель - небольшое село, название которого стало символом неповторимого искусства и народного мастерства. Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
Издавна Гжель славилась своими глинами, широкая добыча разных сортов велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
История промысла начинается с XVIII века, мастера гжели делали обычную для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Считается, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. В середине XVIIIвека в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики начало распространяться в Коломенский, Серпуховский и другие уезды Московской губернии.
Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики. Особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов - особых сосудов, квасников. Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.
В течение многих десятилетий мастера гжели создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. История промысла отражена во многих изделиях, сохранившихся до наших времен. Многие образцы хранятся теперь в коллекциях Эрмитажа, Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском государственном художественном музее им.А.Н.Радищева и многих других.
Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Но, к сожалению, полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н. Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Увлечение фарфором, поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики. С начала XVIII века фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Ощущался экономический расцвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы.
Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни.
Со второй половины XIX века работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.
Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели.