Файл: Методические рекомендации по проведению диагностики успешности обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Формы и способы фиксации результатов

Формы фиксации результатов условно можно разделить на две группы:

- формы фиксации результатов обучающихся для самих обучающихся: грамоты, дипломы, сертификаты, отличительные знаки уровня освоения образовательной программы. В данном случае фиксируются значимые результаты и доводятся до обучающихся и их родителей.

- формы фиксации результатов обучающихся для педагогов: журналы, ведомости, статистические формы, диагностические карты, диаграммы, графики.

Способ фиксации – отметка, выставляемая в зависимости от формы диагностики, чаще всего используемая как формальное выражение оценки учебных достижений обучающимися. Отметка выставляется за каждое занятие, в зависимости от его содержания, формы контроля и оцениваемого параметра:

- отметка посещаемости – за исключением случаев отсутствия по болезни или иной уважительной причине, позволяет оценить педагогу уровень заинтересованности в изучаемом предмете;

- отметка за занятие – сопоставление достижений обучающегося с его прошлыми результатами. Она отражает не столько правильность выполнения поставленной задачи, сколько те сдвиги в развитии, углублении знаний, в овладении способами деятельности, которые ребенок осваивает в результате педагогических действий, то есть его личностное достояние, его личностное качество; формальный результат решения задачи важен постольку, поскольку по нему можно судить о качественных сдвигах в ребенке. Оценивается по пятибалльной шкале: «5» - проявляет интерес, трудится над результатом, улучшая его на фоне превосходства среднего результата по группе; «4» - уровень выполнения задания лучше предыдущего на фоне непревзойдённого среднего результата по группе; «3» - стремление к росту прослеживается, однако уровень выполнения задания прежний; «2» - уровень выполнения задания ниже предыдущего; «1» - полное отсутствие стремления к достижению результата.

- отметка уровня соответствия программным требованиям отражает уровень освоения программы и выставляется на основании проводимых контрольных занятий, смотров, срезов и тестов. Совокупность измеряемых показателей: теоретическая подготовка, практическая подготовка, универсальные учебные действия.


- отметка посещаемости мероприятий, конкурсов, схожа с отметкой посещаемости на занятиях. Отображает творческую активность обучающихся, их мотивацию к личностному росту, раскрытию своего потенциала. Сумма баллов рассчитывается как процент посещаемости.

- отметка достижений осуществляется на основании результатов участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях: рассчитывается по формуле (КУ-Р)*У=Б, где Б-количество баллов, У-уровень конкурса (соревнований) (внутренний-1, муниципальный – 1,5, региональный – 3, межрегиональный – 4, всероссийский – 7, международный – 10), КУ – количество участников.

- оценка общей физической подготовки на начальном этапе сводится к сопоставлению результатов обучающихся с нормами ВФСК ГТО. На промежуточных этапах для диагностики используется сопоставительный и личностный способы оценивания. Отметки выставляются по пятибалльной шкале, где «5» - улучшил свой результат, превзойдя средний результат по группе; «4» - улучшил свой результат, не превосходя средний результат по группе, либо повторил свой результат на фоне среднего по группе превосходства; «3» - повторил прошлый результат, не превосходя средний результат по группе, либо ухудшил свой результат на фоне среднего превосходства; «2» - результат ниже прошлого, но превосходит среднюю по группе, либо повторил свой прошлый результат, не дотягивая до среднего по группе; «1» - отрицательная результативность.

- отметка за дисциплину отражает самоконтроль и организованность обучающихся. Выставляется на каждом занятии отображая по пятибалльной шкале: «5» - отсутствие замечаний, самостоятельность, организованность; «4» - отсутствие замечаний, слабая организованность, рассеянное внимание; «3» - редкие замечания, реакция на замечания адекватная; «2» - частые замечания, реакция адекватная; «1» - полное отсутствие реакции на замечания.

Все отметки суммируются по накопительной системе и на их основе выстраивается рейтинг обучающихся (Приложение 1). При этом, на любом этапе образовательного процесса можно легко отследить, в каких направлениях обучающийся более успешен, а в каких необходимо усилить контроль, изменить методику, подобрать подход, при необходимости выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
В заключении хотелось бы отметить, что диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей. Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка. Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик, специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.




Список используемой литературы и информационных ресурсов

  1. Федеральный закон от 29.09.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);

  3. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие, Архангельск, 2014

  4. Габдулхаметова Н. Б. Педагогическая диагностика в дополнительном образовании, Методическое пособие, Нефтеюганск, 2014

  5. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование детей, 2004, № 12

  6. Мякинина С.Б. Реализация концепции развития дополнительного образования детей в РФ// Наука и школа, 2017, №5

  7. Озерова Л.Н. Зачем нужна педагогическая диагностика // Начальная школа, 2003, № 6

  8. Шухлина Л.А. Методические рекомендации по проведению мониторинга образовательной деятельности в УДОД, Новотроицк, 2015