Файл: Воспитывающего обучения по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система воспитывающего обучения по биологии

Содержание

Введение ……………………………………………………………………

  1. Подходы, закономерности и принципы воспитания школьников при обуче­нии биологии …………………………………………………………

  2. Основные компоненты системы воспитания учащихся в процессе обучения биологии …………………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………

Список используемой литературы ………………………………………..


3




4




7

11

12








Введение

Актуальность. Одной из приоритетных задач общего образования определено духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся [3, с. 23]. Биология как учебный предмет имеет большой потенциал для решения данной проблемы. В процессе обучения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися биологических знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, взглядов, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания.

На необходимость формирования бережного отношения к живой природе и окружающей среде указывал ещё в конце XVIII в. основоположник школьного естествознания в России В. Ф. Зуев. Большое внимание в нач. XIX в. этому вопросу уделял В. И. Даль, А. Н. Бекетов, А. Я. Герд и др. В первой половине XX в. В. В. Половцов впервые поставил вопрос о половом просвеще­нии учащихся. С установлением советской власти в стране основной задачей содержания биологии ста­ло формирование диалектико-материалистического мировоззрения, атеизма, самостоятельности; осуществление идейно-политического и трудового воспитания. И. Д. Зверев создал систему элемен­тов воспитания учащихся в процессе обучения биологии [1, с. 84-119]. Теоретические и методические основы воспитания в биологическом образовании школь­ников раскрыла Н. М. Семчук.


Несмотря на существенную степень разработанности проблемы воспитания в биологиче­ском образовании школьников, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) [8, 9, 10] ставят новые целевые установки и ориентиры в воспитании учащихся.


  1. Подходы, закономерности и принципы воспитания школьников при обуче­нии биологии


Система воспитывающего обучения учащихся в процессе обучения биологии основана на социальном заказе. Социальный заказ российского об­щества школьному биологическому образованию состоит в воспитании ответ­ственного, инициативного и компетентного в области биологии гражданина России.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся реализуются в био­логическом образовании школьников через системный и деятельностный подхо­ды, которые в ФГОС ОО объединены в единый системно-деятельностный подход.

Системный подход предполагает единство и взаимосвязь цели, задач, направлений, ценно­стей, содержания, видов деятельности, форм и методов воспитательного воздействия в процессе обучения биологии и экологии. По мнению Ю. М. Попова и Н. Н. Сазоновой, «данные процессы не следует рассматривать как некую сумму частных процессов. Между ними устанавливается си­нергетическое взаимодействие, что создаёт условия для проявления эмерджентности - новых воз­можностей во всестороннем гармоничном развитии личности. Игнорирование системного подхо­да разрывает внутренние связи между основными компонентами воспитательного процесса. Это значительно упрощает решение воспитательных задач, но одновременно происходит снижение эффективности воспитательных мероприятий» [5, с. 224].

Деятельностный подход определяет виды деятельности по каждому из направлений вос­питательной работы в процессе обучения биологии; позволяет организовывать целе­направленную деятельность учащихся с учётом их жизненных планов, интересов, личностного опыта и ценностных ориентаций.

Системно-деятельностный подход призван создать биолого-экологическую образователь­ную среду, учитывающую индивидуальные особенности школьников и обеспечивающую их вос­питание и активность при изучении основ биологии, а также формирование готовно­сти учащихся к самовоспитанию и саморазвитию средствами науки о живой природе.

Процесс духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся осущест­вляется согласно закономерностям:



  • единство воспитания и обучения (воспитывающее обучение) - процессы воспитания и обучения биологии (экологии) протекают одновременно и неразрывно связаны друг с другом; процесс обучения выполняет воспитывающую функцию, а процесс воспита­ния невозможен без обучения школьников определённым нормам, правилам поведе­ния, умениям и видам деятельности, общению и пр.;

  • целостность воспитательных воздействий предполагает их комплексность, последо­вательность, достаточность, непротиворечивость, непрерывность и преемственность;

  • зависимость результатов воспитания от активности учащихся и разнообразия исполь­зуемых видов деятельности проявляется в деятельности учащихся, их отношении к окружающей действительности, взаимодействии с социальной средой, нравственном выборе; чем разнообразнее виды деятельности, в которые вовлечены учащиеся, тем эффективнее процесс воспитания [4, с. 9].

Отмеченные закономерности устанавливают принципы воспитательного процесса [7]. Они выражаются в обязательных для исполнения требованиях к организации, содержанию, формам и ме­тодам воспитания в процессе обучения биологии и экологии. Рассмотрим некоторые из них:

  • принцип ориентации на идеал - наличие в содержании школьных курсов биологии и экологии определённых идеалов;

  • аксиологический принцип - формирование у учащихся в процессе изучения биологии и экологии базовых национальных ценностей;

  • принцип амплификации - максимальное использование в биологическом и экологиче­ском образовании возрастных возможностей учащихся для их полноценного воспитания;

  • принцип следования нравственному примеру - включение в содержание учебно-вос­питательного процесса по биологии и экологии примеров нравственного поведения; учитель - основной нравственный пример для учащихся;

  • принцип идентификации - постоянное сопоставление самих себя с выдающимися де­ятелями в области биологии и экологии, являющимися примерами для подражания; стремление школьников быть похожими на них;

  • принцип диалогического общения - вовлечение учащихся в диалог со своими свер­стниками, их родителями, учителем биологии и экологии, а также другими значимыми для них взрослыми;

  • принцип полисубъектности - согласованная работа учителя биологии и экологии с дру­гими учителями-предметниками и администрацией школы, родителями, педагогами дополнительного образования, деятелями культуры и искусства, учёными, спортсме­нами, представителями традиционных религий, общественными деятелями и другими субъектами образовательного процесса по воспитанию учащихся;

  • принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем - со­вместное с учащимися решение личностно и общественно значимых биологических и экологических проблем;

  • принцип системно-деятельностной организации - интеграция различных видов деятельно­сти учащихся с целью их воспитания в процессе обучения биологии.





  1. Основные компоненты системы воспитания учащихся в процессе обучения биологии


Целевой компонент

Целью воспитания учащихся является становление и развитие высоконравственного, твор­ческого, компетентного гражданина Российской Федерации средствами биологии.

В задачи воспитания учащихся в процессе обучения биологии входят:

  1. освоение учащимися ценностного, нормативного, деятельностного и практического аспектов отношений человека с природой;

  2. вовлечение учащихся в процессы самопознания, самопонимания, саморазвития; со­действие их личностному самоопределению, выбору индивидуальных образователь­ных траекторий и будущей профессии в области биологии;

  3. овладение учащимися социальными, регулятивными и коммуникативными компе­тенциями при изучении биологии через сотрудничество со сверстниками.

На основе анализа личностных результатов освоения основных образовательных программ общего образования выделены следующие направления воспитания в биологическом образовании школьников:

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • формирование ответственного отношения к учению, труду и выбору будущей профес­сии, связанных с биологией;

  • формирование целостного мировоззрения (взгляд на мир и место в нём человека, соответствующее современному уровню развития биологии);

  • социокультурное и нравственное воспитание;

  • формирование коммуникативной культуры;

  • формирование экологической культуры, ценностей здорового и безопасного образа жизни;

  • воспитание семейных ценностей;

  • эстетическое воспитание 7, с. 168-169.

Содержательный компонент

Содержание биологических знаний способствует реализации всех выделен­ных направлений воспитания учащихся. Особое внимание заслуживают такие вопросы, как:

  • уникальность и неповторимость растительного и животного мира, природных сооб­ществ и экосистем;

  • биографии и вклад в науку российских биологов;

  • правила поведения в природе, основы экологического законодательства и природо­пользования;

  • применение биологических знаний в повседневной жизни и профес­сиональной деятельности; основы физиологии труда;

  • методы биологических исследований;

  • ключевые биологические законы, закономерности, правила, гипоте­зы, концепции, имеющие общенаучный смысл;

  • человеческие расы, расизм и социалдарвинизм;

  • морально-этические проблемы биологии;

  • речь как социальный фактор антропогенеза; высшая нервная деятельность; физиоло­гия стресса, его значение; эмоции и их физиологическая природа; возрастные особен­ности человека;

  • биология пола, особенности мужского и женского организмов;

  • красота и гармония в живой природе; адаптации организмов к среде обитания и образу жизни; творческий характер естественного и искусственного отбора.


В процессе воспитания учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, например, изучают основы биологических наук, знакомятся с историей биологии; исследуют природу; изучают при­родоохранное законодательство; участвуют в общественно-полезной работе, добровольческой деятельности и др.

Воспитание учащихся предполагает наличие и выработку у них в процессе обучения био­логии целого ряда умений: формулировать цель и задачи; работать с источниками информации; выполнять учебное исследование; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; применять биологические знания на практике и многое другое.

Процесс воспитания в обучении биологии и экологии направлен на формирование у школь­ников таких базовых национальных ценностей российского общества, как природа, наука, че­ловечество, гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, труд, семья, творчество, искусство, литература [3, с. 12].

Процессуальный компонент

Воспитание учащихся осуществляется в рамках различных форм обучения биологии. Самая популярная – это урок. Важными и интересными являются экскурсия, домашняя, внеурочная, внеклассная, внешкольная и об­щественно-полезная работа.

Реализации воспитательной функции способствует вся совокупность методов обучения биологии: рассказ, беседа, объяснение, лекция, демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, демонстрация опытов, распознавание и определение объектов, наблю­дение и самонаблюдение, функциональные пробы и эксперимент.

Средствами воспитания учащихся в обучении биологии выступают живая при­рода, натуральные объекты, изобразительные пособия, модели, муляжи, приборы, лабораторное оборудование, учебники, художественные произведения (репродукции картин художников-флористов, анималистов, маринистов, пейзажистов; музыкальные произведения на темы природы; стихи, рассказы, повести, документальные и художественные фильмы о животных, растениях, учёных-биологах, великих открытиях и достижениях в области биологии и экологии и др.).

Большое значение в воспитании школьников имеют интерактивные средства обучения биологии (компьютер, проектор и интерактивная доска), электронные ресурсы биоло­гического содержания (в том числе ресурсы сети Интернет), средства массовой информации, социальная среда и семья.