Файл: Шифрин Л.С. Использование картосличительной приставки Пальма в судовождении [практическое пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Л. С. ШИФРИН
Экз*члв•»Р чит. зала
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КАРТОСЛИЧИТЕЛЬНОЙ ПРИСТАВКИ
„ПАЛЬМА" В СУДОВОЖДЕНИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ»
ЛЕНИНГРАД 1960
В брошюре приводятся основные сведения по уст ройству картосличительной приставки «Пальма», рас сматриваются методы ее эксплуатации на судах мор ского флота для различных условий плавания.
Брошюра является практическим пособием для судо водителей, а также может быть использована курсан тами мореходных училищ.
гос» ПУБЛИЧНАЯ НАУЧН-ТЕХНИЧЕСНАЯ
БИБЛИОТЕКА СССР
16Ш
Шифрин Лев Соломонович
Использование картосличительной приставки «Пальма» в судовождении
Спецредактор Ю. Л. Чернокальцев
Редактор изд-ва К. Н. Денисов
Техн, редактор Л. П. Дрожжина Корректор Е. А. Соболева.
М-54175. |
Сдано в производство 29/Х 1959 г. Подписано к печати 31/XII 1959 г. |
|||
Бумага |
60x92716=2,13 |
бум. л. |
Печ. л. 4,25. |
Уч.-изд. л. 4,43. |
Изд. № ПТ/Л—389. |
Тираж 2000 экз. |
Цена 2 р. 20 к. |
Заказ № 1322. |
|
7-я типография изд-ва |
«Морской транспорт». Ленинград, ул. |
К- Заслонова, 30. |
ОТ АВТОРА
Предлагаемое вниманию судоводителей пособие составлено на основе обобщения опыта использования картосличительного устрой ства «Пальма» на судах различного водоизмещения.
Пособие рассчитано на широкий круг работников водного транс
порта, уже знакомых с основами использования радиолокации для целей судовождения.
Основное внимание в пособии уделяется практическому исполь
зованию картосличительного устройства «Пальма» в различных
условиях плавания: в прибрежных районах^ в узкостях, при плава
нии во льдах и т. д.
Для более глубокого понимания практических-вопросов в каж
дой главе дается соответствующее краткое теоретическое обоснова
ние вопроса.
Пособие не охватывает всех многообразных условий, которые мо гут встретиться судоводителю, однако, поняв основные принципы и
способы использования картосличительного устройства, изложен ные в пособии, судоводитель сумеет найти правильное решение в любой конкретной обстановке.
Автор выражает благодарность доценту И. В. Юхову и инже
неру В. И. Щеголеву за ценные замечания, сделанные ими во время просмотра рукописи.
За ценные указания автор приносит также благодарность инже
неру Ю. П. Чернокальцеву, взявшему на себя труд по специальному
редактированию книги.
Замечания и отзывы о настоящем пособии будут приняты с бла
годарностью.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время радиолокация начинает занимать все боль шее и большее место в судовождении. Особо важное место ей отво дится при обеспечении безопасности плавания в стесненных усло
виях.
Сущностью любого применения радиолокации для целей судово
ждения является трансформирование на карту информации, полу
ченной на экране радиолокационных станций (РЛС). Обычно для определения места судна используется информация, полученная с помощью радиолокации в виде измеренных пеленгов или измеренных дистанций.
Особенностью использования радиолокации является то, что на блюдаемая картина радиолокационного изображения местности на
экране индикатора кругового обзора имеет много своеобразных черт,
она состоит из совокупности отдельных ярких точек и пятен, в общем и целом в какой-то-степени повторяющих береговую черту. Поэтому первой задачей судоводителя является опознание радиолокацион ного изображения. Только опознав на экране необходимые точки побережья, судоводитель может измерить до них дистанции или снять пеленг, чтобы получить необходимую информацию для оты
скания своего места на карте.
При плавании в стесненных водах (узкостях, фиордах, заливах, губах, устьях рек, каналах и т%. д.), где действуют переменные мест
ные течения, где судно должно проходить в непосредственной бли зости с подводными опасностями и берегами и, наконец, где может
быть интенсивное судоходство, нет времени для применения обычных
способов определения..места и ведения прокладки. Поэтому в таких
случаях обычно" Прибегают к лоцманской проводке, и судовождение осуществляется по створам, буям, вехам и другим ориентирам.
При отсутствии видимости, когда штатное ограждение не видно,
надежное безопасное судовождение с помощью радиолокации в та
ких условиях может быть обеспечено только при использовании спе
циальных устройств, позволяющих получить с достаточной точно стью немедленную информацию о месте судна и окружающей обста новке.
Такие устройства уже сейчас находят широкое применение как
на нашем флоте, так и на иностранных флотах и носят название кар-
4
тосличительных приставок или картосличительных блоков (уст ройств) радиолокационных станций.
В настоящее время на судах морского флота устанавливается
картосличительная приставка «Пальма», которая позволяет решать сложные задачи судовождения при плавании в стесненных водах
при отсутствии видимости.
До последнего времени было распространено мнение, что плава ние в стесненных водах при отсутствии видимости и интенсивном су доходстве никогда не будет обеспечено радиотехническими сред ствами. Опыт применения картосличительных приставок, полученные методы и приемы их использования говорят о том, что возможно осу
ществление плавания судов в стесненных водах в самых сложных гидрометеорологических условиях.
Информация, получаемая с помощью картосличительных приста вок, •— это не отдельные пеленги или дистанции, а указание на карте места своего судна и его пути относительно берега и других судов. Вся эта информация получается путем оптического наложения ра диолокационного изображения на карту.
Существуют разнообразные конструкции картосличительных при ставок, но все они основаны, как правило, на использовании прин ципов оптического совмещения карты с радиолокационным изобра
жением.
Настоящая брошюра написана как практическое пособие по ис пользованию картосличительного блока «Пальма». Однако изложен ные в брошюре положения могут быть в той или иной мере распро странены и на другие картосличительные устройства.
Глава 1
НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО БЛОКА «ПАЛЬМА»
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Блок «Пальма» предназначен для целей судовождения и обеспе чения безопасности плавания в сложных условиях и представляет собой дополнительный выносной индикатор кругового обзора
(ИКО) со специальным приспособ
лением для наложения наблюдае
мого |
изображения |
на |
навигацион |
|||||
ную карту. |
|
приспособления |
||||||
Сущность этого |
||||||||
заключается |
в следующем (рис. 1). |
|||||||
Над столом с картой |
1 |
располо |
||||||
жен |
экран- |
индикатора |
кругового |
|||||
обзора |
2. |
Между |
ними |
под углом |
||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
3. |
|
|
||
в 45° установлено специальное по |
||||||||
лупрозрачное зеркало |
одновремен |
|||||||
Глаз наблюдателя |
||||||||
но видит карту через |
полупрозрач |
|||||||
ное зеркало |
и изображение экрана, |
лежащими как бы в одной пло
скости. Когда масштаб изображения равен масштабу карты, то при совмещении радиолокационного изображения с картой место судна
соответствует началу электронной развертки. Изображение на
экране расположено «нордом вниз», а в зеркале оно наблюдается
также, как и карта, т. е. «нордом вверх».
Таким образом, для определения места судна не нужно брать пеленгов или измерять дистанции, откладывать их на карте, а нужно только совместить прямовидимое изображение карты с мни мым изображением экрана индикатора кругового обзора. Совер
шенно очевидно, что наложение возможно, если на экране видна бе реговая линия или характерные ориентиры, нанесенные на карту.
Ничтожное отражение от нижней стороны зеркала и сравни тельно небольшая толщина его приводит к тому, что смещение глаза
в сторону на 5—8 см не нарушает совмещения изображения.
6
При совмещении радиолокационного изображения, с картой бу дут, строго говоря, некоторые расхождения, так как радиолокацион
ное изображение в азимутальной проекции, а карта — в меркаторской.
Установление пределов, в которых можно без ущерба для точно сти определения места совмещать меркаторскую проекцию с азиму
тальной, сводится к задаче установления пределов возможности за мены участка земной поверхности плоскостью.
Для определения этих пределов обратимся к таблице промежут ков практически постоянного масштаба на карте меркаторской про
екции (таблица |
I).1 Эта таблица дает интервалы широтных зон, |
||||||||||||||
в пределах которых |
|
длина |
одной |
|
мили изображается |
|
одинако |
||||||||
выми по размерам отрезками с точностью до 0,1 |
мм. |
|
Таблица 1 |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Масштаб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
:25 000 |
1 |
:50 000 |
1 |
:100 000 |
1 |
:200 000 |
1 |
:500 000 |
||||||
Широта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10° |
14',5 |
|
|
20',5 |
|
29',0 |
|
41',0 |
|
64',9 |
|||||
20 |
10 |
,1 |
|
|
14 ,3 |
|
20 ,2 |
|
28 |
,6 |
|
45 ,1 |
|||
30 |
8 |
,0 |
|
|
11 |
,3 |
|
16 |
,0 |
|
22 |
,7 |
|
35 |
,8 |
40 |
6 |
,6 |
|
|
9 |
,4 |
|
13 ,3 |
|
18 |
,8 |
|
29 |
,7 |
|
50 |
5 |
,6 |
|
|
7 ,9 |
|
И ,2 |
|
15 |
,8 |
|
24 |
,9 |
||
60 |
4 |
,6 |
|
|
6 ,5 |
|
9 ,3 |
|
13 |
,1 |
|
20 |
,7 |
||
70 |
3 |
,7 |
|
|
5 ,2 |
|
7 ,3 |
|
10 |
,4 |
|
16 ,4 |
|||
80 |
2 |
,6 |
|
|
3 ,6 |
|
5 ,1 |
|
7 ,2 |
|
И ,4 |
||||
Значения в таблице могут |
быть |
удвоены, |
если |
исходить из по |
|||||||||||
грешности в 0,2 |
мм. |
Так как экран блока «Пальма» небольшой, то |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
захватываемый им участок местности в таком случае по своим раз
мерам уложится в допустимые пределы на всем диапазоне масшта
бов и широт. Поэтому искажения картографического порядка не ока зывают никакого влияния на точность определения места.
Картосличительные блоки обладают целым рядом положитель
ных качеств, делающих их очень ценными в судовождении прибо
рами.
1. Картосличительный блок позволяет очень быстро определить место судна. Фактически для определения места нужно только со
вместить радиолокационное изображение с картой. Плавно передви гая карту и все время совмещая радиолокационное изображение с картой, судоводитель получает непрерывную наглядную информа цию о месте судна, что освобождает его от необходимости произво-1
1 Картографические таблицы, изд. ГУ ВМС, 1949.
7
дить пеленгование или измерение углов и дистанций и прокладки измеренных величин на карту.
При использовании радиолокации судоводитель может опреде лить место судна одним из следующих способов:
а) по расстояниям до известных объектов; б) по пеленгу и расстоянию до одного известного объекта; в) по пеленгам двух и более объектов.
Все эти способы (или их комбинации) требуют времени для опо знания эхо-сигналов.
При картосличительном способе определения места опознание
эхо-сигналов производится немедленно и одновременно с определе нием места судна.
2.С помощью картосличительного блока место судна опреде ляется достаточно точно. Как показывает практика, точность опре деления места с помощью картосличительного блока в ряде случаев сравнима с точностью определения места по трем пеленгам.
3.Определение места с помощью картосличительного блока просто. Для того чтобы научиться определять место с помощью
•блока «Пальма», оператору не нужна высокая подготовка. Во вся ком случае место судна определяется проще, нежели любым другим
способом.
4.Картосличительный блок вносит ясность в картину радиолока ционного изображения. В ряде случаев, когда мы подходим к берегу
инам неясно, что за эхо-сигналы видны на экране радиолокационной станции, мы пользуемся способом определения по вееру пеленгов и
дистанций, которые наносим на кальку в масштабе карты и, совме стив кальку с картой, опознаем эхо-сигналы. Одновременно ориенти ровочно определяем и место судна. Картосличительное устройство избавляет нас от этой работы: от необходимости измерять пеленги
идистанции и прокладывать их на кальке. Картосличительное уст ройство как бы само вычерчивает береговую черту по бесконечному множеству пеленгов и дистанций.
5.Одновременно с определением места и опознанием береговой
черты картосличительное устройство дает возможность осуще ствить наблюдение за окружающей обстановкой на море вблизи
судна, определить прежде всего является ли отдельно лежащий эхо-
сигнал отражением корабля или буя, определить курсы и скорости,
находящихся в пределах обнаружения РЛС судов и пр.
6. С помощью картосличительного блока можно легко и просто ответить на целый ряд вопросов, интересующих судоводителя, на которые значительно труднее ответить, ведя обычную навигационную
прокладку. К ним относятся:
а) расстояния до каких-либо точек на побережье и на воде (до ■ мысов, островов, буев, судов и пр.);
б) траверзное расстояние, в котором судно проходит мимо мы
сов, опасностей, буев;
в) дистанция или пеленг на какой-нибудь объект (ориентир)
8