Файл: Шифрин Л.С. Использование картосличительной приставки Пальма в судовождении [практическое пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, идя по узкости, судно пересекает ряд искусственных и

естественных створов. Капитан судна приказывает судоводителю

доложить момент прохождения того или иного створа. Судоводи­

тель, совмещая с максимальной точностью радиолокационное изображение с картой, в момент прохождения по его данным секу­

щего створа, командует «Товсь» и «Ноль». Капитан судна, получив доклад судоводителя и наблюдая визуально створ, может оценить точность работы судоводителя. Можно также запустить секундомер в момент доклада судоводителя и остановить в момент фактиче­

ского прохождения.

Хорошей проверкой точности работы является вывод судна на ведущий створ и удержание судна на створе с помощью блока

«Пальма».

Можно приказать доложить пеленги на отдельные ориентиры в тот или иной момент. Сличив их с пеленгами, снятыми по пеленга­ тору в тот же момент, можно также судить о точности работы судо­ водителя.

После прибытия в порт или, наоборот, выйдя из узкости, капитан должен разобрать с судоводителем его работу, отметить, как послед­ ний работал, какие были положительные и отрицательные стороны,

удовлетворяет ли работа судоводителя капитана судна и пр.

При пользовании блоком «Пальма» очень удобно прямо на карте делать зарисовку радиолокационной картины. Если судно входит в

незнакомую узкость при хорошей видимости, обязательно нужно

включить радиолокационную станцию «Нептун» и блок «Пальма» и

изучать побережье в радиолокационном отношении.

Вместо зарисовок можно также производить фотографирование

совмещенного изображения радиолокационной картины с картой.

Для этого на блоке «Пальма» устанавливается специальная штанга (рис. 32). Совместив карту с радиолокационным изображением,

производится экспонирование.

Собранные таким образом материалы могут сослужить большую пользу при изучении района и при последующих прохождениях этих

участков.

Использование блока «Пальма» для обеспечения плавания не

исключает, конечно, других средств и способов судовождения; только грамотное и полноценное сочетание способов судовождения может

гарантировать безопасность плавания в сложных условиях.

Наряду с положительными сторонами блоку «Пальма» присущи некоторые конструктивные недостатки.

Одним из таких недостатков является то, что на блоке «Пальма» приходится работать в затемненных условиях. Поэтому блок «Пальма» не может быть установлен непосредственно на ходовом мостике судна.

Вторым недостатком является то, что не предусмотрена возмож­

ность работы на более крупномасштабных картах (до 1 : 5000), что

совместно с уменьшением мертвой зоны радиолокационной станции позволяло бы осуществлять плавание в тумане в самой гавани.

66


Перечисленные недостатки незначительны, и можно сказать, что блок «Пальма» является хорошим и надежным прибором. Грамот­ ное использование его может обеспечить безопасное плавание в са­

мых сложных условиях.

Широкое внедрение картосличительных приставок на морском флоте и дальнейшее усовершенствование методов их использова­

ния даст возможность сократить простои из-за тумана и увеличить безопасность судоходства.

ЛИТЕРАТУРА

1.. Бухановский И. Л. Плавание в стесненных водах с помощью судо­ вого радиолокатора, Морской транспорт, 1956.

2.Радиолокация на море, ПИЛ, М., 1955.

3.Применение радиолокационных станций для морской навигации, «Вопросы радиолокационной техники», № 3, 1952.

4.Техническое описание и инструкция.

5.Dickson J. Н. Radar chart-matching devices, «The Journal of the In­ stitute of Navigation», vol. 5, N 4, 1952.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр

От автора.......................................................................................................................

 

 

 

3

Введение..............................................................

 

 

 

4

Глава

1. Назначение, принцип действия

и устройство блока

«Пальма»

 

Устройство блока «Пальма»......................................................................

 

 

9

Глава 2. Приготовление к действию и выверка блока «Пальма» ...

14

Включение и выключение блока «Пальма»................................................

14

Согласование изображения по глубине..........................................................

 

15

Проверка центрирования начала развертки и выверка отметки линии

20

 

курса...................................................................................................................

 

 

на вид ра­

Влияние сферичности экрана и нелинейности развертки

21

 

диолокационного изображения ....................

.............................................

 

Согласование масштаба радиолокационного изображения с масшта­

26

 

бом карты....................................................................................

 

 

 

Г л а в а 3. Решение некоторых задач навигации с помощью блока «Пальма»

27

Определение места судна.....................................................................................

 

.

Определение расстояния от судна до точки..................................

28

Определение пеленга ......................................................................

 

 

.

28

Определение пути, путевой скорости, дрейфа и сноса судна ...

29

Определение истинного курса и поправки компаса ............................

 

29

Определение траверзного и кратчайшего расстояния.....................................

 

30

Глава 4. Точность определения места с

помощью блока «Пальма» . .

31

Воспроизведение радиолокационного

изображения.....................................

 

31

Влияние ширины диаграммы направленности антенны и длительно­

 

 

сти импульса на вид радиолокационной картины ..... 32

Смещение контурных точек радиолокационного изображения . .

36

Сравнение картосличительного способа определения места судна с

43

 

другими способами

карты

......................

 

Точность контурных точек

 

 

44

Влияние систематических

и случайных ошибок на точность опреде­

 

Глава

ления места....................................................................................

 

«Пальма» для судовождения

45

5. Основы использования блока

 

 

в различных условиях .............................................

 

49

50

Подготовка к плаванию с помощьюблока «Пальма»....................................

 

Судовождение с помощью блока «Пальма»..........................................

 

54

Использование блока «Пальма» для обеспечения плавания во льдах

56

Использование блока «Пальма» для предупреждения столкновения

59

 

судов....................................................................................................................

 

 

 

Использование блока «Пальма» для других целей судовождения . .

63

Возможности блока «Пальма» для обеспечения диспетчерской службы

 

порта ...........................................................................................................

63

Заключение

........................................................................................................................

64

Литература

s . . . а ............................

67