Файл: Шифрин Л.С. Использование картосличительной приставки Пальма в судовождении [практическое пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенно очевидно, что если путь судна проходит в расстоя­ нии 6 миль от берега и есть необходимость использования для опре­ деления места блока «Пальма», то это можно сделать на карте мас­

штаба 1 : 200 000 и мельче.

Для обеспечения плавания в узкости, в шхерах, наиболее целе­

сообразно, как показала

практика, использования

масштаба

1

: 50 000. При входе на рейд целесообразно переходить на масштаб

1

: 25 000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь сведениями из лоции, наставлениями для плава­

ния и другими пособиями,

судоводитель обязан проработать марш­

 

 

рут, нанеся .предварительную про­

 

 

кладку на путевые карты. Эту же

 

 

предварительную

 

прокладку

необ­

 

 

ходимо нанести и на карты, пред­

 

 

назначенные

 

к

использованию

на

 

 

блоке «Пальма».

 

 

 

 

 

 

 

 

На картах необходимо подписать

 

 

курсы, расстояния, которые нужно

 

 

пройти этими курсами. Обязательно

 

 

нужно вычертить циркуляции и на­

 

 

нести поворотные линии.

 

 

так

 

 

Поворотная линия

строится

 

 

же, как поворотный пеленг, и она

 

 

представляет из

себя

отрезок

пря­

 

 

мой, параллельный следующему кур­

 

 

су. Придя на поворотную линию,

 

Рис. 27

необходимо

подать

команду

на

 

руль. Отрезок

АВ

(рис.

27) — это

 

 

 

 

так называемый

«мертвый» проме­

жуток, т. е. расстояние, которое проходит судно по линии преж­

него курса от момента подачи команды на руль до точки начала циркуляции.

Как видно из рисунка, подача команды о повороте именно на поворотной линии обеспечивает приход судна на линию нового курса, даже если была ошибка в предыдущем курсе.

судовождение с помощью блока «пальма»

Все принципы судовождения с использованием блока «Пальма» базируются на мгновенной информации о месте судна, которую дает

это устройство.

Если судно осуществляет прибрежное плавание в тумане и сле­ дует по предварительной прокладке, то задачей судоводителя в этом случае будет непрерывное совмещение радиолокационной кар­ тины с картой, наблюдение за местом судна по карте и удержание судна на линии предварительной прокладки.

На блоке «Пальма» должна вестись основная прокладка, и на

нем следует работать судоводительскому составу, а в сложной обста-

54


новке целесообразнее всего старшему помощнику капитана. Инфор­ мация, получаемая им с блока «Пальма», должна немедленно пе­

редаваться капитану судна. Совмещение карты и радиолокацион­

ного изображения следует производить непрерывно, а место судна на карту надо наносить через равные промежутки времени (через 2

или 3 мин). У обсерваций подписывается время и отсчет лага. Для

•облегчения и ускорения работы нет необходимости писать полностью часы и минуты и весь отсчет лага. Достаточно записывать только минуты текущего часа и единицы и десятые доли отсчета лага. Этих записей вполне достаточно, так как курсы в стесненных районах небольшие и занимают малые промежутки времени.

Определив место судна, судоводитель, если есть в этом необхо­

димость, подправляет курс судна, чтобы выйти на линию предвари­

тельной прокладки. Для того чтобы избрать новый курс судна, ис­

пользуют либо транспортир, либо, что удобнее и быстрее, курс на­ мечают с помощью визира.

Выбрав новый курс и положив судно на него, необходимо убе­ диться прежде всего, что отметка курса на экране совпадает с на­

значенной линией истинного курса. Кроме того, сделав серию обсер­ ваций на новом курсе, нужно убедиться, что и путь судна безопасно проходит мимо всех препятствий.

Особое внимание следует обратить на точность выполнения по­

воротов. Наиболее целесообразно докладывать капитану о пово­

роте за 5 мин, за 1 мин до его начала и в момент начала поворота, когда судно придет на поворотную линию. При этом все доклады ■судоводителя, работающего на блоке «Пальма», должны быть ясными, четкими и не двусмысленными.

Во время циркуляции следует также производить совмещение карты с радиолокационным изображением и контролировать, как проходит судно относительно опасностей на циркуляции.

В некоторых случаях при плавании в узкости место судна на карту нужно наносить значительно чаще, буквально через 15—20 сек.

Это не представляет большого труда при работе на блоке «Пальма».

Конечно, время и лаг нет необходимости записывать у каждой такой

обсервации. Необходимость в таком частом нанесении места судна

может быть в случае вывода судна в назначенную точку при поста­

новке на якорь, при проходе узкости, соизмеримой с величиной мертвой зоны радиолокационной станции «Нептун», например, при обеспечении входа в ворота аванпорта, при плавании по огражден­

ному буями фарватеру и т. д., в общем во всех случаях, когда тре­

буется особенно высокая точность судовождения. Из анализа точ­ ности определения места (см. гл. 4) уже ясно, что при увеличении числа обсерваций уточняется прежде всего линия пути, по которой

следует судно.

В обычных условиях во всех перечисленных выше случаях для

точного следования судна по заданной линии пользуются либо ство­

рами, либо используют планшеты с изолиниями, и место судна не­ прерывно определяется по планшету и т. п.

55


Неоднократной практической проверкой убедились, что в ряде

случаев с помощью блока «Пальма» можно также обеспечить судо­ вождение в подобной обстановке с такой же точностью.

При следовании по фарватеру, огражденному буями, при про­ хождении в непосредственной близости от буя последний, попадая

в мертвую зону, пропадает на экране. Однако место судна при этом не теряется, так как совмещение можно производить по впереди-

стоящим и сзадистоящим буям. Это же положение относится к слу­ чаям прохода через узкие ворота или к плаванию по каналу или реке, когда берега настолько близко подходят к судну, что попадают в

мертвую зону станции.

Правила ведения судового журнала не определяют порядка за­ писи места судна, полученного с помощью блока совмещения. Со­ вершенно очевидно, что, идя в стесненных водах, записи в судовом журнале о месте судна приобретают особое значение.

Записывать обсервацию широтой и долготой неудобно, так как

снятие координат занимает сравнительно много времени и не всегда удобно это сделать, так как часто рамка карты на столике блока

«Пальма» подвергнута и до нее добраться трудно. Поэтому наиболее

целесообразно записывать обсервации по блоку «Пальма» пеленгом

и дистанцией от любого точечного ориентира на карте, как это де­ лается при переходе с карты на карту.

При этом запись может быть примерно такой:

«0715ОЛ —4,2. Зн. Сальный 235°—14 каб. С = 310 — 2,5 каб.»

Кроме того, в начале и в конце проводки судна по узкости с по­

мощью блока «Пальма» и в судовом журнале рекомендуется делать

запись о начале (конце) проводки с помощью блока «Пальма».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКА «ПАЛЬМА» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАВАНИЯ ВО ЛЬДАХ

Как известно, производство счисления при плавании во льдах

представляет большую сложность.

Обычно применяется пятиминутное счисление, когда в основу счисления кладутся замеченные через 5 мин курс и скорость корабля, которая в большинстве случаев определяется на глаз. Способ фак­ тически является приближенным.

Использование автопрокладчика,

работающего

от гирокомпаса

и гидравлического лага (на глубокосидящих судах)

малоэффективно,

из-за весьма неточной работы этого

лага при малых скоростях,

а также из-за невозможности учета заднего хода, к которому часто

приходится прибегать в сплошном льду.

Использование радиолокации при плавании во льдах несколько

облегчает и упрощает решение задач судовождения. Сущность

использования радиолокации сводится к выбору, во-первых, удоб­ ного курса, а во-вторых, к счислению места судна путем определе­ ния перемещения относительно неподвижных льдов. При этом су­

ществует два способа ведения счисления с помощью радиолокации.

56


Первый способ состоит в следующем.

В начальный момент замечают какую-нибудь льдину, торос,

айсберг, кромку льда или какое-либо другое ледовое образование,

хорошо видимое на экране, и измеряют до него пеленг и дистанцию. От счислимой точки судна по измеренным пеленгу и дистанции на­ носят на карту место льдины. В дальнейшем по мере продвижения, вперед прокладка ведется относительно этой льдины. Через некото­ рые равные промежутки времени (20—30 мин) измеряют пеленги

и дистанции до нее и прокладывают их на карту, получая тем самым

места судна. Прокладка, таким образом, выглядит в виде ломаной

линии. Когда первая льдина подойдет близко к краю экрана индика­ тора кругового обзора, привязываются к новой льдине и т. д.

Сущность второго способа заключается в прокладке каждого

частного курса. При этом пройденное по курсу расстояние опреде­ ляется как разность дистанций, измеренных относительно какой-ни­

будь льдины, находящейся прямо по носу или прямо по кромке

судна.

Оба этих способа, конечно, значительно точнее пятиминутного счисления и проще в выполнении. Однако обоим им присущ тот недостаток, что легко можно спутать избранную льдину и получить ничем не контролируемый промах в счислении. Поэтому требуется большое внимание и непрерывное наблюдение за избранной льди­

ной на экране. Кроме того, второй способ довольно изнурителен,

так как требует прокладки каждого частного курса и в нем не пре­ дусмотрен точный учет циркуляций.

Использование блока «Пальма» для ведения счисления при пла­

вании во льдах дает большие преимущества по сравнению с выше­

упомянутыми способами.

Сущность использования картосличительного устройства состоит в следующем.

До подхода к кромке льда блок «Пальма» подготавливается к.

работе, согласуется по масштабу с картой, на которой ведется про­ кладка, включается отметка курса.

На карте прокладывается курс судна. Вперед на линии курса

отмечается счислимая точка и подписывается соответствующим временем, когда судно придет в эту точку.

Карта подкладывается под блок «Пальма» и устанавливается

так, чтобы курс на карте совпал бы с отметкой курса на блоке

«Пальма». Этим самым карта ориентируется по сторонам света.

Передвигая карту и совместив центр развертки с соответствую­

щим по времени местом, зарисовывают ледовую обстановку. При

этом следует в начальный момент наносить не всю обстановку,

а только несколько (2—3) хорошо видимых на экране льдины.

После того, как нанесены первые льдины в дальнейшем, про­ кладку осуществляют по льдам. Совмещая изображения льдин с за­

рисованными в первый момент их очертаниями, плавно передви­

гают .карту и наносят остальную ледовую обстановку, видимую на экране (рис. 28).

57


По мере вхождения судна в лед наносится видимая впереди по

курсу ледовая обстановка.

Далее прокладка ведется совершенно аналогично прокладке при плавании вдоль берегов или в узкости с использованием блока «Пальма», т. е. путем непрерывного совмещения видимых льдов с за­

рисованным их изображением, т. е. путем непрерывного определения

места судна относительно льдов, с той лишь разницей, что оператору нужно все время пополнять ледовую обстановку впереди по курсу.

Совершенно очевидно, что в данном случае так же, как и во всех

других, счисление пути судна будет относительно льдов и для опре-

Рис. 28

деления его перемещения относительно дна необходимо еще учиты­ вать дрейф льдов.

При плавании в сплошных льдах целесообразно использовать

крупномасштабные планшеты (1

: 25 000 и 1

: 50 000). При плавании

в

разряженном льде — карты и

планшеты

масштаба 1:100 000—

1

: 300 000.

соответствующих масштабов, про­

 

Если отсутствуют планшеты

кладку можно вести на чистом листе бумаги, откладывая в качестве

масштаба 1—2-мильные отрезки по неподвижным кольцам дально­

сти блока «Пальма» для последующей обработки счисления. В этом

случае начальные и конечные точки счисления (участка счисления) соединяют прямой — генеральным курсом, по которому отсчиты­

вается генеральное пройденное расстояние для расчета разности ши­

рот и разности долгот.

Описанный способ имеет ряд преимуществ перед остальными су­ ществующими способами.

1. Способ точен, так как обеспечивает вычерчивание по ледовой

обстановке как прямых курсов, так и любого маневрирования, цир­ куляций.

2. Нет необходимости замечать курсы, определять скорости на курсах, пройденные расстояния и пр.