Файл: Шифрин Л.С. Использование картосличительной приставки Пальма в судовождении [практическое пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Совершенно очевидно, что если путь судна проходит в расстоя нии 6 миль от берега и есть необходимость использования для опре деления места блока «Пальма», то это можно сделать на карте мас
штаба 1 : 200 000 и мельче.
Для обеспечения плавания в узкости, в шхерах, наиболее целе
сообразно, как показала |
практика, использования |
масштаба |
||||||||
1 |
: 50 000. При входе на рейд целесообразно переходить на масштаб |
|||||||||
1 |
: 25 000. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководствуясь сведениями из лоции, наставлениями для плава |
|||||||||
ния и другими пособиями, |
судоводитель обязан проработать марш |
|||||||||
|
|
рут, нанеся .предварительную про |
||||||||
|
|
кладку на путевые карты. Эту же |
||||||||
|
|
предварительную |
|
прокладку |
необ |
|||||
|
|
ходимо нанести и на карты, пред |
||||||||
|
|
назначенные |
|
к |
использованию |
на |
||||
|
|
блоке «Пальма». |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
На картах необходимо подписать |
||||||||
|
|
курсы, расстояния, которые нужно |
||||||||
|
|
пройти этими курсами. Обязательно |
||||||||
|
|
нужно вычертить циркуляции и на |
||||||||
|
|
нести поворотные линии. |
|
|
так |
|||||
|
|
Поворотная линия |
строится |
|||||||
|
|
же, как поворотный пеленг, и она |
||||||||
|
|
представляет из |
себя |
отрезок |
пря |
|||||
|
|
мой, параллельный следующему кур |
||||||||
|
|
су. Придя на поворотную линию, |
||||||||
|
Рис. 27 |
необходимо |
подать |
команду |
на |
|||||
|
руль. Отрезок |
АВ |
(рис. |
27) — это |
||||||
|
|
|||||||||
|
|
так называемый |
«мертвый» проме |
жуток, т. е. расстояние, которое проходит судно по линии преж
него курса от момента подачи команды на руль до точки начала циркуляции.
Как видно из рисунка, подача команды о повороте именно на поворотной линии обеспечивает приход судна на линию нового курса, даже если была ошибка в предыдущем курсе.
судовождение с помощью блока «пальма»
Все принципы судовождения с использованием блока «Пальма» базируются на мгновенной информации о месте судна, которую дает
это устройство.
Если судно осуществляет прибрежное плавание в тумане и сле дует по предварительной прокладке, то задачей судоводителя в этом случае будет непрерывное совмещение радиолокационной кар тины с картой, наблюдение за местом судна по карте и удержание судна на линии предварительной прокладки.
На блоке «Пальма» должна вестись основная прокладка, и на
нем следует работать судоводительскому составу, а в сложной обста-
54
новке целесообразнее всего старшему помощнику капитана. Инфор мация, получаемая им с блока «Пальма», должна немедленно пе
редаваться капитану судна. Совмещение карты и радиолокацион
ного изображения следует производить непрерывно, а место судна на карту надо наносить через равные промежутки времени (через 2
или 3 мин). У обсерваций подписывается время и отсчет лага. Для
•облегчения и ускорения работы нет необходимости писать полностью часы и минуты и весь отсчет лага. Достаточно записывать только минуты текущего часа и единицы и десятые доли отсчета лага. Этих записей вполне достаточно, так как курсы в стесненных районах небольшие и занимают малые промежутки времени.
Определив место судна, судоводитель, если есть в этом необхо
димость, подправляет курс судна, чтобы выйти на линию предвари
тельной прокладки. Для того чтобы избрать новый курс судна, ис
пользуют либо транспортир, либо, что удобнее и быстрее, курс на мечают с помощью визира.
Выбрав новый курс и положив судно на него, необходимо убе диться прежде всего, что отметка курса на экране совпадает с на
значенной линией истинного курса. Кроме того, сделав серию обсер ваций на новом курсе, нужно убедиться, что и путь судна безопасно проходит мимо всех препятствий.
Особое внимание следует обратить на точность выполнения по
воротов. Наиболее целесообразно докладывать капитану о пово
роте за 5 мин, за 1 мин до его начала и в момент начала поворота, когда судно придет на поворотную линию. При этом все доклады ■судоводителя, работающего на блоке «Пальма», должны быть ясными, четкими и не двусмысленными.
Во время циркуляции следует также производить совмещение карты с радиолокационным изображением и контролировать, как проходит судно относительно опасностей на циркуляции.
В некоторых случаях при плавании в узкости место судна на карту нужно наносить значительно чаще, буквально через 15—20 сек.
Это не представляет большого труда при работе на блоке «Пальма».
Конечно, время и лаг нет необходимости записывать у каждой такой
обсервации. Необходимость в таком частом нанесении места судна
может быть в случае вывода судна в назначенную точку при поста
новке на якорь, при проходе узкости, соизмеримой с величиной мертвой зоны радиолокационной станции «Нептун», например, при обеспечении входа в ворота аванпорта, при плавании по огражден
ному буями фарватеру и т. д., в общем во всех случаях, когда тре
буется особенно высокая точность судовождения. Из анализа точ ности определения места (см. гл. 4) уже ясно, что при увеличении числа обсерваций уточняется прежде всего линия пути, по которой
следует судно.
В обычных условиях во всех перечисленных выше случаях для
точного следования судна по заданной линии пользуются либо ство
рами, либо используют планшеты с изолиниями, и место судна не прерывно определяется по планшету и т. п.
55
Неоднократной практической проверкой убедились, что в ряде
случаев с помощью блока «Пальма» можно также обеспечить судо вождение в подобной обстановке с такой же точностью.
При следовании по фарватеру, огражденному буями, при про хождении в непосредственной близости от буя последний, попадая
в мертвую зону, пропадает на экране. Однако место судна при этом не теряется, так как совмещение можно производить по впереди-
стоящим и сзадистоящим буям. Это же положение относится к слу чаям прохода через узкие ворота или к плаванию по каналу или реке, когда берега настолько близко подходят к судну, что попадают в
мертвую зону станции.
Правила ведения судового журнала не определяют порядка за писи места судна, полученного с помощью блока совмещения. Со вершенно очевидно, что, идя в стесненных водах, записи в судовом журнале о месте судна приобретают особое значение.
Записывать обсервацию широтой и долготой неудобно, так как
снятие координат занимает сравнительно много времени и не всегда удобно это сделать, так как часто рамка карты на столике блока
«Пальма» подвергнута и до нее добраться трудно. Поэтому наиболее
целесообразно записывать обсервации по блоку «Пальма» пеленгом
и дистанцией от любого точечного ориентира на карте, как это де лается при переходе с карты на карту.
При этом запись может быть примерно такой:
«0715ОЛ —4,2. Зн. Сальный 235°—14 каб. С = 310 — 2,5 каб.»
Кроме того, в начале и в конце проводки судна по узкости с по
мощью блока «Пальма» и в судовом журнале рекомендуется делать
запись о начале (конце) проводки с помощью блока «Пальма».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКА «ПАЛЬМА» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛАВАНИЯ ВО ЛЬДАХ
Как известно, производство счисления при плавании во льдах
представляет большую сложность.
Обычно применяется пятиминутное счисление, когда в основу счисления кладутся замеченные через 5 мин курс и скорость корабля, которая в большинстве случаев определяется на глаз. Способ фак тически является приближенным.
Использование автопрокладчика, |
работающего |
от гирокомпаса |
и гидравлического лага (на глубокосидящих судах) |
малоэффективно, |
|
из-за весьма неточной работы этого |
лага при малых скоростях, |
а также из-за невозможности учета заднего хода, к которому часто
приходится прибегать в сплошном льду.
Использование радиолокации при плавании во льдах несколько
облегчает и упрощает решение задач судовождения. Сущность
использования радиолокации сводится к выбору, во-первых, удоб ного курса, а во-вторых, к счислению места судна путем определе ния перемещения относительно неподвижных льдов. При этом су
ществует два способа ведения счисления с помощью радиолокации.
56
Первый способ состоит в следующем.
В начальный момент замечают какую-нибудь льдину, торос,
айсберг, кромку льда или какое-либо другое ледовое образование,
хорошо видимое на экране, и измеряют до него пеленг и дистанцию. От счислимой точки судна по измеренным пеленгу и дистанции на носят на карту место льдины. В дальнейшем по мере продвижения, вперед прокладка ведется относительно этой льдины. Через некото рые равные промежутки времени (20—30 мин) измеряют пеленги
и дистанции до нее и прокладывают их на карту, получая тем самым
места судна. Прокладка, таким образом, выглядит в виде ломаной
линии. Когда первая льдина подойдет близко к краю экрана индика тора кругового обзора, привязываются к новой льдине и т. д.
Сущность второго способа заключается в прокладке каждого
частного курса. При этом пройденное по курсу расстояние опреде ляется как разность дистанций, измеренных относительно какой-ни
будь льдины, находящейся прямо по носу или прямо по кромке
судна.
Оба этих способа, конечно, значительно точнее пятиминутного счисления и проще в выполнении. Однако обоим им присущ тот недостаток, что легко можно спутать избранную льдину и получить ничем не контролируемый промах в счислении. Поэтому требуется большое внимание и непрерывное наблюдение за избранной льди
ной на экране. Кроме того, второй способ довольно изнурителен,
так как требует прокладки каждого частного курса и в нем не пре дусмотрен точный учет циркуляций.
Использование блока «Пальма» для ведения счисления при пла
вании во льдах дает большие преимущества по сравнению с выше
упомянутыми способами.
Сущность использования картосличительного устройства состоит в следующем.
До подхода к кромке льда блок «Пальма» подготавливается к.
работе, согласуется по масштабу с картой, на которой ведется про кладка, включается отметка курса.
На карте прокладывается курс судна. Вперед на линии курса
отмечается счислимая точка и подписывается соответствующим временем, когда судно придет в эту точку.
Карта подкладывается под блок «Пальма» и устанавливается
так, чтобы курс на карте совпал бы с отметкой курса на блоке
«Пальма». Этим самым карта ориентируется по сторонам света.
Передвигая карту и совместив центр развертки с соответствую
щим по времени местом, зарисовывают ледовую обстановку. При
этом следует в начальный момент наносить не всю обстановку,
а только несколько (2—3) хорошо видимых на экране льдины.
После того, как нанесены первые льдины в дальнейшем, про кладку осуществляют по льдам. Совмещая изображения льдин с за
рисованными в первый момент их очертаниями, плавно передви
гают .карту и наносят остальную ледовую обстановку, видимую на экране (рис. 28).
57
По мере вхождения судна в лед наносится видимая впереди по
курсу ледовая обстановка.
Далее прокладка ведется совершенно аналогично прокладке при плавании вдоль берегов или в узкости с использованием блока «Пальма», т. е. путем непрерывного совмещения видимых льдов с за
рисованным их изображением, т. е. путем непрерывного определения
места судна относительно льдов, с той лишь разницей, что оператору нужно все время пополнять ледовую обстановку впереди по курсу.
Совершенно очевидно, что в данном случае так же, как и во всех
других, счисление пути судна будет относительно льдов и для опре-
Рис. 28
деления его перемещения относительно дна необходимо еще учиты вать дрейф льдов.
При плавании в сплошных льдах целесообразно использовать
крупномасштабные планшеты (1 |
: 25 000 и 1 |
: 50 000). При плавании |
|
в |
разряженном льде — карты и |
планшеты |
масштаба 1:100 000— |
1 |
: 300 000. |
соответствующих масштабов, про |
|
|
Если отсутствуют планшеты |
кладку можно вести на чистом листе бумаги, откладывая в качестве
масштаба 1—2-мильные отрезки по неподвижным кольцам дально
сти блока «Пальма» для последующей обработки счисления. В этом
случае начальные и конечные точки счисления (участка счисления) соединяют прямой — генеральным курсом, по которому отсчиты
вается генеральное пройденное расстояние для расчета разности ши
рот и разности долгот.
Описанный способ имеет ряд преимуществ перед остальными су ществующими способами.
1. Способ точен, так как обеспечивает вычерчивание по ледовой
обстановке как прямых курсов, так и любого маневрирования, цир куляций.
2. Нет необходимости замечать курсы, определять скорости на курсах, пройденные расстояния и пр.