Файл: Сумин И.Ф. Обеспечение безопасности эксплуатации рудничных контактных электровозов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
направлению к рельсовым путям, т. е. имеют отрица тельный потенциал по отношению к трубе и положи
тельный по отношению к рельсам. Эта зона называется анодной. Такое распределение блуждающих токов спра ведливо для случая, если отсасывающий кабель от рельс (точка d) до отрицательной шины подстанции п и сама шина имеют хорошую изоляцию относительно земли.
Зоны блуждающих токов не имеют постоянных/гра ниц, а изменяются в зависимости от точки приложения нагрузки, т. е. в зависимости от места нахождения элек тровоза.
В анодных зонах происходит электрическое разъеда ние металла, т. е. его разрушение.
Металл в анодной зоне корродирует.
Потеря металла в процессе электрокоррозии в одной среде при постоянном токе может быть определена по формуле
|
P = Kit, |
(27) |
|
где Р — вес металла, |
потерянного в |
результате элек |
|
трокоррозии, |
кг; |
эквивалент, кг/а^сек; |
|
К — электрохимический |
|||
I — величина стекающего тока, |
а; |
||
t — время протекания |
тока, сек. |
|
Для наиболее распространенных в шахтах металлов электрохимический эквивалент имеет следующее зна чение:
железа.......................................... |
2,89-10-7 кг)кулон |
свинца.............................................. |
10,63-10“' |
меди ................................ |
3,28-10~7 |
алюминия..................................... |
0,09-ТО-7 |
цинка............................................... |
3,38-10~7 |
Таким образом, |
при протекании постоянного тока 1 а |
в течение одного года потеря металла вследствие элек трокоррозии составит:
для железа
Р = 2,89-10-7 -1-60-60-24-365 = 9,1 кг;
для свинца
Р= 10,63-10-7-1-60.60-24-60.365 = 33,8 кг;
88
для меди
Р= 3,28-10~7-1-60-60-24-365 = 10,3 кг
ит. д.
Вподземных выработках угольных шахт блуждаю щие токи не только вредны в отношении электрокорро
зии металлических конструкций, но и опасны в отноше
нии преждевременного воспламенения электродетона торов [16].
Преждевременное воспламенение электродетонаторов
возможно при следующих обстоятельствах: если паде ние напряжения в рельсовом пути, а следовательно, и потенциал рельсов относительно почвы или боков вы работки значительны, то при одновременном соприкос новении одного провода электродетонатора с рельсами, а второго с другими металлическими предметами (тру
бами, кабелями, канатами и т. |
п.), соприкасающимися |
с породами, электродетонатор |
окажется под напряже |
нием и может воспламениться. |
Следует отметить, что |
электродетонаторы взрываются при напряжении 1—1,5 в.
Величиной, определяющей количественно ток, стека ющий с рельсов в землю, является коэффициент зату
хания или характеристика |
утечки. |
Этот коэффициент |
|
определяется из выражения [17]. |
|
||
|
“=/?;■ |
(28> |
|
гд ? Рр — продольное сопротивление рельсов, ом/км; |
|||
Рз. р — переходное |
сопротивление |
„рельс — земля* |
|
(переходное сопротивление собственно путе |
|||
вой конструкции |
плюс сопротивление земли |
||
растеканию тока), ом/км. |
|
||
Для уменьшения |
тока, |
ответвляющегося из рельсов |
в землю, необходимо уменьшать продольное и увеличи вать переходное сопротивление рельсов.
Достаточно точные значения продольного сопротив ления рельсов и мероприятия по его уменьшению хоро шо известны. Данных же, оценивающих величину пере ходного сопротивления «рельс-земля», очень мало, а
применительно к шахтным условиям совершенно нет.
89
Величина коэффициента утечки а зависит от многих факторов, трудно поддающихся учету, в том числе от:
конструкции рельсовых путей, материала и конструкции шпал, гидродинамических характеристик земли (или по роды), на которой уложены рельсы, количества и хими ческого состава содержащейся в ней влаги и рода ее составных элементов, температуры, давления на рельсы И т. д.
Значение коэффициента утечки для рудничных рель совых путей по аналогии с подобной конструкцией трам
вайных путей можно принять 0,4—0,9 для сухих выра боток.
Для влажных выработок необходимо внести попра
вочный коэффициент & = 2,20—3,25.
2. Меры борьбы с блуждающими токами
Для борьбы с блуждающими токами прежде всего необходимо правильно рассчитывать рельсовые пути и расположение отсасывающих пунктов. Очевидно, чем больше число отсасывающих кабелей, тем меньше па дение напряжения в рельсах и потенциал рельсов, а
следовательно, меньше и опасность от блуждающих токов.
На величину блуждающих токов существенное влия
ние оказывает конфигурация рельсовых путей. В зави симости от конфигурации электровозы могут занимать по отношению к отсасывающим пунктам всевозможные положения, при этом может оказаться, что сопротивле ние рельсового пути до отсасывающего пункта будет больше, чем переходное сопротивление по земле. Поло жение усугубляется тем, что во многих случаях рельсы укладываются на сырую почву, и тем, что во многих шахтах вода бывает кислотной. Это необходимо учиты вать при устройстве отсасывающих пунктов.
При выборе места расположения пунктов отсасыва ния необходимо стремиться к тому, чтобы максимальное
падение напряжения в рельсах на различных участках
отсасывания не только не превышало норму, но и равнялось друг другу. При выполнении последнего
условия общее значение токов утечки из рельсов будет минимальным.
Для простейшего случая контактной сети (рис. 26)
90
с постоянной плотностью нагрузки I, а/км расстояние от пункта питания или тяговой подстанции 1 до отсасы вающего пункта OIL определяется из выражения для максимального падения напряжения (At7p)m в рельсо вых путях на участке одностороннего отсасывания [18].
(WJ-m = iLx^ = (bU'p) g,
откуда
Lx, = р/ 2(At/p)g, км. |
(29) |
Рис. 26. Расчетная схема к выбору отсасывающих пунктов (линейная сеть)
Если исходить из нормированного эквипотенциаль ного режима отсасывающих пунктов, расстояние Lx? до следующего пункта OIK, т. е. длина участка с двусто ронним отсасыванием, определится из выражения
Lx? = |
км. |
(30) |
Более сложным оказывается расстановка отсасыва |
||
ющих пунктов при сложной |
конфигурации |
рельсовых |
путей с различной плотностью нагрузки на отдельных ее участках.
В рудничных условиях при длине откатки свыше 1 км целесообразно устраивать два отсасывающих пунк
та, один из которых должен соединять тяговую подстан цию с ближайшей точкой рельсового пути; второй рас полагается согласно расчету.
91
Весьма эффективным средством уменьшения вели чины блуждающих токов является увеличение электри
ческой проводимости рельсовых путей, что может быть достигнуто путем применения рудничных рельсов тяже лого типа (например, рельсов типа Р-33). Применение рельсов тяжелого типа способствует улучшению условий
эксплуатации электровозной откатки. Кроме того, со противление рельсовых путей может быть значительно
уменьшено за счет качественного выполнения стыковых междурельсовых и междупутевых соединений. Особое внимание должно быть обращено на надежное электри ческое соединение стрелок и крестовин с остальным рельсовым путем. В процессе работы электровозов мо жет иметь место повреждение стыковых соединений, что
приведет к увеличению блуждающих токов, поэтому за рельсовыми путями должно быть организовано постоян ное наблюдение.
Учитывая, что в процессе эксплуатации параметры рельсовых путей не остаются постоянными, что оказы вает влияние на величину блуждающих токов, необхо димо производить периодическое измерение блуждаю щих токов и своевременно принимать меры по умень
шению их.
Измерение блуждающих токов следует производить согласно инструкции Главтоннельметростроя по измере нию блуждающих токов при проходке подземных вы работок (Приложение 1).
От блуждающих токов можно совершенно изба виться, если применить в качестве обратного провода не рельсовый путь, а второй контактный провод, т. е. перейти на двухпроводную систему питания электрово зов. В этом случае положительный и отрицательный полюсы будут изолированы от земли, что позволит при менить защиту от утечек. Применение защиты от уте чек позволит значительно повысить безопасность экс
плуатации тяговых сетей.
В литературе |
имеются |
сведения |
об |
эксплуатации |
опытного участка |
откатки |
контактными |
электровозами |
|
с двухпроводной |
системой |
питания |
[19]. |
|