Файл: Сумин И.Ф. Обеспечение безопасности эксплуатации рудничных контактных электровозов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
II. СХЕМА И УСТРОЙСТВО ТЯГОВОЙ СЕТИ
1. Основные элементы тяговой сети
Одна из наиболее часто встречающихся схем руд ничных тяговых сетей показана на рис. 1. На тяговой
подстанции переменный ток преобразуется в постоянный
Рис. 1. Схема рудничной тяговой сети
ртутными выпрямителями или двигатель-генераторами. От положительной шины постоянного тока тяговой подстанции по питающим кабелям 1 через питающие
пункты 2 осуществляется |
питание контактного прово |
да 3. От электровозов ток |
направляется по рельсам 4 |
к отсасывающим пунктам 5 и через отсасывающие кабе ли 6 к отрицательной шине постоянного тока тяговой подстанции. В контактной сети предусмотрены участко вые изоляторы 7 и секционные разъединители 8.
Таким образом, рудничная тяговая сеть состоит из
следующих основных элементов:
а) питающих и отсасывающих кабелей;
б) контактных проводов; в) рельсовой сети;
г) питательных и отсасывающих пунктов;
д) секционных (участковых) изоляторов с разъеди
нителями (участковыми выключателями).
Иногда в тяговых сетях предусматриваются усили
вающие кабели, однако они не являются обязательным
элементом тяговой сети и применяются в случае необ ходимости электрического усиления контактной сети или
рельсовой сети.
Важнейшими требованиями, предъявляемыми к руд ничным тяговым сетям, являются обеспечение надежно го, бесперебойного и безопасного электроснабжения контактных электровозов.
2. Питающие и отсасывающие кабели
Питание контактной сети может осуществляться при помощи бронированных многожильных или одножиль
ных кабелей марок СБ и СП на напряжение до 1000 в.
Применение для этой цели гибких кабелей не разре шается.
При применении многожильных кабелей необходимо выделять в одном и том же кабеле питающие и отсасы вающие жилы, что позволит обеспечить защиту от токов
короткого замыкания. Действительно, если в одном мно гожильном кабеле предусмотрены питающие (положи
тельные) и отсасывающие (отрицательные) |
жилы, то |
при нарушении изоляции чаще всего будет |
возникать |
короткое замыкание и происходить отключение автома тического фидерного выключателя. В случае применения многожильных или одножильных бронированных кабе лей для раздельного питания питающих и отсасываю щих пунктов при нарушении изоляции этих кабелей мо
гут возникнуть неотключаемые |
токи утечки, опасные |
в пожарном отношении. |
рудничные тяговые се |
Защита кабелей, питающих |
ти, может быть довольно просто обеспечена путем ис пользования для этой цели двух контрольных жил ка беля, которыми снабжаются стандартные одножильные кабели марки СБ-2к. Ниже описано действие защиты [4].
При исправном состоянии кабелей рис. 2 их кон трольные жилы не имеют соединения ни с рабочей жи
12
лой, ни с оболочкой: цепи контрольных жил не оборва
ны. Ток от положительной шины протекает через сопро тивления 4С и ЗС, лампу 2Л, переключатель 1П, шлейф из контрольных жил последовательно соединенных всех кабелей, переключатель 2П, лампу 1Л, сопротивления 1С и 2С на землю.
Положительная шина тяговой подстанции
Контактный провод
Рис. 2. Схема защиты кабелей
Величина сопротивлений 1С,2С,ЗС и 4С подбирается таким образом, чтобы не перегорели лампы. Нормально обе лампы имеют половинный накал, реле минимально го напряжения 1Н возбуждено, вследствие чего его кон
такты разомкнуты; реле максимального напряжения 211 не работает и его контакты также разомкнуты.
В случае замыйания одной из контрольных жил на
землю — на оболочку кабеля — лампа 1Л, сопротивления 1С и 2С и реле 1Н и 2Н шунтируются, при этом реле 111 замыкает свои контакты и воздействует на максималь ный расцепитель фидерного автомата или на систему сигнализации. Лампа 1Л при этом гаснет, а 2Н горит полным накалом.
Если одна из контрольных жил замкнется на рабочую жилу, то шунтируется цепь лампы 2Л и сопротивлений
ЗС и 4С. Срабатывает реле 2Н, действуя на минималь ный расцепитель фидерного автомата или на сигнали-
1-3
зацию. Реле 1Н остается в первоначальном (возбуж денном) состоянии с разомкнутыми контактами. Лампа 2Л гаснет, а 1Л горит полным накалом.
При обрыве какой-либо из контрольных жил цепь
зьщиты, состоящая из последовательно включенных контрольных жил, ламп и сопротивлений, теряет напря жение и реле 1Н воздействует на отключающую катуш ку фидерного автомата или сигнализацию: обе лампы не торят.
Таким образом: реле 1Н и 2Н дают общий сигнал неисправности кабелей, а лампы 1Л и 2Л указывают на характер повреждения. Для определения, какой имен
но поврежден кабель необходимо поочередно произвести
переключение переключателей вправо, что приводит к поочередной замене цепи контрольных жил кабеля пе ремычкой.
Для определения предельно допустимых нагрузок на кабели имеются формулы, связывающие величину тока, сечение кабеля и предельную температуру нагрева. Но в практике при расчетах обычно пользуются не форму лами, а таблицами допустимых нагрузок.
В табл. 1 приведены величины предельно допустимых нагрузок для шахтных бронированных кабелей напря жением до 1000 в.
Тяжелые условия эксплуатации бронированных ка белей в' подземных выработках и недостаточная механи
ческая прочность их защитных оболочек обусловливают
повреждения.
Чаще всего бронированные кабели повреждаются в результате:
а) обвала кусков породы и угля;
б) нарушения первоначального состояния крепи гор
ных выработок;
в) ремонта горных выработок, если кабель не был защищен;
г) неправильной раскатки и подвески кабеля по гор ным выработкам;
д) случайных механических повреждений.
Большинство причин повреждения кабеля может быть устранено при выполнении элементарных требо ваний по монтажу и эксплуатации кабельных сетей.
Уход за бронированным кабелем сводится к проверке
14
Таблица 1
Номинальное |
Длительно допустимые нагрузки, а |
|||
|
|
|
|
|
сечение жил |
Одножильные |
Двухжильные |
Трехжильные |
Четырехжиль |
кабеля, жл3* |
кабели |
кабели |
кабели |
ные кабели |
|
||||
10 |
100 |
100 |
95 |
85 |
16 |
160 |
140 |
120 |
115 |
25 |
225 |
185 |
160 |
150 |
35 |
285 |
225 |
190 |
175 |
50 |
360 |
270 |
235 |
215 |
70 |
440 |
325 |
285 |
265 |
95 |
520 |
380 |
340 |
310 |
120 |
595 |
435 |
390 |
350 |
150 |
675 |
500 |
435 |
395 |
180 |
755 |
—. |
490 |
450 |
240 |
880 |
— |
570 |
— |
Примечание. Нагрузки для одножильных кабелей даны для работы их при постоянном токе. В том случае, если многожиль ные кабели используются как одножильные, их нагрузки могут быть увеличины пропорционально числу параллельно включенных жил.
подвески, устранению возникших натяжений и больших провесов, а в случае необходимости — к перекреплению отдельных участков. Кабель в горных выработках дол
жен располагаться на высоте, исключающей возмож ность повреждения его при сходе вагонеток с рельсов.
Кабель должен подвешиваться нежестко. Расстояние между точками подвески кабеля должно быть не более 3 м, а расстояние между кабелями, подвешенными ря
дом,— не менее 5 см. При транспортировании и рас тяжке чаще всего происходит повреждение кабеля вследствие слишком крутых изгибов или чрезмерных растягивающих усилий. Во избежание этого необходимо тщательно инструктировать рабочих и внимательно на блюдать за правильной растяжкой кабеля.
Подсоединение бронированных кабелей к машинам и аппаратам должно производиться только при помощи
концевых муфт, а соединение отрезков кабелей между
собой •— только при помощи соединительных муфт.
Соединительные и ответвительные муфты на брони
рованных кабелях могут явиться источником пожара [5]
по причинам, не имеющим никакого отношения к пере-
15
грузке кабеля. В муфтах, на кабелях низкого напряже
ния, если они не залиты или залиты недоброкачественно, может конденсироваться влага, которая создает пути утечки, в результате чего может наступить электрический
пробой.
Поэтому правильность разделки концов кабеля,
установки и заливки кабельных муфт в значительной мере обеспечивает безопасную и безаварийную эксплуа
тацию кабелей в подземных выработках угольных шахт.
Соединение силовых бронированных кабелей напря жением до 1 кв выполняется в чугунных муфтах в сле дующем порядке: перед монтажом муфт в обязательном
порядке проверяется отсутствие в бумажной изоляции кабеля влаги; для этого снятые с внешних и внутренних слоев бумажные ленты погружают в парафин, нагретый до 150°. Если при этом будет слышно потрескивание и будет выделяться пена, то это служит признаком нали чия в изоляции влаги. В этом случае необходимо отре зать кусок кабеля длиной 1—1,5 м и снова проверить тем же способом. Затем концы кабеля разделывают и соединяют. На кабели в местах расположения шеек муф ты наматывают просмоленную ленту, подводят под ка
бель нижнюю половину муфты, набивают в сальник ее джут, снятый с кабеля и проваренный в битумной массе,
надевают верхнюю половину муфты и монтируют зазем ляющую перемычку.
Муфту перед сборкой тщательно очищают от пыли и грязи, и внутренние поверхности обеих ее половин про гревают паяльными лампами.
Затем заливают муфту разогретой кабельной массой. Заливка производится после предварительного подогре ва до температуры 60—70° в следующем порядке: сна чала массу заливают до уровня жил и дают ей остыть,
затем заполняют муфту на 3/4 объема и снова дают массе остыть; наконец заполняют муфту до полного объема. После осадки массу доливают в муфту еще 2—
3 раза. Залив муфту, подтягивают болты, которыми обе половины муфты были скреплены, и покрывают муфту горячим компаундом.
Для заливки соединительных муфт, монтируемых в шахте, применяется кабельная масса марки МБ-90.
После того, как муфта остынет, ее необходимо под весить и заземлить. При подвеске муфты следует обес-
16
иечить разгрузку мест соединения от механических уси лий и защитить муфту от возможных механических пов реждений и капежа.
С точки зрения пожарной безопасности следует стре миться к тому, чтобы свести до минимума количество
муфт везде, где это возможно, а за оставшимися наблю дать с особой тщательностью.
Для бесперебойной и безопасной эксплуатации откат ки контактными электровозами необходимо постоянно следить за состоянием тяговой сети и своевременно про водить все необходимые профилактические мероприятия.
В соответствии с этим должны быть предусмотрены планово-предупредительные ежесуточные осмотры сети электрослесарями и более тщательные ежемесячные осмотры и ремонты специальной бригадой.
3. Контактный провод и его подвеска
Движущиеся электровозы при помощи токоприем
ников получают питание от контактного провода. В каче стве контактного провода в рудничных тяговых сетях
применяется провод марки ТФ (троллейный фасонный)
из твердотянутой меди (табл. 2).
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
Номинальное |
Электриче |
|
|
|
|
ское сопро |
Допустимая |
Вес, |
Строительная |
||
сечение про |
тивление 1 км |
нагрузка, а |
кг{км |
Длина, м |
|
вода, мм2 |
п, ояода при |
|
|
|
|
|
20°. ом |
|
|
|
|
65 |
0.289 |
455 |
580 |
850-2500 |
|
85 |
0,221 |
595 |
760 |
6'0 |
2000 |
100 |
0,179 |
700 |
890 |
550-1600 |
|
Контактный провод подвешивается |
непосредственно |
на крепи горных выработок на определенной высоте, определяемой действующими Правилами безопасности.
Высота подвески контактного провода над уровнем головки рельсов должна быть не менее 1,8 м при:
а) механической доставке людей |
по |
выработкам; |
||
б) наличии отдельных выработок |
или отшитого отде |
|||
ления для передвижения людей. . |
|
|
||
|
На площадках, а также в местах пересечения вы |
|||
работок, предназначенных |
для передвижения людей, с |
|||
2 |
И. Ф. Сумин |
6 Г* |
И |
|7 |
1 |
ГОС. ПУБЛИЧНАЯ "Г |
Э. |
||
|
НАУЧН-ТЕКНИЧЕСКАЯ |
Z/ЛОЛ |
|
выработками, оборудованными контактной сетью, высо та подвески должна быть не менее 2 м. Высота подвес ки контактного провода в околоствольном дворе допускается не менее 2,2 м на всем протяжении от
Рис. 3. Эластичная подвеска контактного про вода на растяжках;
а — при деревянной крепи выработки; б — при бетонной (кирпичной) крепи выработки; в — при арочной метал лической крепи
подъемного ствола до места, откуда начинается меха-
низированная доставка людей. Во время спуска и подъ ема людей, а также громоздкого оборудования (рель сов, балок, металлической крепи и т. д.) контактный
провод должен отключаться на протяжении не менее 50 м от ствола.
Подвеска контактного провода в подземных выра ботках угольных шахт должна производиться эластич но, на оттяжках (рис. 3). В местах, где требуется фик-
18