Файл: Сумин И.Ф. Обеспечение безопасности эксплуатации рудничных контактных электровозов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II. СХЕМА И УСТРОЙСТВО ТЯГОВОЙ СЕТИ

1. Основные элементы тяговой сети

Одна из наиболее часто встречающихся схем руд­ ничных тяговых сетей показана на рис. 1. На тяговой

подстанции переменный ток преобразуется в постоянный

Рис. 1. Схема рудничной тяговой сети

ртутными выпрямителями или двигатель-генераторами. От положительной шины постоянного тока тяговой подстанции по питающим кабелям 1 через питающие

пункты 2 осуществляется

питание контактного прово­

да 3. От электровозов ток

направляется по рельсам 4

к отсасывающим пунктам 5 и через отсасывающие кабе­ ли 6 к отрицательной шине постоянного тока тяговой подстанции. В контактной сети предусмотрены участко­ вые изоляторы 7 и секционные разъединители 8.

Таким образом, рудничная тяговая сеть состоит из

следующих основных элементов:

а) питающих и отсасывающих кабелей;

б) контактных проводов; в) рельсовой сети;

г) питательных и отсасывающих пунктов;

д) секционных (участковых) изоляторов с разъеди­

нителями (участковыми выключателями).

Иногда в тяговых сетях предусматриваются усили­

вающие кабели, однако они не являются обязательным

элементом тяговой сети и применяются в случае необ­ ходимости электрического усиления контактной сети или

рельсовой сети.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к руд­ ничным тяговым сетям, являются обеспечение надежно­ го, бесперебойного и безопасного электроснабжения контактных электровозов.

2. Питающие и отсасывающие кабели

Питание контактной сети может осуществляться при помощи бронированных многожильных или одножиль­

ных кабелей марок СБ и СП на напряжение до 1000 в.

Применение для этой цели гибких кабелей не разре­ шается.

При применении многожильных кабелей необходимо выделять в одном и том же кабеле питающие и отсасы­ вающие жилы, что позволит обеспечить защиту от токов

короткого замыкания. Действительно, если в одном мно­ гожильном кабеле предусмотрены питающие (положи­

тельные) и отсасывающие (отрицательные)

жилы, то

при нарушении изоляции чаще всего будет

возникать

короткое замыкание и происходить отключение автома­ тического фидерного выключателя. В случае применения многожильных или одножильных бронированных кабе­ лей для раздельного питания питающих и отсасываю­ щих пунктов при нарушении изоляции этих кабелей мо­

гут возникнуть неотключаемые

токи утечки, опасные

в пожарном отношении.

рудничные тяговые се­

Защита кабелей, питающих

ти, может быть довольно просто обеспечена путем ис­ пользования для этой цели двух контрольных жил ка­ беля, которыми снабжаются стандартные одножильные кабели марки СБ-2к. Ниже описано действие защиты [4].

При исправном состоянии кабелей рис. 2 их кон­ трольные жилы не имеют соединения ни с рабочей жи­

12


лой, ни с оболочкой: цепи контрольных жил не оборва­

ны. Ток от положительной шины протекает через сопро­ тивления и ЗС, лампу 2Л, переключатель 1П, шлейф из контрольных жил последовательно соединенных всех кабелей, переключатель 2П, лампу 1Л, сопротивления и на землю.

Положительная шина тяговой подстанции

Контактный провод

Рис. 2. Схема защиты кабелей

Величина сопротивлений 1С,2С,ЗС и подбирается таким образом, чтобы не перегорели лампы. Нормально обе лампы имеют половинный накал, реле минимально­ го напряжения возбуждено, вследствие чего его кон­

такты разомкнуты; реле максимального напряжения 211 не работает и его контакты также разомкнуты.

В случае замыйания одной из контрольных жил на

землю — на оболочку кабеля — лампа 1Л, сопротивления и и реле и шунтируются, при этом реле 111 замыкает свои контакты и воздействует на максималь­ ный расцепитель фидерного автомата или на систему сигнализации. Лампа при этом гаснет, а горит полным накалом.

Если одна из контрольных жил замкнется на рабочую жилу, то шунтируется цепь лампы и сопротивлений

ЗС и 4С. Срабатывает реле 2Н, действуя на минималь­ ный расцепитель фидерного автомата или на сигнали-

1-3

зацию. Реле остается в первоначальном (возбуж­ денном) состоянии с разомкнутыми контактами. Лампа гаснет, а горит полным накалом.

При обрыве какой-либо из контрольных жил цепь

зьщиты, состоящая из последовательно включенных контрольных жил, ламп и сопротивлений, теряет напря­ жение и реле воздействует на отключающую катуш­ ку фидерного автомата или сигнализацию: обе лампы не торят.

Таким образом: реле и дают общий сигнал неисправности кабелей, а лампы и указывают на характер повреждения. Для определения, какой имен­

но поврежден кабель необходимо поочередно произвести

переключение переключателей вправо, что приводит к поочередной замене цепи контрольных жил кабеля пе­ ремычкой.

Для определения предельно допустимых нагрузок на кабели имеются формулы, связывающие величину тока, сечение кабеля и предельную температуру нагрева. Но в практике при расчетах обычно пользуются не форму­ лами, а таблицами допустимых нагрузок.

В табл. 1 приведены величины предельно допустимых нагрузок для шахтных бронированных кабелей напря­ жением до 1000 в.

Тяжелые условия эксплуатации бронированных ка­ белей в' подземных выработках и недостаточная механи­

ческая прочность их защитных оболочек обусловливают

повреждения.

Чаще всего бронированные кабели повреждаются в результате:

а) обвала кусков породы и угля;

б) нарушения первоначального состояния крепи гор­

ных выработок;

в) ремонта горных выработок, если кабель не был защищен;

г) неправильной раскатки и подвески кабеля по гор­ ным выработкам;

д) случайных механических повреждений.

Большинство причин повреждения кабеля может быть устранено при выполнении элементарных требо­ ваний по монтажу и эксплуатации кабельных сетей.

Уход за бронированным кабелем сводится к проверке

14


Таблица 1

Номинальное

Длительно допустимые нагрузки, а

 

 

 

 

сечение жил

Одножильные

Двухжильные

Трехжильные

Четырехжиль­

кабеля, жл3*

кабели

кабели

кабели

ные кабели

 

10

100

100

95

85

16

160

140

120

115

25

225

185

160

150

35

285

225

190

175

50

360

270

235

215

70

440

325

285

265

95

520

380

340

310

120

595

435

390

350

150

675

500

435

395

180

755

—.

490

450

240

880

570

Примечание. Нагрузки для одножильных кабелей даны для работы их при постоянном токе. В том случае, если многожиль­ ные кабели используются как одножильные, их нагрузки могут быть увеличины пропорционально числу параллельно включенных жил.

подвески, устранению возникших натяжений и больших провесов, а в случае необходимости — к перекреплению отдельных участков. Кабель в горных выработках дол­

жен располагаться на высоте, исключающей возмож­ ность повреждения его при сходе вагонеток с рельсов.

Кабель должен подвешиваться нежестко. Расстояние между точками подвески кабеля должно быть не более 3 м, а расстояние между кабелями, подвешенными ря­

дом,— не менее 5 см. При транспортировании и рас­ тяжке чаще всего происходит повреждение кабеля вследствие слишком крутых изгибов или чрезмерных растягивающих усилий. Во избежание этого необходимо тщательно инструктировать рабочих и внимательно на­ блюдать за правильной растяжкой кабеля.

Подсоединение бронированных кабелей к машинам и аппаратам должно производиться только при помощи

концевых муфт, а соединение отрезков кабелей между

собой •— только при помощи соединительных муфт.

Соединительные и ответвительные муфты на брони­

рованных кабелях могут явиться источником пожара [5]

по причинам, не имеющим никакого отношения к пере-

15


грузке кабеля. В муфтах, на кабелях низкого напряже­

ния, если они не залиты или залиты недоброкачественно, может конденсироваться влага, которая создает пути утечки, в результате чего может наступить электрический

пробой.

Поэтому правильность разделки концов кабеля,

установки и заливки кабельных муфт в значительной мере обеспечивает безопасную и безаварийную эксплуа­

тацию кабелей в подземных выработках угольных шахт.

Соединение силовых бронированных кабелей напря­ жением до 1 кв выполняется в чугунных муфтах в сле­ дующем порядке: перед монтажом муфт в обязательном

порядке проверяется отсутствие в бумажной изоляции кабеля влаги; для этого снятые с внешних и внутренних слоев бумажные ленты погружают в парафин, нагретый до 150°. Если при этом будет слышно потрескивание и будет выделяться пена, то это служит признаком нали­ чия в изоляции влаги. В этом случае необходимо отре­ зать кусок кабеля длиной 1—1,5 м и снова проверить тем же способом. Затем концы кабеля разделывают и соединяют. На кабели в местах расположения шеек муф­ ты наматывают просмоленную ленту, подводят под ка­

бель нижнюю половину муфты, набивают в сальник ее джут, снятый с кабеля и проваренный в битумной массе,

надевают верхнюю половину муфты и монтируют зазем­ ляющую перемычку.

Муфту перед сборкой тщательно очищают от пыли и грязи, и внутренние поверхности обеих ее половин про­ гревают паяльными лампами.

Затем заливают муфту разогретой кабельной массой. Заливка производится после предварительного подогре­ ва до температуры 60—70° в следующем порядке: сна­ чала массу заливают до уровня жил и дают ей остыть,

затем заполняют муфту на 3/4 объема и снова дают массе остыть; наконец заполняют муфту до полного объема. После осадки массу доливают в муфту еще 2—

3 раза. Залив муфту, подтягивают болты, которыми обе половины муфты были скреплены, и покрывают муфту горячим компаундом.

Для заливки соединительных муфт, монтируемых в шахте, применяется кабельная масса марки МБ-90.

После того, как муфта остынет, ее необходимо под­ весить и заземлить. При подвеске муфты следует обес-

16

иечить разгрузку мест соединения от механических уси­ лий и защитить муфту от возможных механических пов­ реждений и капежа.

С точки зрения пожарной безопасности следует стре­ миться к тому, чтобы свести до минимума количество

муфт везде, где это возможно, а за оставшимися наблю­ дать с особой тщательностью.

Для бесперебойной и безопасной эксплуатации откат­ ки контактными электровозами необходимо постоянно следить за состоянием тяговой сети и своевременно про водить все необходимые профилактические мероприятия.

В соответствии с этим должны быть предусмотрены планово-предупредительные ежесуточные осмотры сети электрослесарями и более тщательные ежемесячные осмотры и ремонты специальной бригадой.

3. Контактный провод и его подвеска

Движущиеся электровозы при помощи токоприем­

ников получают питание от контактного провода. В каче­ стве контактного провода в рудничных тяговых сетях

применяется провод марки ТФ (троллейный фасонный)

из твердотянутой меди (табл. 2).

 

 

 

 

Таблица 2

Номинальное

Электриче­

 

 

 

 

ское сопро­

Допустимая

Вес,

Строительная

сечение про­

тивление 1 км

нагрузка, а

кг{км

Длина, м

вода, мм2

п, ояода при

 

 

 

 

 

20°. ом

 

 

 

 

65

0.289

455

580

850-2500

85

0,221

595

760

6'0

2000

100

0,179

700

890

550-1600

Контактный провод подвешивается

непосредственно

на крепи горных выработок на определенной высоте, определяемой действующими Правилами безопасности.

Высота подвески контактного провода над уровнем головки рельсов должна быть не менее 1,8 м при:

а) механической доставке людей

по

выработкам;

б) наличии отдельных выработок

или отшитого отде­

ления для передвижения людей. .

 

 

 

На площадках, а также в местах пересечения вы­

работок, предназначенных

для передвижения людей, с

2

И. Ф. Сумин

6 Г*

И

|7

1

ГОС. ПУБЛИЧНАЯ "Г

Э.

 

НАУЧН-ТЕКНИЧЕСКАЯ

Z/ЛОЛ

 


выработками, оборудованными контактной сетью, высо­ та подвески должна быть не менее 2 м. Высота подвес­ ки контактного провода в околоствольном дворе допускается не менее 2,2 м на всем протяжении от

Рис. 3. Эластичная подвеска контактного про вода на растяжках;

а — при деревянной крепи выработки; б — при бетонной (кирпичной) крепи выработки; в — при арочной метал­ лической крепи

подъемного ствола до места, откуда начинается меха-

низированная доставка людей. Во время спуска и подъ­ ема людей, а также громоздкого оборудования (рель­ сов, балок, металлической крепи и т. д.) контактный

провод должен отключаться на протяжении не менее 50 м от ствола.

Подвеска контактного провода в подземных выра­ ботках угольных шахт должна производиться эластич­ но, на оттяжках (рис. 3). В местах, где требуется фик-

18