Файл: Сумин И.Ф. Обеспечение безопасности эксплуатации рудничных контактных электровозов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изолированных болтов, вторичную — при помощи пряж­ ковых или фарфоровых изоляторов.

на

Пряжковые изоляторы изготовляются

двух типов:

механическое усилие 500 и

1200 кг. Изоляторы

на

500

кг

предназначены

для применения на прямых уча­

стках

пути, а на 1200

кг — на

кривых

участках

и в

пунктах анкеровки. Фарфоровые изоляторы изготовь ляются также двух типов на 500 и 1500 кг; на 500 Кг

изготовляются орешковые изоляторы, а на 1500 кг — седлообразные.

. Рис. 8. Схема для измерения сопротивления изоляции контактной сети методом вольтметра

Надежность и безопасность эксплуатация контакт­ ной сети в значительной степени зависит от состояния

изоляции, поэтому необходимо периодически произво­ дить измерения сопротивления изоляции контактного провода относительно земли.

Сопротивление изоляции должно измеряться:

а) после монтажа перед включением напряжения; б) периодически согласно графику планово-преду­

предительных ремонтов и осмотров;

в) после плановых ремонтов и устранения аварии контактной сети.

Измерение сопротивления изоляции при выключенном

напряжении можно производить переносным мегом­ метром, шкала которого непосредственно отградуиро­ вана в килоомах и в мегомах. При измерении сопротив­ ления изоляции контактной сети, находящейся под напряжением, следует пользоваться вольтметром с боль­ шим внутренним сопротивлением rv . В этом случае из­

мерение производится по схеме, приведенной на рис. 8.

28

Вначале измеряют напряжение источника питания

сети, для чего

переключатель Р необходимо поставить

в положение а.

Затем

переключатель переводят в по­

ложение б, при

этом

вольтметр покажет напряжение

сети Uit которое меньше напряжения источника на вели­ чину потерь напряжения в сопротивлении изоляции, т. е.

u, = u-ux.

Ток в цепи при втором измерении составит

; _ и

rv + rx rv ’

где rv — внутреннее сопротивление вольтметра; гх — сопротивление изоляции сети.

Откуда

Уг,.

rv + rx = -^

или

Тогда

(1)

Согласно действующим электротехническим прави:

лам и нормам сопротивление изоляции сети должно быть не ниже 1000 ом на каждый вольт рабочего на­ пряжения.

При измерении сопротивления изоляции контактной

сети необходимо следить за тем, чтобы все светильники И сигнальные устройства, питание которых осущест­ вляется от контактного провода, были отсоединены или из последних должны быть вывинчены лампы, а элек­

тровозы, находящиеся на линии, отключены и токо­ приемники их опущены.

В том случае, если сопротивление изоляции оказа­

лось ниже нормы, необходимо принять меры к ее вос­ становлению. При отыскании места повреждения изо­ ляции следует иметь в виду, что источником ухудше-

29



ния изоляции в большинстве случаев является соприкос­ новение контактного провода с посторонними предме­

тами.

При осмотрах обслуживающий персонал должен сле­ дить за состоянием: подвески контактного провода и кабелей, питающих и отсасывающих пунктов, секцион­ ных выключателей, рельсовых стыков, а также за со­ стоянием крепи горных выработок. Во время осмотра электрослесарь обязан устранять замеченные неисправ­ ности или сообщать о них надзору.

4. Рельсовая сеть

При откатке контактными электровозами рельсы служат обратным проводом.

В качестве материала для рудничных рельсов при­ меняют углеродистую сталь, обладающую хорошими

механическими свойствами, но имеющую повышенное значение удельного электрического сопротивления.

Однако при большой площади поперечного сечения

рельсов, особенно многоколейного пути, общее сопротив­ ление рельсового пути как обратного провода обычно незначительно. Электрическое сопротивление рельсового пути значительно возрастает благодаря наличию сты­ ков; для уменьшения сопротивления стыков применяют стыковые электрические соединения. Параллельно с соединительными накладками рельсы соединяют между собой электрическими проводниками в виде медных проводов или стержней; в некоторых случаях для на­

дежного контакта

отдельные

рельсы сваривают друг

с другом.

 

 

Сварка рельсов в подземных выработках угольных

шахт допускается

только с

письменного разрешения

главного инженера треста и производится в присутст­ вии лиц технического надзора при условии соблюдения мер предосторожности, предусмотренных Инструкцией по производству сварочных и автогенных работ в под­ земных выработках и надшахтных зданиях (Приложе­ ние 22 к Правилам безопасности). С целью уменьше­ ния электрического сопротивления все нитки рельсовых

путей, находящихся в откаточной выработке, не реже чем через каждые 50 м должны иметь надежное элек­ трическое соединение между собой проводником, сопро-

30


тивление которого эквивалентно сопротивлению медного проводника сечением не менее 50 мм2. Все элементы стрелочных переводов и крестовин должны иметь такие же электрические соединения между собой, как и стыки рельсовых путей.

Качество стыка рельсов в электрическом отношении характеризуется величиной сопротивления. Согласно Правилам безопасности электрическое сопротивление стыка должно быть не более 0,00024 ом для рельсов весом 18 кг/м и 0,000225 ом для рельсов весом 24 кг/м.

Плохо выполненный стык имеет большое сопротивление и является местом, где происходит ответвление тяго­ вых токов с рельсов в землю. Это является причиной

блуждающих токов, опасных в отношении преждевре­ менного воспламенения электродетонаторов и разруше­

ния металлических конструкций, находящихся в под­ земных выработках.

Измерение сопротивления рельсовых стыков при от­ сутствии тягового тока в рельсовой сети производится по схеме, показанной на рис. 9. По показаниям вольт­ метра и амперметра определяется сопротивление стыка

из следующего соотношения:

/?с=у. (2)

При наличии тягового тока в рельсовой сети изме­

рение сопротивления стыков производится при помощи прибора — стыкомера [8].

31

5. Питающие и отсасывающие пункты

Пункт, в котором присоединяется кабель, идущий от положительной шины тяговой подстанции, к кон­ тактному проводу, называется питающим пунктом, а

пункт, в котором присоединяется кабель, идущий от отрицательной шины подстанции, к рельсам, — отсасы­

вающим пунктом. Питающий пункт должен оборудо­

ваться выключателем с защитой от токов короткого замыкания.

Применение секционных разъединителей для обо­ рудования питающих пунктов не разрешается. Отсасы­ вающие кабели соединяются с рельсами наглухо, без применения выключателей, что позволяет избежать слу­ чайных разрывов цепи.

6. Секционирование контактной сети

Для деления контактной сети на отдельные участ­ ки (секции) применяются участковые изоляторы. В за­ висимости от принятой схемы питания контактной сети

отдельные секции ее должны иметь возможность соеди­ нения друг с другом, что осуществляется при помощи секционных разъединителей. Секционный разъедини­ тель устанавливается в специальной нише и отрезками провода ПРГ-500 соединяется с контактным проводом по обе стороны от участкового изолятора. Кожух сек­ ционного разъединителя соединяется с рельсами.

Согласно действующим Правилам безопасности кон­ тактная сеть в подземных выработках должна быть секционирована. При этом протяженность одной секции контактного провода не должна превышать 500 м. Секционные разъединители должны устанавливаться на всех ответвлениях контактного провода.

Контактная сеть околоствольного двора должна вы­ полняться как самостоятельная секция, которая при

необходимости может подключаться к контактной сети откаточных выработок.


HI. ОПАСНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РУДНИЧНЫХ ТЯГОВЫХ СЕТЕЙ И БОРЬБА С НИМИ

1. Виды опасностей

При эксплуатации контактных электровозов возмож­

но возникновение следующих видов опасности:

1)поражение человека электрическим током;

2)взрыв газа или угольной пыли;

3)воспламенение рудничной деревянной крепи или неогнестойких материалов, находящихся вблизи кон­

тактного провода, токами утечек и т. к. з.; 4) преждевременное воспламенение электродетонато­

ров блуждающими токами.

Рассмотрим применяемые в настоящее время меры предупреждения перечисленных опасностей и пути даль­ нейшего повышения безопасности эксплуатации кон­

тактных электровозов.

2. Поражение электрическим током

Условия эксплуатации контактных электровозов в

подземных выработках угольных шахт создают повы­ шенную опасность поражения электрическим током.

Наличие неизолированного контактного провода боль­ шой протяженности, ограниченность размеров горных

выработок, недостаточная освещенность — все это обус­ ловливает создание вероятности прикосновений к кон­

тактному проводу. С другой стороны, высокая влаж­ ность и запыленность горных выработок делают послед­ ствия прикосновения особенно опасными.

Непосредственное прикосновение человека к контакт­

ному проводу, находящемуся под напряжением, создает

опасность поражения током. При этом степень опасно­ сти и возможность поражения в значительной степени зависят от того, каким образом произошло прикосно­

вение.

3' И. Ф. Сумин

33

На рис. 10 показано прикосновение человека к кон­ тактному проводу и упрощенная схема замещения. Ве­ личина тока, проходящего через человека, для приве­ денного случая определяется выражением

Рис. 10. Схема замещения при прикосновении к контактному проводу

Ur,

(3)

(/? + гп) (Г1 + Го) + Л1Г0

где U — напряжение сети, в;

R — сопротивление тела человека, ом;

г0 — сопротивление рабочего заземления, ом;

ta — переходное сопротивление обуви и почвы, ом;

сопротивление изоляции контактного провода,

ком.

Если учесть, что сопротивление рабочего заземления го близко к нулю, то выражение (3) приобретает вид

U

R + га

Очевидно, что наихудшим случаем прикосновения будет прикосновение человека, стоящего на рельсах, при котором переходное сопротивление гп также близко к

нулю,