Файл: Сумин И.Ф. Обеспечение безопасности эксплуатации рудничных контактных электровозов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сация высоты подвески контактного провода (пересе­ чение с уклонами, бремсбергами и другими горными вы­ работками), он должен подвешиваться жестко; при пе­ реходе через вентиляционные и противопожарные двери контактный провод должен прерываться. Непрерывность электрической цепи при этом должна осуществляться перемычкой из бронированного кабеля.

Проход контактного провода через вентиляционные двери показан на рис. 4. На расстоянии 1,5—2 м от дверей контактный провод 9 разрезается и концы его

заводятся в концевые зажимы 2, которые через орешковые или седлообразные изоляторы 3 закрепляются на балке, расположенной выше двери. Для отжима токо­ приемника от провода предусмотрено отбойное устрой­ ство 11, представляющее собой изогнутый отрезок кон­ тактного провода, закрепленный в провододержателях.

Наличие отбойного устройства исключает возмож­ ность подачи напряжения на направляющий провод даже в том случае, если машинист электровоза не вы­ ключит контроллер.

Направляющий провод 5 предохраняет токоприем­ ник от ударов при проходе электровоза через дверь. Прерванный контактный провод в месте установки двери соединяется перемычкой из бронированного ка­ беля 4.

Концы кабельной перемычки разделаны в кабель­ ных воронках 8 и соединены с контактным проводом по­ средством питающих зажимов 1. Кабельная перемычка через стену проходит в трубе 10, уплотненной глиной. Бронь кабеля при помощи зажима, 6 и заземляющего провода 7 соединена с рельсами. ЕсЛц вместо кирпичной или каменной кладки выработка перекрыта листовым железом (противопожарные перемычки)-, труба 10 в ме­ таллической стене крепится при помощи фланца 12,

приваренного к трубе, и разъемного

фланца 13.

В случае применения штанговых

токоприемников

в местах прохода контактного провода через двери не­ обходимо предусматривать направляющее устройство (рис. 5), исключающее соскакивание токоприемника с провода. Направляющее устройство состоит из двой­

ного зажима 1 с направляющими щеками, который сое­ диняет основной контактный провод с направляющим проводом 2, двух изолирующих концевых 3 и одной

2*

19


 

 

Рис. 4. Проход контактного провода через

вентиляционные двери:

а-общий

вид

места прохода

м,е’®0

дв®ри

кабеля

через

металлическую перемычку, а

узел пролина

 

Рис. 5. Проход контактного провода через вентиляционные двери при применении штанговых

токоприемников

промежуточной 4 вставок. Изолирующие вставки могут

изготовляться из прочного асбоцемента толщиной не

менее 50 мм или другого изоляционного материала, обладающего достаточной механической прочностью.

Изолирующие вставки имеют то же назначение, что и отбойное устройство в предыдущем случае, т. е. исключить возможность подачи напряжения на направ­ ляющий провод, если своевременно не будет выключен контроллер. Изолирующие вставки ограждены металли­

ческими 5 и изолирующими 6 направляющими полоса­ ми. Назначение полос 6 заключается в том, чтобы исключить соприкосновение токоприемника, находяще­ гося под напряжением, с направляющими 5.

Все направляющее устройство закреплено на швел­ лере 7.

Для уменьшения искрообразования при переходе токоприемника с основного контактного провода, на­ ходящегося под напряжением, на направляющий про­ вод машинист электровоза обязан выключать контрол­ лер раньше, чем токоприемник сойдет с основного кон­

тактного провода, а включать после того, как токопри­ емник войдет на основной контактный провод. В мес­ тах включения и выключения контроллера лучше всего устанавливать светящиеся предупредительные надписи

«Включай контроллер», «Выключай контроллер».

При проходе через двери контактный провод пре­ рывается на 2—3 м. Этот участок электровоз должен проходить по инерции (выбегом), что необходимо учи­ тывать при выборе места для установки дверей. Двери

следует устанавливать по возможности в тех местах

выработок, где рельсовые пути можно уложить с укло­

ном равного сопротивления. Хорошее состояние рель­ совых путей на этих участках также будет способст­ вовать уменьшению сопротивления движения, что не­ обходимо учитывать при ремонте и осмотре рельсовых путей.

Вентиляционные двери, как с автоматическим при­ водом, так и обслуживаемые дверовыми, должны обору­ доваться сигнализацией. Машинист электровоза не дол­ жен подъезжать к двери ближе, чем на расстояние тормозного пути, не получив предварительно сигнала об открывании двери. Согласно Правилам безопасности

тормозной путь состава на преобладающем уклоне при

23


перевозке грузов не должен превышать 40 м, а при

перевозке людей-—20 м.

Величина тормозного пути зависит от многих факто­ ров, трудно поддающихся учету (состояние рельсового

пути и вагонного парка, уклона пути и т. д.), поэтому тормозной путь в каждом конкретном случае лучше всего определить опытным путем. Тормозной путь опре­ деляется следующим образом: при движении поезда

(электровоза с составом вагонеток) выключается кон­ троллер и затормаживается электровоз. Путь, пройден­ ный составом за время с момента приведения в дейст­ вие тормозной системы до полной его остановки, и будет являться тормозным путем на данном участке пути для принятого состава.

Длина тормозного пути не должна быть больше

расстояния, на котором машинист различает препятст­ вие впереди электровоза. Машинист должен иметь воз­ можность во время начать торможение. Тормозной путь необходимо определять для наиболее тяжелых усло­ вий работы электровоза. Такими условиями являются: максимальный вес поезда, допустимый по сцепному весу электровоза; максимальная скорость движения состава на данном участке пути; торможение без песка. Тормозной путь, определенный практическим путем,

может оказаться больше допустимого по Правилам

безопасности и больше предела видимости машиниста.

В этом случае необходимо уменьшить тормознбй путь уменьшением веса и скорости движения поезда, а так­

же применением песка при торможении.

Согласно действующим Правилам безопасности при перекрещивании контактного провода с канатами, ка­ белями, трубами и т. д. последние должны быть надеж­ но отшиты. Отшивка преследует цель исключить воз­

можность соприкосновения контактного провода с тру­ бами, кабелями и т. п. как при нормальной работе, так и в случае обрыва провода.

На рис. 6 показано пересечение контактного провода

с трубами.

Трубы 1 при помощи металлических хомутов 2 под­

вешены непосредственно к крепи выработки. В местах пересечения контактный провод 3 подвешен жестко при помощи потолочных изолятородержателей 4, прикреп­ ленных к металлическим скобам 5. Для отшивки про­

24

вода от труб предусмотрены деревянные щиты 6, за­ крепленные на скобах 5.

Пересечение контактного провода с кабелями или канатами устраивается аналогично описанному. Кабе­ ли или канаты должны подвешиваться непосредственно

Рис. 6. Пересечение контактного провода с трубами

к крепи выработки. Контактный провод должен подве­ шиваться жестко на специальных конструкциях. Между проводом и кабелями (или канатами) необходимо пре­ дусматривать деревянный щит (или решетку). Щит не

должен соприкасаться ни с проводом, ни с кабелем (или канатами).

Для нормальной эксплуатации контактной сети не­

обходимо, чтобы натяжение в проводе не падало

ниже 5 кг/мм2 [6]. При этом величина натяжения прово­

да должна составлять:

для провода сечением 65 мм ......

325

кг

,

.

.

85 ..................................

425

,

,

,

100 ................................

500

25


Возможные колебания в натяжении провода в про­ цессе эксплуатации должны регулироваться натяжными

муфтами.

Длина пролета, т. е. расстояние между точками поперечного подвешивания, согласно действующим Пра­ вилам безопасности в угольных и сланцевых шахтах,

должна быть не более 5 м на прямолинейных и 3 м на

криволинейных

участках

пути.

 

 

На криволинейных участках длина пролета опреде­

ляется взаимно

допустимым расположением

контакт­

ного

провода

и

токоприемника и может

приниматься

равной [6]:

 

 

 

 

 

 

 

 

при радиусе кривой

8—10 м.........................

2,0 м

 

 

 

 

 

11-12................................

2,5 .

 

,

,

 

,

13-15................................

3,0 ,

 

В местах резкого перелома продольного

профиля

пути длина пролета может уменьшаться,

однако при

этом

контактный

провод в

точках подвески не

должен

резко

изгибаться,

а линия

подвески провода

должна

приближаться к профилю пути. Углы изгиба контакт­

ного провода не должны

превышать следующих зна­

чений: :

 

 

 

для провода сечением

65_и.1<2

..............................18°

 

85

,

....... 14*

 

100

,

12°

Для увеличения срока службы рабочей части токо­

приемника подвеска контактного провода на прямых участках пути выполняется зигзагообразно, т. е. с по­

очередным отклонением

от

оси

пути вправо и

влево,

причем отклонение провода

от

оси токоприемника не

должно превышать [7]

 

 

 

 

b = —----

 

20Э мм,

 

2

 

 

 

 

где а —ширина рабочей

части токоприемника, мм.

Для рабочей вставки токоприемника длиной 1000 мм

величина зигзага обычно

принимается равной

250—

300 мм. Шаг зигзага (рис. 7, а и б) равен двум или че­ тырем пролетам контактной сети.

26


При применении штангового токоприемника зигзаг не делается.

Механическая прочность контактной сети обеспечи­ вается прочностью применяемых контактных проводов,

стальной проволоки, подвесной арматуры и изоляторов. Подвеска контактного провода и его анкеровка про­ изводятся при помощи стальной проволоки диаметром

5 или 6 мм. Применение проволоки позволяет упростить

ние отдельных кусков производится без специальных

приспособлений.

Недостатком стальной проволоки является подвер­ женность ее коррозии, в особенности в шахтах с кис­ лотными водами. Во избежание быстрого ржавления

подвесок последние должны покрываться

специальным

лаком, предохраняющим их от коррозии.

 

болты и

Подвесная арматура (подвесы, зажимы,

т. д.) изготовляется из стали или меди и

в

отношении

прочности обычно не вызывает сомнений.

 

 

Одним из самых ответственных элементов рудничной тяговой сети являются изоляторы. Изоляторы, приме­ няемые в рудничных тяговых сетях, должны иметь до­

статочную механическую и электрическую прочность.

Недостаточная механическая прочность может явиться причиной обрыва системы подвески и контактного про­

вода,

а при недостаточной

электрической прочности

могут

возникнуть значительные

токи утечки, опасные

в пожарном отношении.

 

 

Контактный провод от земли должен иметь двой­

ную изоляцию. Первичную

изоляцию провода осущест­

вляют

при помощи подвесных

изолятородержателей и

27