Файл: Пульцин Н.М. Титан и его применение в авиации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

молибдена, после той же термической обработки также имеет высо­ кую длительную прочность. Скорость ползучести его в процессе длительного испытания при 540° и напряжении 21 кг/мм1 составила

0,005% в час. Этот сплав по длительной прочности сопоставим с хромоникельвольфрамовой сталью ЭИ69, которая при 600° и напря­ жении 21 кг/мм2имеет скорость ползучести около 0,002% в час.

Длительная прочность листовых титановых сплавов А-110АТ и С-1 ЮМ при различных температурах и выдержке до 1000 часов иллюстрируется графиками на фиг. 35 и 36, построенными в полулогарифмических координатах [8 ]. На этих графиках по оси

ординат отложено действующее при испытании напряжение, вы­ раженное в процентах от предела прочности при комнатной тем­ пературе. Сплав С-1 ЮМ (фиг. 36) при температурах до 315° об-

Продолжителтюапь испытания

Продолжительность испытания

 

в часах

 

 

в часах

Фиг. 35. Длительная прочность спла­

Фиг. 36. Длительная прочность спла­

ва А-110АТ

при различных темпе­

ва С-1 ЮМ при различных темпера­

ратурах

и времени выдержки

турах и времени

выдержки

ладает стабильными во времени

свойствами; предел

длительной

прочности при этом составляет до 70°/о от ов. При температуре 425° наблюдается уже значительное снижение длительной проч­ ности этого сплава как при небольших выдержках, так и, осо­ бенно, при продолжительных, когда, как известно, наблюдаются структурные превращения, приводящие к перестариванию и раз­ упрочнению сплава. Однофазный сплав А-110АТ хотя и'имеет но сравнению со сплавом С-1 ЮМ меньшее значение предела дли­ тельной прочности, составляющее при 315° немного более 5О°/0

от ае, однако он обладает большей стабильностью. Предел дли­ тельной прочности этого сплава не претерпевает существенного изменения во времени вплоть до 425°.

В одной из последних работ [26] в качестве материала жаро­

прочного назначения, достаточно пластичного и стабильного

в

условиях

ползучести, был исследован сплав титана с 7% А1

и

0 Мо.

В результате обработки давлением и последующей тер­

мической

обработки по различным режимам сплав имел струк-

46


туру а (8 различных типов, а именно: а) видманштеттова—иголь­

чатая, б) равноосная а и недостаренная р и в) равноосная а и перестаренная р. При испытании на ползучесть было обнару­ жено, что сплавы с видманштеттовой структурой по сравнению со сплавами, обладающими равноосной структурой, имеют более высокую прочность и лучшее сопротивление ползучести. Спла­ вы с тонкой видманштеттовой структурой имеют более высокое сопротивление ползучести, чем с грубой.

Усталостная прочность. Титан и его сплавы обладают хорошей усталостной прочностью. Предел выносливости их достигает в сред­ нем 0,58 от предела прочности. Однако выносливость титановых ма­ териалов в значительной мере зависит от состояния поверхности ме­ талла и от других факторов.

В

настоящее

время

еще

 

 

 

 

 

нет единого

мнения о

наличии

 

 

 

 

 

истинного

предела

выносливо­

 

 

 

 

 

сти

у титана и его

сплавов.

 

 

 

 

 

Испытания,

проведенные

на

 

 

 

 

 

гладких образцах при комнат­

 

 

 

 

 

ной

температуре,

позволили

СЭ

 

 

 

 

установить

четко выраженный

_____ _________ ____

,

Э;

предел выносливости [3]. Одна­

 

W

W1

ш

ко этого не получается на над­

 

Число

циклов

 

резанных

образцах

и при

низ­

Фиг. 37. Кривые выносливости титана:

кой

(— 136°) температуре.

/ —гладкие

образцы; 2—надрез радиу­

Кривые

выносливости

тита­

сом и глубиной 0,76 мм;

3—надрез ра­

на

с

пределом

прочности

диусом 0,1 мм и глубиной 0,35 мм

т59,5 кг1мм2 при переменном

изгибе представлены на фиг. 37. Как и для других металлов, предел

'

выносливости титана при наличии надреза снижается.

 

Предел выносливости технического титана может составлять

 

от 0,82 ав для гладких образцов до

0,31 аа для

образцов

со срав­

 

нительно тупым надрезом, имеющим

радиус

0,25

мм,

глубину

 

- 0,64 мм и угол 60°.

со

структурой

а + j3,

опреде­

 

Предел выносливости сплавов

ленный при комнатной температуре на гладких образцах, соста­ вляет примерно 0,5 ав, а на надрезанных — 0,25 а, при радиусе надреза 0,25 мм. Увеличение остроты надреза приводит к еще

большему снижению предела выносливости. Так, например, при радиусе надреза 0,125 мм он равен всего лишь 0,14 оа.

На основании приведенных данных можно отметить, что соотно­

шения предела .выносливости и предела

прочности, наблюдаемые

у титана и его сплавов как на гладких,

так и на надрезанных об­

разцах, аналогичны соответствующим -величинам, имеющим место у большинства конструкционных сталей.

На фиг. 38 и 39 даны кривые выносливости -сплава ТМ 50А при различных условиях испытания, указанных в подписях под графи­ ками. Как можно видеть, не у всех кривых четко выражен горизон-

47


т'альный участок. Это и возбуждает сомнение в наличии у титана и некоторых его сплавов 'истинного предела выносливости.

Приведенные графики показывают, что при понижении темпера­

туры испытания

предел выносливости титановых сплавов, как и

другие свойства

прочности, сильно повышается.

 

проч­

 

 

Усталостная

 

 

 

ность

однофазного ‘ сплава

 

 

А-110АТ, имеющего струк­

 

 

туру <*-раствора,

характери­

 

 

зуется

кривыми

 

выносливо­

 

 

сти, приведенными на фиг. 40.

 

 

Испытания

проводились

 

 

приложением

 

повторных

 

 

растягивающих напряжений,

 

 

причем

минимальное напря­

 

 

жение

цикла

 

составляло

Фиг. 38. Кривые выносливости сплава

25% от максимального [8].

Анализируя

приведенные

Ti-150A при переменном изгибе. Образцы

графики, можно

отметить,

гладкие.

Температуры испытания: 1 ---- (-25°;

что рассматриваемый сплав

2 ------78°; 3 ------ 196°

А-110АТ имеет сравнительно

невысокую чувствительность к надрезу. Об этом говорят следующие факты. На образцах с-над­ резом, имеющим коэффицент концентрации 2, т. е. увеличивающим

напряжение в два раза, предел выносливости -уменьшается не на 50,

Фиг. 39. Кривые выносливости сплава

Фиг. 40. Кривые выносливости

ТЬ150Апри переменном изгибе. Образ­

сплава А-110АТ при комнатной

цы надрезанные, радиус надреза 0,25 мм.

температуре:

Температуры испытания: 1 --- с. 25°;

/ —гладкие образцы; 2 надрезан­

2 ------78°; 3 ------ 196°

ные, коэффициент концентрации

 

£/=2; 3—надрезанные, коэффи­

 

циент концентрации

а только на 35%. Аналогично при коэффициенте концентрации 4 предел выносливости уменьшается не н-а 75, а только на 63%.

Надрезы, получаемые шлифовкой, являются самыми неблагопри­ ятными: они сильнее других понижают предел .выносливости. Коэф­

48


фициент концентрации этих надрезов выше теоретического, что объ­ ясняется, вероятно, действием растягивающих остаточных напряже­

ний, возникающих при шлифовке.

 

Надрезы, получаемые резцом,

имеют коэффициент концентрации ни­

 

же теоретического, что может быть

 

объяснено' упрочнением металла при

 

обработке резанием. Уменьшение вред­

 

ного влияния надреза при обкатке его

 

может

с л у ж и т ь подтверждением

ука­

 

занного объяснения.

 

 

обработки

 

Влияние термической

 

на усталостную прочность титановых

 

сплавов

иллюстрируется

приводимы­

 

ми ниже данными по сплавам Ti-6Al-4 V

 

и С-130АМ [54J. Сплав Ti-6A1-4V,

за­

 

каленный

в воде после

выдержки

в

 

течение

 

двух

часов

при

950°,

имел

Фиг. 41. Кривые выносливости

предел

 

прочности

117

кг-мм-

и

силана H-GA1-4V:

предел

выносливости

68

кг мм-,

а

/ —закаленный; 2—отожженный

после

отжига

при

700°

в течение

 

двух часов — соответственно 100

и 58 кг'мм- (фиг. 41).

 

 

Сплав С-130АМ после закалки имеет

предел

выносливости

на гладких образцах свыше 74 кг!мм-,

а на надрезанных

(угол

надреза 6(В и радиус 0,1

мм) около

32

кг!мм-.

После отжига

 

 

этот

сплав имеет меньший

 

 

предел выносливости, а имен­

 

 

но: на гладких образцах не­

 

 

многим более 63 кг!мм-

и при

 

 

наличии надреза только

около

 

 

23 кг мм- (фиг.

42).

 

 

 

 

Таким образом, упрочнение

 

 

титановых сплавов при помощи

 

 

закалки существенно повышает

 

 

предел выносливости их как на

 

 

гладких, так и на надрезанных

 

 

образцах.

 

 

 

Фиг. 42. Кривые выносливости

сплина

Усталостная

прочность

ти­

СШАМ:

 

тановых

сплавов сильно

сни­

/ з а каленный; .2— отожженный; а глад-

жается

при фрикционной

 

кор­

- .кие образцы; <5—надрезанные

розии. В сообщении Американ­

 

 

ского общества

испытания

ма­

териалов [27] приводятся данные по усталостной прочности сплава RC-130B в условиях фрикционной коррозии. Испытания проводи­ лись на эксцентриковой машине. Образцы зажимались в приспособ­ ление, которое было снабжено сменными губками из магния, алюми­ ниевых сплавов, меди, латуни, исследуемого титанового сплава и стали различной твердости. В процессе испытания закрепленный ко­ нец образна в результате действия изгибающих напряжений имел

4 Н. М. Пульцин

49