ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
молибдена, после той же термической обработки также имеет высо кую длительную прочность. Скорость ползучести его в процессе длительного испытания при 540° и напряжении 21 кг/мм1 составила
0,005% в час. Этот сплав по длительной прочности сопоставим с хромоникельвольфрамовой сталью ЭИ69, которая при 600° и напря жении 21 кг/мм2имеет скорость ползучести около 0,002% в час.
Длительная прочность листовых титановых сплавов А-110АТ и С-1 ЮМ при различных температурах и выдержке до 1000 часов иллюстрируется графиками на фиг. 35 и 36, построенными в полулогарифмических координатах [8 ]. На этих графиках по оси
ординат отложено действующее при испытании напряжение, вы раженное в процентах от предела прочности при комнатной тем пературе. Сплав С-1 ЮМ (фиг. 36) при температурах до 315° об-
Продолжителтюапь испытания |
Продолжительность испытания |
||
|
в часах |
||
|
|
в часах |
|
Фиг. 35. Длительная прочность спла |
Фиг. 36. Длительная прочность спла |
||
ва А-110АТ |
при различных темпе |
ва С-1 ЮМ при различных темпера |
|
ратурах |
и времени выдержки |
турах и времени |
выдержки |
ладает стабильными во времени |
свойствами; предел |
длительной |
прочности при этом составляет до 70°/о от ов. При температуре 425° наблюдается уже значительное снижение длительной проч ности этого сплава как при небольших выдержках, так и, осо бенно, при продолжительных, когда, как известно, наблюдаются структурные превращения, приводящие к перестариванию и раз упрочнению сплава. Однофазный сплав А-110АТ хотя и'имеет но сравнению со сплавом С-1 ЮМ меньшее значение предела дли тельной прочности, составляющее при 315° немного более 5О°/0
от ае, однако он обладает большей стабильностью. Предел дли тельной прочности этого сплава не претерпевает существенного изменения во времени вплоть до 425°.
В одной из последних работ [26] в качестве материала жаро
прочного назначения, достаточно пластичного и стабильного |
в |
|
условиях |
ползучести, был исследован сплав титана с 7% А1 |
и |
3° 0 Мо. |
В результате обработки давлением и последующей тер |
|
мической |
обработки по различным режимам сплав имел струк- |
46
туру а (8 различных типов, а именно: а) видманштеттова—иголь
чатая, б) равноосная а и недостаренная р и в) равноосная а и перестаренная р. При испытании на ползучесть было обнару жено, что сплавы с видманштеттовой структурой по сравнению со сплавами, обладающими равноосной структурой, имеют более высокую прочность и лучшее сопротивление ползучести. Спла вы с тонкой видманштеттовой структурой имеют более высокое сопротивление ползучести, чем с грубой.
Усталостная прочность. Титан и его сплавы обладают хорошей усталостной прочностью. Предел выносливости их достигает в сред нем 0,58 от предела прочности. Однако выносливость титановых ма териалов в значительной мере зависит от состояния поверхности ме талла и от других факторов.
В |
настоящее |
время |
еще |
|
|
|
|
|
||||
нет единого |
мнения о |
наличии |
|
|
|
|
|
|||||
истинного |
предела |
выносливо |
|
|
|
|
|
|||||
сти |
у титана и его |
сплавов. |
|
|
|
|
|
|||||
Испытания, |
проведенные |
на |
|
|
|
|
|
|||||
гладких образцах при комнат |
|
|
|
|
|
|||||||
ной |
температуре, |
позволили |
СЭ |
|
|
|
|
|||||
установить |
четко выраженный |
_____ _________ ____ |
, |
|||||||||
Э; |
||||||||||||
предел выносливости [3]. Одна |
|
W |
W1 |
ш |
1и |
|||||||
ко этого не получается на над |
|
Число |
циклов |
|
||||||||
резанных |
образцах |
и при |
низ |
Фиг. 37. Кривые выносливости титана: |
||||||||
кой |
(— 136°) температуре. |
|||||||||||
/ —гладкие |
образцы; 2—надрез радиу |
|||||||||||
Кривые |
выносливости |
тита |
сом и глубиной 0,76 мм; |
3—надрез ра |
||||||||
на |
с |
пределом |
прочности |
диусом 0,1 мм и глубиной 0,35 мм |
т59,5 кг1мм2 при переменном
изгибе представлены на фиг. 37. Как и для других металлов, предел
' |
выносливости титана при наличии надреза снижается. |
|
||||
Предел выносливости технического титана может составлять |
||||||
|
от 0,82 ав для гладких образцов до |
0,31 аа для |
образцов |
со срав |
||
|
нительно тупым надрезом, имеющим |
радиус |
0,25 |
мм, |
глубину |
|
|
- 0,64 мм и угол 60°. |
со |
структурой |
а + j3, |
опреде |
|
|
Предел выносливости сплавов |
ленный при комнатной температуре на гладких образцах, соста вляет примерно 0,5 ав, а на надрезанных — 0,25 а, при радиусе надреза 0,25 мм. Увеличение остроты надреза приводит к еще
большему снижению предела выносливости. Так, например, при радиусе надреза 0,125 мм он равен всего лишь 0,14 оа.
На основании приведенных данных можно отметить, что соотно
шения предела .выносливости и предела |
прочности, наблюдаемые |
у титана и его сплавов как на гладких, |
так и на надрезанных об |
разцах, аналогичны соответствующим -величинам, имеющим место у большинства конструкционных сталей.
На фиг. 38 и 39 даны кривые выносливости -сплава ТМ 50А при различных условиях испытания, указанных в подписях под графи ками. Как можно видеть, не у всех кривых четко выражен горизон-
47
т'альный участок. Это и возбуждает сомнение в наличии у титана и некоторых его сплавов 'истинного предела выносливости.
Приведенные графики показывают, что при понижении темпера
туры испытания |
предел выносливости титановых сплавов, как и |
||||
другие свойства |
прочности, сильно повышается. |
|
проч |
||
|
|
Усталостная |
|
||
|
|
ность |
однофазного ‘ сплава |
||
|
|
А-110АТ, имеющего струк |
|||
|
|
туру <*-раствора, |
характери |
||
|
|
зуется |
кривыми |
|
выносливо |
|
|
сти, приведенными на фиг. 40. |
|||
|
|
Испытания |
проводились |
||
|
|
приложением |
|
повторных |
|
|
|
растягивающих напряжений, |
|||
|
|
причем |
минимальное напря |
||
|
|
жение |
цикла |
|
составляло |
Фиг. 38. Кривые выносливости сплава |
25% от максимального [8]. |
||||
Анализируя |
приведенные |
||||
Ti-150A при переменном изгибе. Образцы |
графики, можно |
отметить, |
|||
гладкие. |
|||||
Температуры испытания: 1 ---- (-25°; |
что рассматриваемый сплав |
||||
2 ------78°; 3 ------ 196° |
А-110АТ имеет сравнительно |
невысокую чувствительность к надрезу. Об этом говорят следующие факты. На образцах с-над резом, имеющим коэффицент концентрации 2, т. е. увеличивающим
напряжение в два раза, предел выносливости -уменьшается не на 50,
Фиг. 39. Кривые выносливости сплава |
Фиг. 40. Кривые выносливости |
ТЬ150Апри переменном изгибе. Образ |
сплава А-110АТ при комнатной |
цы надрезанные, радиус надреза 0,25 мм. |
температуре: |
Температуры испытания: 1 --- с. 25°; |
/ —гладкие образцы; 2 —надрезан |
2 ------78°; 3 ------ 196° |
ные, коэффициент концентрации |
|
£/=2; 3—надрезанные, коэффи |
|
циент концентрации |
а только на 35%. Аналогично при коэффициенте концентрации 4 предел выносливости уменьшается не н-а 75, а только на 63%.
Надрезы, получаемые шлифовкой, являются самыми неблагопри ятными: они сильнее других понижают предел .выносливости. Коэф
48
фициент концентрации этих надрезов выше теоретического, что объ ясняется, вероятно, действием растягивающих остаточных напряже
ний, возникающих при шлифовке. |
|
Надрезы, получаемые резцом, |
|||||||
имеют коэффициент концентрации ни |
|
||||||||
же теоретического, что может быть |
|
||||||||
объяснено' упрочнением металла при |
|
||||||||
обработке резанием. Уменьшение вред |
|
||||||||
ного влияния надреза при обкатке его |
|
||||||||
может |
с л у ж и т ь подтверждением |
ука |
|
||||||
занного объяснения. |
|
|
обработки |
|
|||||
Влияние термической |
|
||||||||
на усталостную прочность титановых |
|
||||||||
сплавов |
иллюстрируется |
приводимы |
|
||||||
ми ниже данными по сплавам Ti-6Al-4 V |
|
||||||||
и С-130АМ [54J. Сплав Ti-6A1-4V, |
за |
|
|||||||
каленный |
в воде после |
выдержки |
в |
|
|||||
течение |
|
двух |
часов |
при |
950°, |
имел |
Фиг. 41. Кривые выносливости |
||
предел |
|
прочности |
117 |
кг-мм- |
и |
силана H-GA1-4V: |
|||
предел |
выносливости |
68 |
кг мм-, |
а |
/ —закаленный; 2—отожженный |
||||
после |
отжига |
при |
700° |
в течение |
|
двух часов — соответственно 100 |
и 58 кг'мм- (фиг. 41). |
|
|
||||
Сплав С-130АМ после закалки имеет |
предел |
выносливости |
|||||
на гладких образцах свыше 74 кг!мм-, |
а на надрезанных |
(угол |
|||||
надреза 6(В и радиус 0,1 |
мм) около |
32 |
кг!мм-. |
После отжига |
|||
|
|
этот |
сплав имеет меньший |
||||
|
|
предел выносливости, а имен |
|||||
|
|
но: на гладких образцах не |
|||||
|
|
многим более 63 кг!мм- |
и при |
||||
|
|
наличии надреза только |
около |
||||
|
|
23 кг мм- (фиг. |
42). |
|
|
||
|
|
Таким образом, упрочнение |
|||||
|
|
титановых сплавов при помощи |
|||||
|
|
закалки существенно повышает |
|||||
|
|
предел выносливости их как на |
|||||
|
|
гладких, так и на надрезанных |
|||||
|
|
образцах. |
|
|
|
||
Фиг. 42. Кривые выносливости |
сплина |
Усталостная |
прочность |
ти |
|||
СШАМ: |
|
тановых |
сплавов сильно |
сни |
|||
/ з а каленный; .2— отожженный; а —глад- |
жается |
при фрикционной |
|
кор |
|||
- .кие образцы; <5—надрезанные |
розии. В сообщении Американ |
||||||
|
|
ского общества |
испытания |
ма |
териалов [27] приводятся данные по усталостной прочности сплава RC-130B в условиях фрикционной коррозии. Испытания проводи лись на эксцентриковой машине. Образцы зажимались в приспособ ление, которое было снабжено сменными губками из магния, алюми ниевых сплавов, меди, латуни, исследуемого титанового сплава и стали различной твердости. В процессе испытания закрепленный ко нец образна в результате действия изгибающих напряжений имел
4 Н. М. Пульцин |
49 |