ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
строя (коррозируются) через весьма непро должительное время. Имеются случаи, когда газопровод протяженностью около 1,5 км прокоррозировался еще до окончания его строи тельства.
Такая повышенная аварийность стальных трубопроводов объясняется наличием в земле блуждающих токов от электрифицированного железнодорожного транспорта (трамвай, же лезные дороги, метро) и содержанием в грун те вредных химических реагентов, ускоря ющих коррозию.
Борьба с электрохимической коррозией ве дется повышением качества и проверкой на дежности изоляции, а также оборудованием различных электрозащитных устройств, отво дящих опасные электрические токи от защи щаемого трубопровода в безопасные зоны.
В зависимости от коррозионных свойств грунта решаются конструкция изоляции (нор мальная, усиленная и весьма усиленная) и схема электрозащиты (катодная, дренажная, протекторная и комплексная).
Так как трубопроводы часто укладываются недалеко друг от друга, широко применяет ся совместная защита подземных коммуника ций.
Для трубоукладчика комплекс работ по электрозащите состоит из следующих работ:
устройство различных металлических заземлителей;
устройство различных перемычек между параллельно прокладываемыми и пересекае мыми трубопроводами;
об
устройство изолирующих фланцев и раз личного типа прокладок, изолирующих трубо провод и его конструкции от контакта с грун том.
4.УСТАНОВКА СЕТЕВЫХ СООРУЖЕНИЙ
ИУСТРОЙСТВ
На газовых и тепловых сетях применяется довольно широкая номенклатура сетевых уст ройств, фасонных частей, арматуры и конт рольно-измерительных приборов (КИП).
Часто в погоне за выполнением основного «погонажа» (укладки трубопровода) проклад ка вводов, установка арматуры, сооружение камер, колодцев остаются невыполненными и в последующем производятся путем «врезки» в уложенный ранее трубопровод. Такой метод работы должен быть категорически запрещен; ни организационно, ни технически он не оправ дан. В этом случае нарушается нормальный ритм работ, искусственно увеличивается фронт работ, увеличивается количество сварных сое динений, выполняемых в траншее, засоряется уложенный трубопровод.
Необходимо работы организовать комплек сно, опережая строительными работами (ниж ние элементы колодцев, камер, каналов), ук ладку трубопровода вести с одновременной установкой соответствующих устройств. Лишь установка контрольных трубок, коверного хо зяйства производится после засыпки основной трассы.
При опускании, установке и рихтовке сетевых устройств используется то же
57
подъемное оборудование, что и при укладке труб; лишь такелажные приспособления долж ны обеспечивать правильность положения за хватов и сохранность арматуры собранных узлов и конструкций. При укладке трубопро водов их повороты можно выполнить гнутьем труб или вваркой соответствующих фасонных частей.
При строительстве магистральных трубо проводов используются специальные мощные передвижные трубогибочные установки; в го родских условиях их применение нерациональ но, и гораздо эффективнее использование фа сонных частей промышленного изготовления или гнутых и сварных отводов, изготовленных на производственных базах строительно-мон тажных организаций.
При изготовлении сварных отводов на ме сте производства работ должна быть обеспе чена тщательная подготовка кромок и обра ботка фасок секторов, из которых сваривают ся отводы.
5. УСТРОЙСТВО И МОНТАЖ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СООРУЖЕНИЙ
Если при строительстве городских газовых сетей количество колодцев не превышает 1— 2 на 1 о трассы (до 3 мъ сборного железобе тона на 1 км), то при сооружении тепловых сетей, в особенности при канальной проклад ке, объем сборного железобетона доходит до 1500 мг и более на 1 км трассы, а количество камер—до 13—15 единиц.
58
При строительстве газовых и тепловых се тей используются следующие сборные желе зобетонные конструкции:
колодцы для газопроводов; камеры для теплосетей;
дренажные (канализационные) колодцы; каналы для теплосетей; элементы углов поворота каналов;
элементы ниш — каналов для П-образных компенсаторов;.
коллекторы для совмещенных прокладок; несущие конструкции опор теплосетей; опорные подушки для каналов теплосетей; опорные подушки для коверов; опознавательные столбы; столбы с контрольными трубками;
железобетонные трубы для перепуска воды и дренажа;
дренажные трубы из крупнопористого бе тона;
регулировочные бетонные камни под чу гунные люки.
При установке объемных сборных железо бетонных колодцев и камер используются специальные траверсы и захваты, приспо собленные к монтажным петлям этих кон струкций.
Установку нижних элементов сборных же лезобетонных конструкций следует осуществ лять на тщательно подготовленное и сплани рованное основание. Пренебрежение этой ра ботой приводит к осадке сооружения, нару шению изоляции трубопровода в месте прохо да через стенки камеры (колодца). По этой же причине необходимо в полном соответствии
59
с проектным решением очень тщательно выполнить установку футляра (гильзы) и саль ника.
При сборке фланцевых соединений особое внимание должно быть уделено правильности установки прокладок (ее материал, толщина, наружный и внутренний диаметр), порядку установки и последовательности затяжки бол тов. Также с соблюдением соответствующего порядка производится сборка и резьбовых со единений.
При монтаже сборных железобетонных конструкций необходимо обеспечить:
устройство надежного и прочного основа ния— постели и соблюдение его проектных отметок;
применение подъемных устройств и таке лажных приспособлений, соответствующих ве су конструкции и расположению монтажных петель;
надежную герметизацию стыков отдельных элементов;
правильное устройство футляров и саль ников в месте прохода труб через стенки ка мер с обеспечением допустимой осадки соору жений;
при неблагоприятных гидрогеологических условиях соответствующую гидроизоляцию на ружной поверхности камеры.
После сооружения нижней части камер в них осуществляется монтаж опорных конст рукций (рис. 20), установка запорной арма туры, компенсаторов, КИП и электроизолиру ющих устройств.
60
6.ИСПЫТАНИЕ, ПРОМЫВКА
ИСДАЧА ТРУБОПРОВОДОВ
Испытания трубопроводов являются завер шающей стадией строительства — по существу, проверкой готовности всего строительного комплекса к нормальной эксплуатации.
Безопасная и бесперебойная эксплуатация подземных газовых и тепловых сетей обеспе чивается систематическим пооперационным контролем всех производственных операций и проверкой специальным технадзором отдель ных работ в процессе строительства.
Поэтому трубоукладчику постоянно прихо дится сталкиваться (и зачастую принимать участие) в следующем комплексе проверок:
правильности разбивки осей сооружений; правильности отметок и уклонов трубопро
вода; предельно допустимых разрывов со смеж
ными и пересекаемыми сооружениями в про цессе укладки труб;
надежности и качества постели и основа ний;
качества подготовки стыков под сварку; положения трубопровода в плане и про
филе; целостности, сохранности и качества изоля
ционных покрытий труб и сварных соедине ний;
правильности установки фасонных частей и устройств, а также действия рабочих орга нов арматуры и компенсаторов;
чистоты, прочности, плотности и проходи мости готового трубопровода, а по дренажным
безнапорным трубопроводам — наличия нор мального тока воды.
Систематически должна проводиться и со ответствующая проверка качества поступаю щих на объект материалов, изделий, конст рукций, узлов и деталей.
Проверка фланцевых и резьбовых соеди нений осуществляется в процессе испытания трубопровода осмотром и обмыливанием этих соединений.
Нормы, порядок и условия испытаний га зопроводов и теплосетей различны и регла ментируются соответствующими СНиП.
Газопроводы обычно испытываются сжа тым воздухом; в ряде случаев — при большой протяженности, больших диаметрах и давле ниях и отсутствии мощных компрессоров — разрешается испытание газом от газопроводов высокого давления с соблюдением особых ме роприятий по безопасности этих испытаний.
Отдельные участки газопроводов (надзем ные и подводные переходы высокого давле ния) полагается испытывать водой, хотя в из вестных случаях допускается замена и на воздушные испытания с соблюдением допол нительных мероприятий по технике безопас
ности.
Теплосети могут испытываться воздухом и водой, причем предварительные испытания ра циональнее производить воздухом. Оконча тельные же испытания, неизбежно связанные с промывкой, лучше производить водой.
Испытательные давления зависят от усло вий прокладки, рабочего давления и принима ются по табл. 9.
63
Т а б л и ц а 9
Испытательные давления трубопроводов в K f j c M 2
|
|
Виды испытаний |
|
||
Характеристика |
воздухом |
водой |
|||
Рабочее |
|
|
|
||
и назначение |
|
|
|
||
давление |
|
|
|
||
трубопровода |
на |
на |
на |
||
на проч |
|||||
|
1 плот- |
проч |
плот |
||
|
ность |
[ ность |
ность |
ность |
|
|
|
По д з е м н ы е
га з о п р о в о д ы
Низкого |
давления |
|
|
|
|
|
дворовые . . . . |
До 0,03 |
1.00 |
0,20 |
— |
— |
|
уличные............... |
> 0,05 |
3,00 |
1,00 |
— |
— |
|
Среднего |
давления |
0,05-3,00 |
4,50 |
3,00 |
__ |
__ |
Высокого |
> . . |
3,00-6,00 |
7,50 |
6,00 |
__ |
— |
То ж е ............... |
6,00-12,00 |
15,00 |
12,00 |
— |
— |
На д з е м н ы е
ип о д в о д н ы е
га з о п р о в о д ы
Низкого |
давления |
До 0,05 |
3,00 |
|
1,00 |
3,00 |
1,00 - |
Среднего |
> . . |
0,05-3,00 |
4,50 |
|
3,00 |
4,50 |
3,00 |
Высокого |
> . . |
3,00-6,00 |
7,50 |
|
6,00 |
7,50 |
6,00 |
То же ...................... |
6,00-12,00 |
15,00 |
|
12,00 |
15,00 |
12,00 |
|
Т е п л о п р о в о д ы |
|
|
|
|
|
|
|
Прямая труба . . . |
По проекту |
С коэффи- |
В два |
С коэ зфици- |
|||
|
|
|
циентом |
этапа: |
ентом |
||
|
|
|
1,25 от ра- |
на 0,50 |
1,25 от рабоче- |
||
|
|
|
бочего, |
но |
на |
го, но не менее |
|
|
|
|
не менее |
3000 мм |
|
16,00 |
|
Обратная труба . . |
По проекту |
16,00 |
вод. cm. |
С коэффици- |
|||
С коэффи- |
То же |
||||||
|
|
|
циентом |
|
ентом |
||
|
|
|
1,25 от |
ра- |
|
1,25 от рабоче- |
|
|
|
|
бочего, |
но |
|
го, но не менее |
|
|
|
|
не менее |
|
|
10,00 |
|
|
|
|
10,00 |
|
|
|
П р и м е ч а н и е . При снятии показателей манометра в начале и конце испытаний воздухом необходимо вносить поправки на изме нение барометрического давления атмосферы.
64