ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ИООСТ БЮРГИ (1552—1632)
Г. К. ОСТАПОВ
ЛОГАРИФМЫ
Aritmctifc^fenbGcomctrifc^cProgrefs
Cdbuttn/fembt grunbficb«ftt»nrtrrichr/B>i»fokbfnuqticb
inalUrliy Л»фгщпдт juaibrAuixn/enb mrftaneuMVttUn (cl.
Qa.-/£. f'l * |
u ^ iii Л' |
/?) |
здашодзд
0 cb n icf(/^ n tor 2((tm © tato p ra g / fccp p an !
? ____ «♦"^KHttaiUnivtrfittt tSttcbtniittn/^m^abt/1 < jo. |
и |
c^XrJ^ v «4yq^xwow.^cunixcccro^Xibaxxxwyonoayocxy^LiiMW uonvw fi
Издательство „Вышэйшая школа“ Минск 1968
W Z |
6 r . . |
-J- |
■-Ц; Л =\ |
i |
|
.-.чн.у 4^ < |
Д ao ;- |
- |
J 3 7 _ |
|
"Ш б |
О 76 ®стапов Г. К.
Логарифмы. Минск, «Вышэйш.
школа», 1968. 228 с. с илл.
В книге содержится краткая история логариф мов и показательной функции, рассматриваются иррациональность и трансцендентность чисел е
и я, теория показательной и логарифмической функций, даются методы вычисления логарифмов, методическое руководство по преподаванию лога рифмов и показательной функции в средней школе.
2- 2-2
62-68
51(09)
В настоящей книге рассматривается история логарифмов и показательной функции, иррацио
нальность и трансцендентность чисел е и х, те |
|||
ория |
показательной и логарифмической функций |
||
в алгебре и математическом анализе, методы |
|||
вычисления логарифмов, |
дается |
исторический |
|
обзор |
методов изложения |
теории |
логарифмов |
в литературе и методическое руководство по преподаванию показательной функции и лога рифмов в средней школе.
Следует отметить, что полное изложение этой темы отсутствует в существующей литера
туре, освещаются только |
отдельные вопросы, |
но неполно, отрывочно. |
Историю логарифмов |
многие авторы доводят лишь до 17 в., мотиви руя тем, что дальше история логарифмов вхо- 5
дит в историю анализа и поэтому довольно сложно дать дальнейшее ее освещение. Несмот ря на эту трудность, мы сделали попытку до вести историю логарифмов до 19 в.
Вработе дается логически строгое и полное изложение теории показательной и логарифми ческой функций, базирующееся на теории пре делов и теории иррационального числа, которое мы рассматриваем как бесконечную непериоди ческую десятичную дробь. Такое определение иррационального числа мы берем потому, что оно знакомо учителям и учащимся средней школы.
Вкниге дается описание одного из совре менных методов изложения теории в математи ческом анализе: когда логарифм определяется при помощи интеграла, а показательная функ ция рассматривается как обратная логарифми ческой. На рассмотрении этого метода мы оста новились потому, что он мало известен, хотя является наиболее простым и наглядным.
Большое внимание уделено рассмотрению элементарных способов приближенного вычисле ния логарифмов, так так многие учителя мате
матики средней школы не |
знакомят учащихся |
с этими методами, вполне доступными учащим |
|
ся, объясняя это тем, что |
вычисление логариф |
мов можно провести лишь при помощи высшей |
|
6 математики, что, конечно, |
неверно. |
При изложении элементарных методов вы числения логарифмов в книге даются методи ческие указания о том, в каком объеме п для какой работы в школе может быть использован каждый из них.
В элементарной алгебре одним из наиболее трудных с методической точки зрения является раздел, изучающий теорию показательной и ло гарифмической функций. При изложении этой теории учителя часто допускают ряд догмати ческих утверждений, предлагая учащимся при нять все объяснения на веру, не подтверждая их какими-либо логическими соображениями. Очень часто учителя не понимают значения учения о логарифмах, считая, что логарифмы необходимы только для упрощения числовых
вычислений. |
Они |
забывают при этом о той ро |
||
ли, которую |
играет |
логарифмическая |
функция |
|
в физике, химии |
и |
других науках, |
не говоря |
|
уже о роли ее в |
современной математике. |
При написании работы был учтен опыт пре подавания лучших учителей, ряд вопросов про верялся в процессе преподавания в школе ав тором, а также студентами-практикантами на протяжении многих лет.
Автор выражает глубокую благодарность члену-корреспонденту АПН СССР доктору фи зико-математических наук И. С. Бровикову, кандидату педагогических наук В. Г. Прочу- 7
хаеву и кандидату физико-математических наук П. Н. Князеву за просмотр рукописи и заме чания.
Отзывы о книге просьба направлять по адресу: Минск, ул. Кирова, 24, издательство «Вышэйшая школа».
Глава I
История логарифмов и показательной функции
Историческое значение § 1. введения логарифмов
Логарифмы были введены в начале 17 в. одновременно двумя математиками — Непером и Бюрги. Открытие логарифмов обусловлива лось требованиями эпохи. Это было время ве ликих географических открытий, освоения новых земель с целью использования их природных богатств. Быстро развивалась астрономия, ма тематические дисциплины. Еще в 15 в. немец кий математик Региомонтан составил таблицу
тригонометрических |
величин |
с семью знаками, |
|
а в 16 в. немецким |
ученым |
Ретикусом |
были |
разработаны таблицы тригонометрических |
вели |
чин с 10 знаками через каждые 10". Во многих случаях пользование такими таблицами стано вилось трудным, а то и практически невозмож ным, так как приходилось производить боль шое количество действий с многозначными чи
слами. |
тригонометрии |
дало астрономии |
|
Развитие |
9 |
||
практическое |
средство для |
вычисления — так |
называемый простаферетический метод. При по мощи этого метода умножение, которое погло щало много времени, было заменено сложением или вычитанием. Однако этот метод был сло жен, а развивающаяся астрономия требовала новых, более эффективных средств, которые дали бы возможность оперировать с большими числами.
Таким образом, техника вычисления отставала от требований астрономии и других наук. Вве дение логарифмов снимало это противоречие: операции высшей ступени (умножение и деле ние) удалось свести к операциям низшей сту пени (сложению и вычитанию). Логарифмы да вали возможность за несколько часов выполнить работу, на которую раньше требовались целые месяцы.
Впервые логарифмами, удлиняющими, по выражению Лапласа, жизнь астрономов, во спользовался немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571 — 1630) при составлении астрономических таблиц.
|
Математическая |
проверка |
гипотез |
требовала |
||
|
от Кеплера больших знаний по стереометрии, |
|||||
|
знакомство с коническими сечениями, умения |
|||||
|
пользоваться бесконечно малыми величинами, |
|||||
|
владения вычислительной техникой. Кеплер со |
|||||
|
действовал |
прогрессу вычислительных |
методов |
|||
|
своей работой «Тысяча логарифмов», вышедшей |
|||||
|
в 1624 г. Логарифмами он пользовался при об |
|||||
|
работке изданных в 1627 г. |
«Рудольфовых таб |
||||
|
лиц», основанных на наблюдениях |
выдающегося |
||||
|
датского астронома Тихо Браге (1546—1601). |
|||||
10 |
Отметим, |
что в |
начале |
17 в., |
когда были |
введены логарифмы, десятичные дроби, хотя н были известны, но не вошли во всеобщее упот ребление. Тогда не существовало понятия о три гонометрических функциях, а рассматривались лишь тригонометрические линии в круге, где радиус выражался высокой степенью десяти (великий математик Эйлер первый ввел вместо тригонометрической линии ее отношение к ра диусу).
Не было в то время и понятия о степени, а тем более о показателе степени. Таким обра зом, не могло быть речи об основании лога рифмов. Тем не менее логарифмы были открыты и вычислены.
Трудно сейчас представить, как без помощи логарифмов можно производить колоссальные вычисления, с которыми приходится иметь дело в астрономии и других науках.
Для вычислительной практики значение ло гарифмов столь велико, что их открытие можно поставить рядом с изобретением десятичной системы нумерации.
С теоретической точки зрения введение по нятия логарифма как новой функциональной связи между переменными имело исключительно большое значение для развития анализа беско нечно малых.
В дальнейшем изложении мы рассмотрим несколько подробнее технику вычислений до введения логарифмов, а также зарождение пер вых идей о логарифмах, после чего перейдем непосредственно к самой истории логарифмов.
§ 2. Техника вычислений до введения логарифмов
До введения логарифмов при тригонометри ческих вычислениях старались избегать действия умножения и заменяли его сложением или вы читанием.
Еще в средние века были известны следую щие формулы:
sin а • sin р = -i- [cos (а — [3) — cos (а + Р)],
cos а• cos р = -i- [cos (а ■— (3) -f cos (а + f3)].
Применялись эти формулы при вычислениях. Способ, основанный на этих формулах, получил название простаферетического метода.
Как видим, основой простаферетического метода является сведение умножения к сложе
нию или вычитанию. Эта |
идея позднее |
легла |
||
в основу логарифмических |
вычислений |
метод |
||
Первоначально |
простаферетический |
|||
употреблялся только |
в тех |
случаях, |
когда пе |
|
ремножались синусы |
или косинусы, |
но в даль |
нейшем этот метод получил более широкое при менение. Так, в тригонометрической работе Ти
хо Браге большая |
часть |
правил |
для решения |
|
треугольников |
дана в простаферетической фор |
|||
ме. Например, |
правило |
для вычисления сторо |
||
ны а сферического |
треугольника |
по двум сто |
||
ронам b и с и углу А имеет следующий вид: |
||||
cos й — |
[cos (b — с) + (cos (b + с) — |
|||
12 |
— cos (b -f c)) cos А]. |
|