Файл: Мазепа Б.А. Опыт автоматизации добычи нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческом режиме эксплуатации включение, реверсирование и оста­ новка электродвигателя производятся автоматически, без вмеша­ тельства обслуживающего персонала. При полуавтоматическом режиме спуск скребка производится оператором,, после чего

лебедка включается на подъем (замыканием контактов РВ), при достижении скребком верхнего положения электромотор отклю­ чается автоматически. Ручным приводом пользуются при отклю­ чении электроэнергии.

Рис. 2. Электрическая схема лебедки АДУ-1.

1 — электродвигатель трехфазного тока с короткозамкнутым ротором;

ТР — тепловое

реле; КМВ и КМН — контакты магнитных пускателей хода «вверх»

и хода «вниз»;

ПР — предохранители; Щ и П2 — контакты пакетных выключателей; МВ и МН — ка­ тушки магнитных пускателей хода «вверх» и хода «вниз»; БМВ блок-контакт магнит­ ного пускателя хода «вверх»; BMHj и БМНг — блок-контакты магнитного пускателя хода «вниз»; РВ и PH — контакты реверса на ход «вверх» и «вниз»; КП-150 и КП1-150—

контакты перегрузки проволоки; К-5 и Kj-5 — контакты ослабления проволоки; КРВ— контакт реле времени; АР — катушка аварийного реле; HPAi, КРАа, КРАз, HPAtКРАь — нормально замкнутые и нормально открытые контакты аварийного реле; СЛ — сигнальная лампа; ЗС — звуковой сигнал; Кс — кнопка «стоп»; Кп — кнопка «пуск»;

СД — синхронный двигатель; А, В, С, О — провода сетевого питания.

< В разработанных КБ А1? новых лебедках АДУ-2, являющихся улучшенным вариантом АДУ-1, предусматривалось некоторое изменение электрической схемы, в частности замена реле РВ-4

на РВ-5, и замена концевого выключателя с механическим при­ водом на индукционную катушку ДИ-3 с небольшим изменением в самой конструкции лебедки. Однако ввиду того, что стоимость лебедки АДУ-2 оказалась намного выше стоимости АДУ-1 при сравнительно небольших преимуществах, завод-изготовитель (машиностроительный завод им. Сталина, г. Ишимбай) продол­ жает выпускать лебедки АДУ-1, которые в комплекте с индукци­ онной катушкой ДИ-3 условно называются установкой АДУ-2.

9


Отключающее приспособление автоматической депарафини­ зационной установки АДУ-1 не всегда обеспечивает надежную работу, особенно в зимние периоды. Применяемая при этом про­ волока в качестве тяги между ограничительным кольцом верхнего

хода скребка и рычагом отключения электродвигателя мешает обслуживающему персоналу и создает неудобства при эксплуата­ ции. При такой системе в лубрикаторе делается дополнительное

сальниковое устройство для пропуска тяговой проволоки. Нали­ чие же ограничительного стакана в лубрикаторе вызывает допол-

Рлс. 3. Индукционный датчик ДИ-3.

нительные затраты времени при профилактике скребков, смене лубрикатора, сальника и т. д. Иногда наблюдаются случаи заклинивания ограничительного стакана в лубрикаторе, что

приводит к новым потерям времени. Применение индукционных катушек ДИ-3 полностью исключает неудобства, вызываемые механическими концевыми выключателями.

Индукционный датчик ДИ-3 (рис. 3) конструкторского бюро

КБ АТ, изготовляемый заводом «НеАтеавтоматика» Башсовнар-

хоза и поставляемый на промыслы Татарии, состоит из цельно­ литого стального корпуса 1 с фланцами для крепления на фон­ танной арматуре. На внутренней стальной трубе из нержавеющей антимагнитной стали 3 надета индукционная катушка 2, состоя­ щая из 1000—1200 витков медного провода диаметром 0,8 мм.

Для обеспечения герметичности в верхней части фланец 6 имеет

уплотнительные кольца 4 и нажимную гайку 7. Уплотнительными кольцами из фторпласта окончательно герметизируется простран­ ство индукционной. катушки, внутренняя полость которой запол­ няется трансформаторным маслом. Отводы 5 от индукционной

катушки подсоединены к герметизированной муфте 8, к которой

10

подведен кабель от места установки лебедки. На индукционную катушку подается напряжение 24—36 в.

Применение катушек с 1957 г. более чем на 30 скважинах подтвердило их надежность и отличную работоспособность.

Автоматическая депарафинизационная установка АДУ-3

Партия лебедок АДУ-3 конструкции КБ АТ успешно прошла испытания на ряде скважин и подготовляется к серийному производству.

Установка АДУ-3 также предназначена для очистки лифтовых труб фонтанных скважин от парафина при помощи скребков,

спускаемых на проволоке в скважину через лубрикатор с сальни­

ковой головкой. От лебедок АС-1, АДУ-1, АДУ-2 она отличается конструктивно и электрической схемой.

Установка (рис. 4) состоит из лебедки с электродвигателем 1; концевого выключателя 2, представляющего собой индукционный датчик ДИ-3, устанавливаемый на фонтанной арматуре; панели управления с реле времени 3; оттяжного ролика 4, направляю­ щего скребковую проволоку от лубрикаторного ролика на барабан лебедки.

Основные конструктивные особенности лебедки следующие. (рис. 5). Вал электромотора лебедки 1 связан непосредственно с червячным валом редуктора специальной мягкой муфтой 2, заменяющей клиноременную передачу, имеющуюся в предше­

ствующих конструкциях. Ручное торможение барабана лебедки осуществляется при помощи специального тормозного устройства.

11


Барабан лебедки свободно посажен на выходной вал редуктора,

вращение от которого воспринимает через шестерню 5, сидящую жестко на вале; шестерня имеет с одной стороны зубцов скосы,

Рис. 5. Лебедка АДУ-3.

обеспечивающие свобод­ ное проворачивание ба­ рабана лебедки в одну

сторону, и жесткую связь

барабана с валом в про­ тивоположную (работа по

типу трещотки).

Лебедка имеет уклад­

чик проволоки и счетный

механизм.

Лебедка АДУ-3 ра­ ботает следующим обра­

зом.

Исходное положение скребка верхнее. При срабатывании реле вре­

мени начинает вращаться электромотор. Вал редуктора вра­ щается против часовой стрелки. Происходит спуск скребка. Если скребок с контргрузом остановится в подъемных трубах по какой-либо причине, вращение барабана лебедки прекратится, хотя вал редуктора и будет проворачиваться. В результате этого полностью исключается спутывание проволоки. При достижении

12

скребками заданной глубины контактная гайка 13, дойдя до микро­ переключателя 14, установленного на соответствующем делении шкалы, переключает лебедку со спуска на подъем. Счетное устрой­ ство исключает необходимость напайки на скребковой проволоке ограничителя хода. Проволока на барабан укладывается при помощи устройства 12, приводимого в движение от вала с левой и правой ленточными нарезками. За каждый оборот барабан

Рис. 6. Электрическая схема лебедки АДУ-3.

1 — электродвигатель трехфазного тока с короткозамкнутым ротором; ТР — тепловое реле; КМВ и КМН — контакты магнитных пускателей хода «верх» и «вниз»; ПР — пре­ дохранители; П] и Пг — контакты пакетных выключателей; МВ и МН — катушки маг­ нитных пускателей хода «вверх» и хода «вниз»; БКВ и БКН — блок-контакты магнитных

пускателей хода «вверх» и хода «вниз»; РВ и рн — контакты реверса на ход «вверх» и «вниз»; КП-100 и КП1-100контакты перегрузки проволоки; КО — контакты ослаб­ ления проволоки; КРВ и КРВ1 — контакты реле времени; АР — катушка аварийного

реле; KPAi, КРА2, КРАз, KPAi, KPAg — нормально замкнутые и нормально открытые

контакты аварийного реле; Kg — кнопка «стоп»; Kj и Кг — кнопки управления; СД — синхронный двигатель; L — индукционная катушка; PC — катушка реле скребка; R — сопротивление; КРС и KPCi — контакты реле скребка; ДП — аварийная цепь на

диспетчерском пункте.

проворачивает пальцем 6 на определенный угол масштабную шестерню 10, связанную с винтом, по которому движется контакт­ ная гайка счетчика.

В верхнем положении скребка лебедка выключается по сигналу от индукционного датчика ДИ-3. Если при подъеме возникают

перегрузки, червячный вал 8 смещается влево и отжимает пру­ жины болтов 9 крышкой 3, контактирующей с микропереклкь чателем 15, заставляет сработать последний, что приводит к от­ ключению двигателя. При спуске скребков вручную оператор

3

13


может притормаживать барабан лебедки 7 рычагом 4. Вращать

барабан лебедки можно при помощи ручки 11, снимаемой в период автоматической работы.

На рис. 6 приведена принципиальная электрическая схема

установки АДУ-3.

Типы сальниковых уплотнений лубрикаторных головок

Механические средства депарафинизации предусматривают

периодический спуск

Рис. 7. Сальниковая го­ ловка жесткой конструк­ ции.

в лифтовые

трубы

различных

скребков

с последующим их подъемом,

что

осу­

ществляется

при помощи

проволоки,

на­

мотанной на барабан лебедки.

 

од­

Скребки,

обычно

два,

крепятся

ним концом

к проволоке,

другим к

утя­

желителю пли грузу. Чтобы обеспечить

быстрое и плавное движение скребков вниз и предупредить подбрасывание их вверх струей восходящего потока и обра­

зование на проволоке петель, приводя­ щих к ее обрыву, под скребками подве­ шивается груз. Скребки с утяжелите­

лем помещаются в специальную гер­

метическую камеру-лубрикатор, устанав­ ливаемую на буферную задвижку. Луб­ рикатор имеет съемную головку, отвин­ чивающуюся при извлечении скребков с утяжелителем. В головке имеется саль­ никовое устройство, пропускающее через

себя проволоку и герметизирующее полость лубрикатора.

При очистке лифтовщх труб скребки спу­ скаются вниз до глубины начала отложений парафина, обычно на 700—800 м, затем

поднимаются вверх и оставляются в лубрикаторе. Таким образом,

только при одной операции по очистке труб через сальник

проходит 1400—1600 м стальной проволоки при скоростях 0,5— 1,0 м/сек, что создает тяжелые условия работы сальника.

Наиболее простой по устройству и изготовлению является сальниковая головка лубрикатора, показанная на рис. 7. К го­ ловке 1, изготовленной из муфты насосно-компрессорной трубы,

приваривается заглушка 2, имеющая гайку 3 для навинчивания головки на лубрикатор 4, и сальниковое гнездо, в которое поме­ щается резиновое, войлочное или из другого материала прокла­

дочное кольцо 5. В сальниковое гнездо ввинчивается винт 6. Винт, прокладка и заглушка имеют центровое отверстие для пропуска проволоки, на которой подвешиваются скребки с утяже­ лителем.

14