ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ОБОРУДОВАНИЕ
АВТОМОБИЛЕЙ
|
ГОС. fl ' |
•1-.С К А Й |
6Т2.1 |
Н А У 4 :!-Т Ъ л |
|
1W14 |
1 _ « » И £ Д и и Tt- |
-a c ; c p |
I L
MS J
Вброшюре кратко описаны устройство, основные неисправности и правила техниче
ского обслуживания электрооборудования оте чественных автомобилей наиболее распростра ненных марок.
Материал изложен в соответствии с ква лификационными характеристиками и програм мой подготовки и повышения квалификации водителей.
Рассчитана на водителей — профессионалов и любителей.
Рецензент
Г. И. Смирнов, инженер
Редакция литературы по вопросам машиностроения и транспорта
Заведующий редакцией инж. М. А. Василенко
П Р Е Д И С Л О В И Е
Значение автомобильного транспорта в народ ном хозяйстве нашей страны непрерывно воз растает.
Задачи повышения производительности и улучшения использования автомобильного парка обязывают водителей и других работников авто мобильного транспорта своевременно произво дить контроль технического состояния автомоби ля, его профилактическое обслуживание и экс плуатационные ремонты.
Общее техническое состояние автомобиля в большой мере зависит от правильной работы и исправности приборов электрооборудования. Установлено, что на их долю приходится 20— 30% неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей.
Правильная эксплуатация и своевременное устранение неисправностей приборов электрообо
3
рудования автомобиля в дороге и в гараже не возможны без твердого знания их назначения, устройства, действия, правил технического обслу живания, регулировки и методов контроля.
Материал, изложенный в брошюре, поможет водителям повысить квалификацию в вопросах устройства и эксплуатации электрооборудования автомобилей.
Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: Киев, 4, Пушкинская, 28, Гостехиздат УССР.
АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
Современные автомобили имеют, в основном, 12-вольтное электрооборудование. Источниками электрической энергии в нем являются аккумуля торные батареи и генераторы, а потребителями— приборы пуска, зажигания, сигнализации, конт рольно-измерительные и дополнительные. Источ ники и потребители электроэнергии соединены между собой, преимущественно параллельно.
Аккумуляторные батареи служат для питания потребителей при неработающем двигателе, в мо мент его пуска и при работе на малых оборотах коленчатого вала.
Автомобильные аккумуляторные батареи бы вают двух типов: свинцовые (кислотные) и желе зо-никелевые (щелочные). Последние тяжелее, больше и дороже, но прочнее, надежнее в работе и долговечнее свинцовых.
СВИНЦОВЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
Свинцовая аккумуляторная батарея состав ляется из 3 или 6 последовательно соединенных аккумуляторов. В первом случае она дает ток напряжением 6 в, а во втором — 12 в.
5
Устройство аккумулятора следующее:
Вобщем баке 7 (рис. 1) имеются отделения
сребрами 1 для опоры пластин, ребра устраняют возможность короткого замыкания пластин шла мом (осыпавшейся активной массой). Баки изго-
Рис. 1. Свинцовая аккумуляторная батарея.
товляют из эбонита, асфальтопековой пластмас сы или специального стекла. В отделениях бака находятся положительные 4 и отрицательные 2 пластины, отлитые в виде решеток из сплава свинца и сурьмы (6—8%).
Решетки пластин заполнены активной массой, приготовленной чаще всего из окисленного свин цового порошка, замешанного на водном раство ре серной кислоты. Такая активная масса рабо тает более длительный срок по сравнению с ак тивной массой, приготовленной из свинцовых окислов (смеси сурика и глета).
6
Пластины прикреплены к бареткам 5, имею щим положительный и отрицательный полюсные штыри 6, изготовленные из сплава свинца с сурь мой. Для повышения емкости 1 и уменьшения внутреннего сопротивления к бареткам привари вают по несколько одноименных пластин, благо даря чему образуются два полублока—полублок положительных и полублок отрицательных плас тин.
Поскольку химические реакции в аккумулято ре происходят, в основном, на поверхности и в глубине активной массы положительных пластин, необходимо, чтобы каждая положительная плас тина находилась между отрицательными, кото рых, таким образом, должно быть на одну больше.
Между положительными и отрицательными пластинами установлены сепараторы 3, преду преждающие их замыкание. Для изготовления сепараторов используется дерево (ольха, кедр, кипарис), комбинация дерева с другими мате риалами (хлорвинилом, стекловолокном), микро пористый эбонит (мипор), микропористая пласт масса (мипласт) или комбинация хлорвинила и стекловолокна с мипором и мипластом.
Деревянные сепараторы обладают хорошей пористостью и дешевле в изготовлении, но‘под действием электролита и повышенной температу ры они обугливаются и быстро разрушаются. Се параторы из мипора, мипласта, хлорвинила и стекловолокна считаются лучшими, так как вы
1 Емкостью аккумулятора называется количество элек тричества, измеряемое в ампер-часах, которое отдает пол ностью заряженный аккумулятор при непрерывной разряд ке в течение 10 часов до падения напряжения до 1,7 в
при температуре электролита 30°.
7
держивают температуру до 70° и имеют малую толщину, благодаря чему снижается электриче ское сопротивление и уменьшаются габариты ак кумуляторов. Одна из поверхностей каждого се паратора имеет ребра, облегчающие доступ элек тролита к положительной пластине и улучшаю щие этим условия для химической реакции. Ком бинированные сепараторы обращены к положи тельным пластинам стороной, изготовленной из хлорвинила или стекловолокна. Такая установка сепараторов улучшает эксплуатационные каче ства аккумуляторов.
Для предохранения сепараторов от поврежде ний при замере уровня электролита сверху плас тин в каждом аккумуляторе установлен предо хранительный щиток, изготовленный из хлорви нила или другого кислотостойкого материала. Крышка 8 аккумулятора изготовлена из эботита или пластмассы. В ней имеются отверстия со свинцовыми втулками для полюсных штырей 5. Заливные отверстия 12 закрыты резьбовыми пробками 10 со специальными резиновыми про кладками и резиновыми втулками 9. В пробках имеются вентиляционные отверстия. Зазоры меж ду крышкой и отделением бака залиты кислото стойкой мастикой, которая не размягчается при температуре до -f- 60° и не трескается на мо розе.
Полюсные штыри отдельных аккумуляторов соединены последовательно наружными перемыч ками 11, изготовленными из свинца с добавле нием к нему 3% сурьмы. При таком соединении напряжение батареи равно сумме напряжений всех составляющих ее аккумуляторов, а ем кость— емкости какого-либо одного из них.
Аккумулятор заливают электролитом, приго
8
товленным в пластмассовой, эбонитовой, фарфо ровой или освинцованной посуде из химически чистой аккумуляторной серной кислоты и дистил лированной воды. Во избежание ожогов серную кислоту необходимо лить тоненькой струйкой в дистиллированную воду и размешивать раствор стеклянной палочкой. Ни в к о е м с л у ч а е н е л ь з я с о с т а в л я т ь э л е к т р о л и т , н а л и в а я в о д у в к и с л о т у .
Удельный вес электролита определяется соот ношением в нем кислоты и дистиллированной во ды (табл. 1). Устанавливается он в зависимости
Таблица 1
Зависимость удельного веса электролита от соотношения составляющих его компонентов
|
Количество |
|
Количество |
Удельный вес |
серной кисло |
Удельный вес |
серной кисло |
ты (удельный |
ты (удельный |
||
электролита |
вес 1,83 при |
электролита |
вес 1,83 при |
при 20° |
20°) на 1 л |
при 20° |
20°) на 1 л |
|
воды, см3 |
|
воды, см5 |
1,10 |
91 |
1,25 |
305 |
U 2 |
112 |
1,27 |
345 |
1,14 |
133 |
1,28 |
365 |
1,16 |
155 |
1,30 |
405 |
1,19 |
191 |
1,31 |
425 |
1,21 |
245 |
1,34 |
495 |
1,24 |
295 |
1,40 |
650 |
от климатических условий, в которых работает аккумулятор (табл. 2).
Выпускается много типов аккумуляторных батарей, применяемых в автомобилях различных марок (табл. 3).
В маркировке аккумуляторных батарей циф ры 3 и 6 указывают число аккумуляторов в ба-
9
|
Таблица 2 |
Удельный вес электролита свинцовых |
аккумуляторов |
в зависимости от климатических |
условий |
Климатические условия |
Период эксплуа |
тации |
Северные |
районы |
Зима |
|
с |
температурой |
Лето |
|
зимой ниже —35° |
|
||
Центральные райо |
В течение |
||
ны с температурой |
всего года |
||
зимой до |
—35° . |
То же |
|
Южные районы . . |
Плотность электро лита, приведенная к 20°
заливаемого |
Я |
|
перед первым |
« |
|
зарядом |
О |
|
Батареи с де- | ревянными сепараторами |
Батареи с се параторами из мипора и мипласта |
в конце перво; ряда |
1,34 |
1,28 |
1,31 |
1,30 |
1,24 |
1,27 |
1,30 |
1,24 |
1,27 |
1,28 |
1,22 |
1,25 |
П р и м е ч а н и е . Батареи могут выпускаться как с разряженными, так и с заряженными пластинами. Сухо заряженные батареи заливаются электролитом, имеющим такую же плотность, как и в конце первого заряда.
тарее, буквы СТ — что батарея стартерная; чис ло, стоящее после букв, обозначает номинальную емкость батареи в ампер-часах при 10-часовом непрерывном режиме разрядки и температуре электролита 30°.
К полной маркировке добавляются буквы, указывающие материал бака и сепараторов: Э- эбонит, П-бак из асфальтопековой массы, с кис лотостойкими вставками. В-бак асфальтопековый без вставок, Д-сепараторы из дерева. ДС-дерево ео стекловолокном, М-мипор или мипласт, МС-
Ю