Файл: Знаменский М.Е. Геометрические фигуры в технических формах пособие для учителей средней школы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
3
Фиг. 194.
Фиг. 195.
5
I
Фиг. 196.
движение (продольное перемещение). Вся бабка также может иметь продольное перемещение и закрепляться в нужном положении планкой (9) и болтом (10). Рукоятка (5) служит для закрепления центра (3).
Узел имеет разнообразные поверхности: цилиндрические, ко нические, шаровые, винтовые, кольцевые, а также параллелепи педы, пересеченные различными плоскостями и поверхностями.
На фигуре 197 представлен еще один узел токарного станка — суппорт. Суппорт предназначен для крепления режущих
инструментов — резцов.
Этот механизм дает возможность перемещать резец в различных направле ниях, необходимых при обработке детали на станке. Верхняя часть суппорта слу жит для крепления резца. Рукоятка (3) дает перемещение салазкам (2) по направ ляющим поворотной части. При вращении рукоятки (10), резцу придается по перечное движение, а при вращении маховичка (9) нижние салазки (4) переме щаются по станине станка и придают резцу продольное движение.
В этом узле можно видеть следующие поверхности: цилиндри
ческие, шаровые, винтовые, кольцевые, прямоугольные парал
лелепипеды и др.
На фигуре 198 изображен кусок железнодорожного рельса. Рельс образован цилиндрическими поверхностями, переходящими в разнообразные плоскогранные поверхности.
На фигуре 199 приведен пример из металлургической промыш ленности.
Как известно, чугун выплавляется из руды в специальных печах, называемых доменными.
При сгорании топлива в доменной печи образуются газы, которые носят на звание колошниковых. Для очистки этих газов от пыли и использования их для подогрева вдуваемого в доменную печь воздуха, а также и для других целей, например для нагревания котлов, применяют специальные устройства, называемые газоочистителями. В предлагаемом примере приведена (частично) установка сухой газоочистки колошниковых газов. Через трубу (А) колошнико вые газы попадают в резервуар (В), где наиболее тяжелые частички пыли падают в нижнюю часть и через отверстие (D) высыпаются в вагоны и транспортируются по назначению. Газы, находящиеся в резервуаре, поднимаясь вверх, уходят через трубы (С) для дальнейшей очистки.
Это устройство (высотой более 20 метров) состоит из цилиндри ческих, конических и кольцевых поверхностей.
На фигуре 200 изображен воздухонагреватель —
аппарат для подогрева чистого воздуха, вдуваемого в доменную печь (подогретый чистый воздух усиливает сгорание топлива в печи и тем самым ускоряет плавку руды).
Через газопровод (А) очищенные колошниковые газы в смеси с чистым воз духом попадают в специальную горелку и после сгорания поднимаются через канал (К); затем проходят через полусферическую верхнюю часть воздухонагре вателя и попадают в камеру (С). Камера (С) имеет кирпичную «насадку» (кир пичи положены так, что имеют каналы для прохода газов), проходя через которую
9 М. Е. Знаменский |
129 |
Фиг. 197.
9*
колошниковые газы нагревают ее, а затем через газопровод (D) и дымовую трубу выходят наружу. Когда кирпичная насадка нагрета, через воздухопровод (Е) вдувают чистый воздух, который, пройдя кирпичную «насадку», нагревается и че рез канал (К) и газопровод (В) поступает в доменную печь.
Фиг. 200.
Воздухонагреватель в основном состоит из цилиндрических и шаровых поверхностей. Учащимся можно предложить дополни тельно такие вопросы: как строятся линии пересечения цилиндри ческих поверхностей ? Как учащиеся представляют форму канала К?
Как строится третья проекция |
воздухонагревателя |
с разрезом |
|
и без разреза1? И др. |
вагонетка, |
с |
помощью ко |
На фигуре 201 представлена |
|||
торой происходит загрузка доменной печи рудой, |
топливом (кокс) |
и флюсами (известняк и др.). Такая вагонетка поднимается по
рельсам под углом примерно в 50° до колошниковой площадки,
где |
опрокидывается, высыпая содержимое |
в доменную печь (по- |
1 |
Третья проекция выполняется схематично без |
деталей |
132
средством специального загрузочного аппарата). На рисунке внизу
(фиг. 201, А) вагонетка поставлена под загрузку, а на рисунке вверху (фиг. 201, В) вагонетка изображена на колошниковой пло
щадке опрокинутой. Основная часть вагонетки состоит из много гранника, нижняя часть которого оканчивается цилиндрической поверхностью.
12. СЛОЖНЫЕ МАШИНЫ И СООРУЖЕНИЯ
Рассмотрев геометрические фигуры в простых предметах и в
несложных технических деталях и узлах, |
можно перейти |
к бо |
||
лее сложным техническим |
объектам. В приведенных примерах |
|||
подлежат изучению те лишь части технического |
объекта, |
кото |
||
рые являются основными и |
хорошо видимы |
на |
чертеже и рисун |
ке. Здесь также, прежде чем перейти к определению геометри ческих тел, необходимо ознакомить учащихся с объектом, рас сказать о его назначении и применении. Пояснения должны носить лаконичный характер. Преподаватель должен остановить
133
внимание учащихся на основных частях объекта и показать связь между этими частями не рассматривая более мелкие детали.
Чертежи на всех примерах представлены схематично, так как,
во-первых, выполнены слишком мелко, а во-вторых, чертежи более
подробные вызывали бы затруднения у преподавателя и учащихся при их разборе.
Перейдем к рассмотрению примеров.
На фигуре 202 изображена подземная станция «Сокол» Мос ковского метрополитена. Такая станция в конструктивном от ношении в основном представляет собой цилиндрические поверх
ности. Основные два цилиндра (горизонтально расположенные)
пересечены горизонтальными плоскостями а(а2) и рф2). Плоскость а(а2) определяет расположение рельсовых путей, плоскость |3([32)—
уровень перрона. На протяжении всей длины станции горизонталь ные цилиндры пересекаются вертикальными цилиндрами, образуя линии взаимного пересечения.
Основные цилиндры расположены между собой настолько близ ко, что при пересечении их вертикальными цилиндрами образуются
опоры, имеющие в нижней своей части квадратное сечение (примерно около 1 м2). Такие опоры поддерживают потолочное перекрытие станции. Верхние части вертикальных цилиндров оканчиваются сферическими поверхностями.
На фигуре 203 приведено изображение элеватора.
Элеватор представляет собой огромное в основном железобетон ное сооружение. Являясь хранилищем для зерна, он оборудован механическими приспособлениями для приема, перемещения и отпуска зерна.
В башне (А) сосредоточены подъемные и транспортирующие механизмы, се паратор для очистки зерна, сушилка и др. Хранение зерна происходит в круглых башнях (В) диаметром примерно 7—8 м и высотой до 30 м.
Все сооружение состоит из прямоугольных параллелепипедов,
треугольных призм и круговых цилиндров.
На фигуре 204 изображено заводское здание. На приведенных рисунках и чертеже ясно видны все геометрические формы, из которых состоит такое здание. Здесь имеются цилиндри ческие, сферические поверхности и прямоугольные параллеле
пипеды.
На фигуре 205 также представлено заводское здание, включающее сооружения сложных форм, состоящих из прямоуголь ных параллелепипедов, цилиндрических, конических и шаровых поверхностей.
Рассмотрим примеры из авиационной техники.
На фигуре 206 изображен самолет. Раньше чем перейти не посредственно к изучению геометрических форм самолета, необ ходимо ознакомить учащихся с его основными частями.
134
Фиг. 202.
Самолеты состоят из следующих основных частей: крыла, си ловой установки (двигателя), фюзеляжа, органов управления и
устойчивости и шасси.
Крылья самолета служат для создания подъемной силы и поддерживают самолет в воздухе. Фюзеляж (корпус) самолета служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и двигателя (в одномоторном самолете). Органы управления и устойчивости (руль высоты и руль направления) служат для сохранения или изменения режима полета. Шасси служат само лету для разбега при взлете и пробега при посадке. Двигатель служит
Фиг. 203.
для создания тяги. В поршневом двигателе на вал последнего устанавливается воздушный винт (пропеллер). В реактивном двигателе тяга получается за счет реакции при отбрасывании двигателем назад газов.
На рисунке и чертеже изображен двухмоторный (с поршневыми двигателями) самолет.
При рассмотрении внешних форм самолета надо учащимся сообщить, что многие из этих форм представляют такие поверх ности, образование которых не подчинено никакому геометричес
кому закону, и называются эти поверхности графическими. В технике они носят название обтекаемых поверхностей и на чертеже изображаются при помощи семейства некоторых ли ний, лежащих на поверхности. Здесь уместно напомнить учащимся, что части кузова легкового автомобиля также представляют обте каемые поверхности.
136
Фиг. 204.
Фиг. 205.