Файл: Два чуда космической техники специальный выпуск..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НА

ПУТИ

К

ЭФИРНЫМ

ПОСЕДЕНИЯМ

D полдень

30 октября

1967

года — запомните

эту историческую

дату — руководители

космических полетов,

прильнув к

экранам

телевизоров, наблюдали фантастическую картину.

и «Кос­

Два советских беспилотных спутника «Космос-186»

мос-188», выведенные в разное время, каждый на свою орбиту, начали производить великолепный маневр. Два свободных, незави­ симых небесных тела вступили на дальнем расстоянии как бы в «телепатический контакт». Они начали вести взаимный поиск и как бы почувствовали, нашли друг друга. Затем мудро и экономно меняя свои орбиты, на сверхбыстром космическом бегу они с тро­ гательной осторожностью сблизились, тихонько причалили друг к другу, а затем состыковались напрочно надежным замком. Теперь оба они составляли новое, более сложное монолитное тело, которое три с половиной часа обращалось по геоцентрической орбите, вы­ полняя программу научно-технических исследований. Затем по команде с Земли спутники расстыковались, осторожно разлучились

друг с другом. Вскоре вновь

включились двигательные установки,

й спутники гордо разошлись

на независимые, предназначенные им

орбиты... Это и наблюдалось на телевизионном экране. Так разумно, так одухотворенно было движение этих небесных тел, что их можно было бы принять за куски мыслящего металла.

Свершилось историческое событие — положено начало строи­ тельства в космических пространствах. Два камня, соединенные в один,— ведь это зачаток здания. Два космических корабля, соеди­ ненные в один,— это первые блоки фундамента эфирных поселе­ ний — наивысшей золотой мечты Циолковского.

Перелистываю серые, зеленые обложечки первых изданий работ Циолковского, скромных брошюрок, отпечатанных в старой Калуж­ ской типографии, всматриваюсь в странные начертания его формул* В кассах бедного провинциального наборного цеха не было матема­ тических литер, и поэтому лебединые шеи интегралов заменены здесь русскими буквами «И».

m


Математический, аппарат ученого поразительно скромен, это ча­ ще всего арифметика, алгебра, самые начала математического ана­ лиза. Доказательства ученого гениально просты. А в то время прославленные механики мира щеголяли виртуознейшими математи­ ческими пассажами, выводили уравнения, занимающие целые стра­ ницы. Теперь видно, что некоторые из этих длиннейших формул по сути дела коротки. Они решали проблемы будничные и не стали мостом в будущее. Циолковский — исключительное явление в рус­ ской, советской и всемирной науке и технике. Он как бы не заме­ чает творений современников и идет собственным путем гениального самородка-ученого. Но его несложные уравнения как бы озарены молниями прозрений.

«Мы можем достигнуть завоевания солнечной

системы очень

доступной 'тактикой,— пророчествует Циолковский.— Решим

сначала

легчайшую задачу: устроить эфирное

поселение поблизости

Земли,

в качестве ее спутника на расстоянии

1—2 тысячи

километров от

поверхности, вне атмосферы... Поселившись тут устойчиво и обще­ ственно, получив надежную и безопасную базу, освоившись хорошо с жизнью в эфире (в материальной пустоте), мы уже более легким путем будем изменять свою скорость, удаляться от Земли и Солнца, вообще разгуливать, где нам понравится». Затем следует гениальное

предначертание

технологии строительства

эфирных

островов: «Эти

жилища и 1все

принадлежности для них

 

 

 

р а скл а ды ва т ься

должны доставляться

ра­

и собират ься

в эф и р е

 

 

 

 

 

 

 

кетами с Земли в сложенном (компактном) виде,

прибытии

на

место».

 

(курсив

наш.— В.

О.)

по

Замечание

программное! Дело

в том,

что

крайне трудно

вы­

вести на орбиту эфирное поселение целиком. Ведь космические ра­

кеты выводят на орбиты

лишь малые доли собственной

массы, и

для того, чтобы метнуть

в космос звездный остров, понадобилась

бы ракета-носитель таких

размеров, что перед нею бы

склонилась

и Вавилонская башня! Остается пока единственный, до безумия дерзкий, но реальный путь — научиться строить в космосе, транс­ портируя и стыкуя детали при помощи обычных ракет. В этом суть предначертаний Циолковского.



Теперь видно, что наметились два способа осуществления згой титанической задачи. Стыковать вручную... Эту головоломную one-; рацию, рискуя жизнью, после нескольких тщетных попыток осуще­ ствили американские космонавты. Стыковать автоматически... Эти действия сегодня свободно выполняют советские космические роботы без всякого участия человека. Гордо знать, что звездное строитель­ ство началось у нас на сказочно высокой инженерной ступени. Никакого ручного труда, все автоматизировано!

Еще есть в мире люди, которым невдомек, что созидательная мысль конструкторов нашей космической техники восходит по каче­ ственно своеобразным ступеням. Догадаться об этом своеобразии нетрудно, если вдуматься в предшествующие этапы советской кос­ монавтики. Вспомним, что перед полетом Гагарина совершали успешные посадки вереницы беспилотных автоматических космиче­

ских кораблей... Первые

в мире управляемые космические

корабли

«Полет-1»

и «Полет-2», выполнявшие

автономные

операции

на орбите и

послушные

командам с Земли,

были тоже

беспилот­

ными.

Здесь во всем своем блеске проявилась гуманная, коммунисти­ ческая традиция нашего технического прогресса, стремление пере­ ложить опасные и трудные обязанности на плечи машин, защитить человека стальною грудью автоматов. Эту славную тенденцию не­ трудно провозгласить, но гораздо труднее реализовать! Это значит учиться строить автоматы, могущие предварять сложнейшие дей­ ствия человека, это значит уметь одухотворять металл. Это значит осуществить такое органичное слияние могучей космической энерге­ тики с тончайшей космической кибернетикой, на которую способна лишь истинно великая научная и индустриальная держава. Дви­ жущая сила огня управляется сверхоперативным электронным моз­ гом. На борту автоматических спутников хозяйничают электронные машины, занимавшие недавно целый зал. А сегодня они умести­ лись в тесном чреве спутника и выдерживают все превратности кос­ мического взлета: ускорения, вибрации — все! Впрочем, я уже имел возможность рассказывать в «Правде» об огромных практических перспективах, которые открывает микроминиатюризация. Поэтому-

174


то и похожа автоматическая стыковка в космосе на спокойную, дружескую, добродушную встречу двух живых существ!

Горизонты, открываемые стыковкой, поистине безграничны. По­ является возможность посещать, ревизовать, ремонтировать косми­ ческие лаборатории, находящиеся на орбите, подниматься к ним на краткий срок для научных опытов. Можно будет наращивать мощь космических кораблей, обращающихся на орбитах, постепенно под­ нимая к ним новые резервуары горючего, новые элементы конструк­

ций. А ведь этого потребует

будущее. Растворились врата и первой

и

второй космической

скорости, разбившей оковы

Земли,

но етре не превзойдена «третья космическая скорость»,

при

кото­

рой

космический корабль

волен покинуть пределы

планетной

системы, разбив оковы Солнца! Наконец, манящие эфирные поселе­ ния гениального калужского пророка. Острова-обсерватории в небе немигающих звезд, острова-космодромы, где меняют своих огнен­ ных коней космонавты!

В канун 50-летия Великого Октября советская наука и техника принесла своему народу еще один бесценный дар. Им любуется и ему рукоплещет сегодня все человечество.

Владимир ОРЛОВ

171

ЭКСПЕРИМЕНТ СТЫКОВКИ

Итоги и перспективы, ближние и дальние

октября 1967 года в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции в Советском Союзе проведен но-, вый выдающийся эксперимент в космосе. Впервые в истории кос­

монавтики без участия человека была осуществлена стыковка ав­ томатических искусственных спутников Земли «Космос-186» и «Космос-188» на орбите. Этот эксперимент является выдающейся победой советского народа в освоении космического пространства и новым этапом в развитии космической техники.

Известно, что для вывода полезного груза на орбиту Земли необходима затрата значительной энергии. Выведение одного кило­ грамма груза на орбиту искусственного спутника Земли требует около 50 килограммов начального веса ракеты-носителя. Поэтому для обеспечения полета пилотируемого корабля с космонавтом в течение нескольких суток носитель должен иметь начальный вес в нег сколько сотен тонн.

Осуществление полета

человека

к планетам Солнечной системы

является

еще более сложной в

энергетическом отношении за­

дачей.

этого необходимо

вывести на орбиту искусственного спут­

Для

ника Земли полезный груз уже в сотни тонн, а начальный вес раке­ ты-носителя при этом вырастет до нескольких тысяч тонн. Такие ракеты-носители, являющиеся уникальными конструкциями, требуют длительной и сложной отработки в наземных и летных усло­ виях.

174