Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО РАКЕТНЫМИ ВОЙСКАМИ
И АРТИЛЛЕРИЕЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
М Е Т О Д И К А
АРТИЛЛЕРИЙСКО-СТРЕЛКОВОЙ
ПОДГОТОВКИ
НАЗЕМНОЙ АРТИЛЛЕРИИ
Пособие для офицеров частей наземной артиллерии
Ордена Трудового Красного Знамени
• ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
МОСКВА — 1968
I ГОС. ПУБЛИЧНАЯ
ИАУЧН-ТЕХНИЧЕСКАИ1
1 , библиотека ссор
е л
Пособие предназначается для офицеров частей и подразделе ний наземной артиллерии, преподавателей артиллерийских курсов
иартиллерийских училищ.
Внем изложены основы методики работы руководителя при ■
подготовке и проведении занятий по артиллерийско-стрелковой под готовке, обобщен опыт организации занятий и зачетных стрельб ряда артиллерийских частей, Центральных артиллерийских офицер ских курсов и офицеров-слушателей, проходивших обучение на курсах.
_ Примеры, приведенные в Пособии, составлены на основе обра ботки артиллерийско-стрелковых карточек; часть из них заимство вана из «Артиллерийского журнала» и журнала «Военный вестник».
Пособие написано полковниками Залыгиным Е. Н., Кузьми ным П. А. и подполковником Осиновским И. Ф.
Ответственный редактор пособия генерал-лейтенант артиллерии Передельский Г. Е.
ВВЕДЕНИЕ
В современном бою артиллерийским частям и под разделениям придется решать сложные и разнообразные огневые задачи, поэтому артиллерийские командиры должны хорошо разбираться в характере современного боя, отлично знать боевую технику и способы наиболее эффективного ее применения, уметь быстро находить и поражать цели, действовать инициативно и решительно.
Особенно важно непрерывно повышать свои знания и совершенствовать практические навыки в артиллерий ско-стрелковой подготовке, правильная организация ко торой обеспечивает поддержание постоянной готовности артиллерийских частей и подразделений к выполнению возложенных на них задач.
Артиллерийско-стрелковая подготовка включает:
—самостоятельное изучение офицерами (сержанта ми и курсантами) правил и теории стрельбы;
—занятия по артиллерийско-стрелковой подготовке;
—артиллерийско-стрелковые тренировки;
—учебные стрельбы;
—показные стрельбы;
—подготовку и слаживание подразделений;
— зачетные стрельбы (на имитационных средствах и боевые). Кроме того, могут проводиться артиллерий ско-стрелковые конференции, артиллерийско-стрелковые конкурсы и состязания.
Главным в планировании и организации артиллерий ско-стрелковой подготовки являются:
1* |
3 |
—определение вида занятий и распределение вре мени на их проведение с конкретным учетом уровня подготовки личного состава;
—соответствие времени учебным целям и объему
занятий;
— организация мероприятий, обеспечивающих по стоянное повышение методического мастерства руково
дителей занятий;
— создание достаточной учебно-материальной базы для проведения занятий (наглядные пособия, имитаци
онные средства и др.).
Важное место в системе артиллерийско-стрелковой подготовки должно уделяться изучению теории артил лерийской стрельбы.
Опыт показывает, что применение Правил стрельбы без понимания их существа, без глубокого знания тео ретических основ того или иного способа стрельбы по рождает шаблон и формализм в выполнении огневой задачи, сковывает инициативу стреляющего и делает его беспомощным, когда стрельба складывается не так, как ожидалось. Только глубокое знание теории стрельбы дает возможность стреляющему сознательно выбирать тот или иной способ стрельбы и находить наиболее вер ное решение в любой сложной обстановке.
Иногда при планировании боевой подготовки недо оценивают значение артиллерийско-стрелковых трениро вок и стремятся подменить их зачетными стрельбами. В этом случае тренировки как школа повышения артил лерийско-стрелкового мастерства утрачивают свое зна чение. На тренировках учат стрелять; на зачетных стрельбах проверяют, как умеют стрелять обучаемые.
Отказ от планирования и систематического проведе ния тренировок и подмена их зачетными стрельбами, повторяемыми до получения положительной оценки, ча сто приносят не пользу, а вред овладению мастерством артиллерийской стрельбы.
Качество занятий по артиллерийско-стрелковой под готовке, как и других занятий, зависит от уровня под готовки руководителя и его методического мастерства.
Офицеры должны владеть методикой проведения всех видов занятий и добиваться, чтобы каждое из них повышало артиллерийско-стрелковое мастерство обучае мых. Руководитель обязан систематически работать над
4
повышением своих теоретических знаний, совершенство ванием практических навыков в стрельбе и над повыше нием своей методической подготовки.
Овладение руководителем методикой обучения по артиллерийско-стрелковой подготовке, его умение про водить занятия на высоком методическом и теоретиче ском уровне — важнейшее условие для повышения ар тиллерийско-стрелковой подготовки обучаемых.
Качество каждого занятия обеспечивается тщатель ной подготовкой руководителя к нему по содержанию и методике его проведения.
Настоящее Пособие имеет целью оказать помощь руководителю занятий в овладении методикой обучения, а также в подготовке и проведении различных видов за нятий по артиллерийско-стрелковой подготовке.
Г Л А В А П Е Р В А Я
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
I. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИИ
Теоретические занятия проводятся в объеме Пособия по изучению Правил стрельбы («Объяснительной запис ки») и учебников по стрельбе артиллерии.
Проводя теоретические занятия, руководитель дол жен тесно увязывать их содержание с практикой артил лерийской стрельбы, показывать на конкретных приме рах применение основных положений теории стрельбы.
В зависимости от уровня подготовки обучаемых, сложности той или иной темы теоретические вопросы по стрельбе артиллерии могут изучаться на лекциях, груп повых занятиях или самостоятельно.
Подготовка и методика чтения лекции
Лекция — это систематическое и последовательное изложение руководителем занятия основных и принци пиальных положений изучаемой темы.
Лекции проводятся по наиболее важным или труд ным для усвоения теоретическим вопросам (темам) и организуются, как правило, не для одной, а для несколь ких учебных групп подразделения (части).
К чтению лекций привлекаются наиболее подготов ленные и опытные в методическом отношении офицеры.
В лекции излагается содержание основных вопросов темы и указывается, в каком направлении следует са мостоятельно изучать данные материалы.
Качество лекции зависит как от общей подготовлен ности лектора, так и от его частной подготовки к чтению
б
данной лекции. При подготовке чтения лекции необхо димо учитывать общий уровень подготовки обучаемых. Лектор обязан свободно владеть материалом лекции, уметь ясно и доходчиво изложить его на занятии, быть готовым ответить на возникшие у обучаемых вопросы.
Подготовка руководителя слагается из подготовки по содержанию лекции и методике ее чтения.
Подготовка лекции по ее содержанию включает в себя:
—определение учебной цели и основных вопросов лекции;
—подбор и изучение материала, всесторонне и пол но освещающего содержание всех вопросов лекции.
Подготовка по методике чтения лекции тесно связа на с подготовкой по содержанию и охватывает следую щие наиболее важные вопросы:
—определение последовательности изложения всех учебных вопросов лекции и их объема по содержанию;
—составление плана лекции;
—написаниетекста лекции;
—определение методических приемов, которые дол жны быть применены при изложении материала по каж дому учебному вопросу;
—определение необходимого материального обеспе чения занятия.
В итоге всей подготовительной работы руководитель составляет план-конспект, в котором должны быть до статочно полно отражены содержание и методика про ведения занятия. Содержание лекции в плане-конспекте, как правило, излагается текстуально. По форме планконспект может быть произвольным, но должен вклю чать:
—учебную цель, время и место проведения занятия;
—материальное обеспечение занятия;
—план лекции с указанием времени, отводимого на каждый учебный вопрос и каждую часть лекции;
—содержание излагаемого материала по каждому учебному вопросу (текст лекции);
—методические приемы, которые будут использо ваны руководителем занятия при изложении материала по каждому вопросу.
План-конспект лекции необходимо оформлять так, чтобы им было удобно и легко пользоваться на занятии.
7
Названия учебных вопросов, формулировки и опреде ления, главные мысли, выводы — все это в конспекте должно быть выделено и подчеркнуто.
Каждая лекция, с точки зрения ее построения, как правило, состоит из трех основных частей:
— вступительная (вводная) часть;
— основная часть — изложение содержания учебно го материала с выводами по узловым вопросам;
— заключение — общие выводы по материалу всей лекции и задание для самостоятельной работы офицеров.
Вводная часть лекции имеет важное значение. По объему и времени изложения она должна быть корот кой, но содержательной и целеустремленной.
Во вводной части руководитель сообщает тему и учебную цель занятия, а также объявляет учебные во просы, которые будут рассмотрены в лекции. Здесь ре комендуется указать, насколько важен изучаемый теоре тический материал и какое он имеет значение.
Это мобилизует внимание и вызывает интерес к лек ции, а также облегчает слушателям выделение основ ного, заставляет следить за главными мыслями лектора в течение всего занятия. Внимание и интерес обучаемых руководитель должен поддерживать в течение всей лекции. ^
Основная часть лекции содержит:
—главные, основные мысли лекции (сюда относятся определения, формулировки и выводы), составляющие как бы ее скелет;
—доказательства, факты, примеры, дополнительные рассуждения, объясняющие тот же вопрос с другой точ ки зрения, и т. д.
Главное в методике чтения лекции — ясное, вырази тельное и доходчивое изложение материала с обязатель ным выделением основных мыслей (положений) лекции. Это значит, что материал на лекции руководитель дол жен излагать так, чтобы обучаемые смогли по каждому учебному вопросу из всего изложенного лектором ма териала выделить и осознать главное, основное.
Основными методическими приемами для выделения главной мысли являются: интонация, логические уда рения и в необходимых случаях повторения. После вы деления основной мысли руководителю занятия целе сообразно сделать небольшую паузу, чтобы обучаемые
8
смогли осмыслить воспринятое и сделать необходимые записи.
Читать лекцию необходимо в строгом соответствии с планом, выразительно и с таким темпом, чтобы обес печить отчетливое, неторопливое, раздельное восприятие и уяснение слушателями излагаемого материала. Обу чаемые должны иметь возможность без особого напря жения следить за ходом мысли лектора и вести запись основных определений, формулировок и выводов.
Качество лекции в значительной мере зависит от культуры речи лектора. Он должен говорить четко, гра мотно, без ненужного многословия. Формулировки ос новных теоретических положений должны быть понят ными, объяснения убедительными. Лектору необходимо соразмерять свой голос с аудиторией.
В ходе чтения лекции следует разнообразить темп изложения: легкий для усвоения и второстепенный ма териал следует излагать более быстрым темпом, а ос новные положения — более медленным.
Ни в коем случае нельзя механически зачитывать лекцию, ибо в таком случае лектор теряет связь с ауди торией. Чем меньше лектор обращается к заранее на писанному тексту лекции, тем выше интерес слушателей к ее содержанию. Снижает качество лекции монотонное и слишком медленное чтение. В зависимости от излагае мого материала бывает целесообразным изложение основных положений по какому-либо вопросу сопровож дать схематической записью (запись в виде схемы) на классной доске.
Например:
1. При чтении лекции на тему «Теоретическое обоснование при стрелки с сопряженным наблюдением», излагая вопрос об ошибках, сопровождающих определение корректур, лектор может вести на доске следующую запись:
Ошибки корректур при пристрелке с СН
Ошибки |
измерения |
Ошибки |
Ошибки |
Ошибки то- |
Ошибки |
Ошибки |
Ошибки |
вслед- |
транс- |
погеодези- |
из-за |
засечки |
наведе- |
ствие |
форми- |
ческой под- |
наклона |
|
ния |
рассе |
рования |
готовки |
местнос |
|
|
ивания |
|
|
ти |
2. В лекции на тему «Теоретическое обоснование переносов огня на геодезической основе», объясняя способы переноса огня и допу щения, принятые для каждого способа, можно изложение сопро вождать следующей записью и рисунками (рис. 1, а, б, в) на доске:
9