Файл: Глухов В.И. Техника озвучания фильма из опыта работы кинолюбителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ролики используют готовые, так называемые малые направляющие от кинопроектора «Украина». Эти ролики продаются с осями.

Прижимной ролик устанавливают таким образом, чтобы он прилегал к гладкому барабану, охватывая его своими ребрами.

wh kza— Секторная шайба

-----шайба

-----Экран

Шайба

 

■Плато

нитных головок

Рис. 36. Схема установки магнитных

головок

Для монтажа магнитных головок из дюралюминия или латуни толщиной 1,5 мм вырезают плато (рис. 35). Отвер­ стие а на плато служит для крепления универсальной го­ ловки, отверстие б— для стирающей головки. Головки нужно взять от магнитофонной приставки МП-2. Следует иметь в виду, что износ рабочей поверхности этих головок будет неравномерным, так как толщина их набора превы­ шает ширину политой магнитной дорожки. Поэтому срок работы таких головок несколько ограничен.

Монтаж головок показан на рис. 36. В принципе он ничем не отличается от установки головок на приставке МП-2 или «Волна», за исключением того, что под винт, кре­ пящий экран, подкладывается секторная шайба (рис. 37), служащая опорой перфорированному краю кинопленки. Секторную шайбу выпиливают из 2,5—3 -мм эбонита или плексигласа. Собранные в блок головки ориентируют зазо-

62

рами строго перпендикулярно линии движения пленки и устанавливают на плато. Промежуточный и направляющий ролики ставят на свои места и намечают границу опиловки экранов магнитных головок в соответствии с направлением движения кинофильма.

Прежде чем

производить опиловку

 

экранов, нужно снять магнитные головки.

 

Обращаться с магнитными головками не­

 

обходимо весьма осторожно.

 

Концы проводов соединения магнитных

 

головок с усилителем подпаивают так же,

Рис. 37. Сектор­

как это было на приставке МП-2, предва­

ная шайба

рительно пропустив их через отверстие на

 

кожухе маховика

и соответствующее отверстие на плато.

Укрепив магнитные головки и установив кожух маховика, ставят на место экранирующий щиток (рис. 38).

Готовый механизм снаружи окра­ шивают нитроэмалью под цвет кино­

 

проектора.

 

конструкция

магнит­

 

Описанная

 

ной приставки

обеспечивает

вполне

 

качественную

запись

и воспроизве­

 

дение музыки и речи.

 

 

 

Техника записи и воспроизведе­

 

ния звука

подобным

звукоблоком

 

ничем не отличается от работы с

 

приставкой МП-2, установленной на

 

электропроигрывателе. При озвуча­

Рис. 38. Экранирую­

нии кинофильма с помощью этого

щий щиток

звукоблока

можно получить доволь­

но сложные фонограммы, используя одновременно как микрофон, так и звукосниматель, т. е. вести запись дикторского комментария с музыкальным сопровождением.

Звукомонтажный аппарат для озвучания 16-лш кинофильмов

Как уже было указано, озвучивать кинофильм с поли­ той на него ферромагнитной дорожкой можно при по­ мощи магнитной приставки и кинопроектора. Но лучше изготовить специальный звукомонтажный аппарат, значп-

63


тельно облегчающий работу по озвучанию и монтажу ки­ нофильмов .

В основу звукомонтажного аппарата можно взять маг­ нитофон «Днепр-9» или ранее выпускавшиеся модели «Днепр-3» и «Днепр-5», имеющие скорость движения плен­ ки, практически равную частоте проекции звукового 16-ч.и кинофильма.

Чтобы приспособить магнитофон для озвучания кино­ фильмов, лентопротяжный механизм магнитофона необ­ ходимо подвергнуть некоторым переделкам и дополнениям (которые не отражаются на возможности использования его по основному назначению). В лентопротяжный тракт магнитофона вводится кинопроекционная головка, работа­ ющая по принципу оптической компенсации, и оптико-осве­ тительная система с экраном размером 9x12 см; кроме этого, устанавливаются дополнительные ролики, обеспе­ чивающие продвижение 16-мм кинофильма по лентопро­ тяжному тракту магнитофона.

Перечисленные переделки и добавления делают ленто­ протяжный тракт магнитофона универсальным, т. е. поз­ воляют работать как на обычной ферромагнитной ленте шириной 6,35 мм, так и на 16-лш перфорированной кино­ пленке.

На рис. 39 показан общий вид и отдельно панель пере­ деланного магнитофона «Днепр-3», а также схема опти­ ческого компенсатора. Практически бесшумный ход лен­ топротяжного механизма магнитофона, а также отсутствие грейферного узла в кинопроекционной головке позволяют производить озвучание фильмов непосредственно у аппа­ рата.

При наличии такого звукомонтажного аппарата про­ цесс озвучания 16-.юи кинофильмов с нанесенной ферромаг­ нитной дорожкой чрезвычайно упрощается и сводится, по существу, к обычной технологии записи звука на маг­ нитофоне.

В процессе озвучания благодаря постоянному контро­ лю за звуком и изображением в случае сомнения всегда возможна немедленная проверка результата записи, а сле­ довательно, и оперативное устранение допущенных оши­ бок.

64

Рис. 39,- Звукомонтажный аппарат

® В. И. Глухов, А. Т. Куракин

65

в непосредственной близости к гладкому барабану в месте наиболее равномерного хода фильма.

В схему усилителя 90-У-2 добавляют дополнитель­ ный каскад на пальчиковой лампе 6Ж1П с входным трансформатором (рис. 41). Этот дополнительный каскад обеспечивает необходимое усиление сигнала, поступаю­ щего от воспроизводящей головки, и нужную частотную характеристику.

Рис. 41. Схема дополнительного каскада к усилителю 90-У-2

Входной трансформатор в экране и лампу 6Ж1П разме­ щают внутри усилителя 90-У-2. Накал на лампу 6Ж1П

подается от

селенового

выпрямителя, предназначенного

в усилителе для питания читающей лампы.

Усилитель

90-У-2 с

дополнительным каскадом мо­

жет работать как для воспроизведения обычных фотогра­ фических фонограмм, так и магнитных.

Магнитная приставка

кзвукоблоку кинопроектора „Украина"

смагнитной читающей головкой типа МГ-14В-М

ВНИКФИ разработана типовая магнитная приставка

кпроектору й усилителю «Украина». На рис. 42 показан звукоблок проектора с вмонтированной в гладкий бара­ бан воспроизводящей магнитной головкой типа МГ-14В-М, специально разработанной для этой цели.

5*

67


Вид сбоку на картер

Рис. 42. Приставка к проектору «Украина» с головкой типа МГ-14В-М

К усилителю 90-У-2 добавляется дополнительный кас­ кад на лампе 6Ж8, необходимый для усиления сигнала, поступающего от воспроизводящей головки, и внесения коррекции в области высоких и низких частот.

Схема каскада и его основные данные приведены на рис. - 43.

Рис. 43. Схема дополнительного каскада к усилителю 90-У-2 для воспроизведения магнитной фонограммы на кинопроекторе «Украина»:

1 — входной трансформатор; 2 — лампа 6Ж8; 3 — конденсатор КБГИ-200

— 10 000 пдЗ; 4 — конденсатор КБГИ-200 — 0,1 мкф; 5 — конденсатор КБГИ-

200 — 4700 пф;

6 — конденсатор КСО-1 — 200 -пф; 7 — конденсатор КЭ-1 —

30X20-II-M; 8

— конденсатор

КЭ-1 — ЗОхЗООО-П-М;

9 — сопротивление

ВС-0,25 — 3 ком; 10 — сопротивление ВС-0,25 — 560

ком; 11 — сопротив­

ление ВС-0,25

24000 ом; 1г

— сопротивление ВС-0,25 — 2,7 мгом;

13 —

сопротивление

ВС-0,25 — 510 ком; 11 — сопротивление

ВС-0,25 — 560

ком

Входной трансформатор следует тщательно экраниро­ вать от магнитных и электрических полей.

Шасси дополнительного каскада необходимо устанав­ ливать внутри усилителя 90-У-2 на амортизаторах. Пита­ ние накала лампы 6Ж8 подается от селенового выпрями­ теля читающей лампы.

Переключение усилителя 90-У-2 для демонстрации фильмов с фотографической фонограммой осуществляется переключением нагрузки селенового выпрямителя.


ГЛАВА IV

ПРАКТИКА ОЗВУЧАНИЯ КИНОФИЛЬМА

Среди кинофильмов, созданных любителями, преоб­ ладают немые фильмы, снабженные титрами. Звуковые любительские фильмы встречаются пока не часто; между тем звук в любительском кинофильме не менее важен, чем в профессиональном.

Озвучание любительского кинофильма по своему харак­ теру приближается к озвучанию видового, хроникального или научно-популярного фильма.

При озвучании любительского кинофильма применя­ ются следующие элементы: речевой комментарий, музы­ кальное сопровождение и шумовое оформление. Наиболее распространенным является сопровождение фильма дик­ торским текстом, комментирующим и поясняющим пока­ зываемые на экране события. Обычно автором дикторского текста является любитель, снявший и смонтировавший свой кинофильм. От его лица и ведется комментарий. Воз­ можен также случай, когда рассказ ведется одним из дей­ ствующих лиц фильма. Встречается также и сочетание речи комментатора с речью действующего лица.

В любом из этих случаев дикторский текст в фильме играет основную роль. Плохо, когда диктор.пытается пе­ ресказывать события, показываемые на экране; это даже ухудшает восприятие кинофильма. Дикторский текст не должен механически следовать за изображением, он дол­ жен углублять и развивать показываемое на экране, де­ лать обобщения, выводы из того, что происходит на экране. Текст, будучи всегда связанным с изображением, предпо­ лагает, что все то, о чем идет речь, зритель уже видит на экране, поэтому дикторский текст обобщает действие в конкретных выводах.

Комментировать нужно только то, что совершенно не­ обходимо для понимания фильма.

70

Стиль комментария может быть различным, но во всех случаях текст его должен быть грамотным, точным и лаконичным. Дикторский текст требует предельной выра­ зительности, в него полезно вводить элементы юмора, шутки, проявляя в этом необходимый вкус и такт.

Найпсать хороший дикторский текст — это только од­ на сторона дела. Не менее важна и другая сторона — его подача. Любой, даже очень хороший текст можно испор­ тить плохим и невнятным произношением.

Произносить текст комментария нужно очень четко, внятно, не торопясь, с хорошей дикцией и правильными интонациями.

Очевидно, роль диктора фильма не может быть пору­ чена каждому. Диктора для своего кинофильма нужно вы­ бирать из числа товарищей, обладающих красивым н выра­ зительным голосом.

Прежде чем выступать непосредственно перед зрите­ лями, нужно несколько раз прорепетировать свое выступ­ ление.

Ввиду того что, произнося комментарии к кинофильму, приходится следить за развитием действия на экране, текст следует предварительно написать и выучить наизусть.

Вторым элементом звука в фильме является музы­ кальное сопровождение. Освоив речевой комментарий, озвучание кинофильма можно усложнить, сопроводив речевой комментарий музыкой. Для этого прежде всею нужно правильно подобрать музыку, которая должна соответствовать характеру кинофильма и создавать у зри­ теля соответствующее настроение.

Очень редко музыка к любительскому кинофильму пи­ шется специально. Обычно для музыкального сопровож­ дения используют уже готовые музыкальные записи или исполняют на музыкальных инструментах известные ме­ лодии.

Музыкальное сопровождение к кинофильму можно давать в сочетании с дикторским текстом. При этом музыка

\служит фоном для речи либо заполняет паузы в комментарии.

Давая дикторский текст вместе с музыкальным сопро­ вождением, очень важно добиться правильного соотно­ шения громкости речи и музыки. Музыка никогда не дол­

жна заглушать речь.и быть слишком громкой и назой­

/I


ливой. Вообще при демонстрации кинофильма никогда не следует злоупотреблять громкостью звука.

Третьим элементом звуковой части любительского кино­ фильма являются шумы, имеющие порой очень важное значение наряду с дикторской речью и музыкальным соп­ ровождением.

Шумы в кинофильме могут играть иллюстративную роль, сопровождая и дополняя изображение. Очень раз­ нообразят звуковой фильм, например, шум моря, гудки паровозов и другие звуки, появляющиеся в нужном мес­ те. Шумы в этом случае помогают создавать необходимое настроение и подчеркивают те или иные моменты дейст­ вия.

Кроме иллюстративной функции шумы в отдельных случаях могут играть и другую роль, являясь активным элементом действия.

Например, в одном любительском кинофильме был по­ казан такой эпизод. На экране — спящая кошка. Вот она поднимает голову, встает, нехотя потягивается и спрыги­ вает со стула на пол. В немом варианте этот кадр не прив­ лекал никакого внимания зрителей. При озвучании кино­ фильма авторы ввели в этот эпизод звонок будильника и фразу: «Утро, пора вставать. Начинается трудовой день». От этого эпизод сразу стал запоминающимся и вызвал смех зрителей.

Шумовое сопровождение нужно применять продуманно и в меру.

Шумы для озвучания кинофильма можно получить раз­ личными путями. Прежде всего, используя магнитофон, можно записать ряд естественных шумов (звонки, гудки, свистки и т. п.). Далее, ряд нужных шумов можно ими­ тировать, используя для этого несложные приспособления. Приборы для имитации различных шумов и звуков подроб­ но описаны в книге В.А.Попова «Звуковое оформление спек­ такля», изд-во «Искусство», 1953. Наконец, выпущены спе­ циальные граммофонные пластинки с записями различных шумов. Эти пластинки можно приобрести в магазинах Все­ российского театрального общества.

Используя перечисленные выше элементы звукового сопровождения любительского кинофильма (дикторская речь, музыка, шумы), комбинируя их в различных сочета­ ниях, можно создавать фонограммы, значительно обога­ щающие любительские кинофильмы. Прежде чем присту­

72

пить к озвучанию своих кинофильмов, советуем про­ смотреть несколько профессиональных кинофильмов, с тем чтобы внимательно проанализировать их звуковую часть.

Разобрав вкратце общие положения о роли звука в лю­ бительском кинофильме, перейдем к ознакомлению с тех­ никой озвучания фильма.

ОЗВУЧАНИЕ КИНОФИЛЬМА БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

Озвучить любительский кинофильм можно и очень простыми средствами, довольно широко применяемыми в практике. Распространенность подобных методов озву­ чания объясняется тем, что они не требуют записи фоно­ граммы; недостаток их заключается в необходимости имп­ ровизации комментария при каждой демонстрации кино­ фильма.

Рассматриваемый метод озвучания значительно обо­ гащает кинофильм, но, пользуясь этим методом озвучания, можно создать лишь элементарное звуковое сопровож­ дение фильма.

Для осуществления такого рода озвучания нужно рас­ полагать следующим оборудованием: электропроигрыва­ телем (желательно с самостоятельным усилителем), вынос­ ным громкоговорителем,микрофоном и запасом граммофон­ ных пластинок.

В качестве усилителя, необходимого для работы с ми­ крофоном, можно воспользоваться и усилителем низкой частоты любого радиоприемника, имеющего адаптерный вход и гнезда для подключения дополнительного динами­ ческого громкоговорителя.

Тип микрофона для наших целей решающего значения не имеет.

Существующие микрофоны отличаются один от дру­ гого способностью воспроизводить более или менее широ­ кую полосу частот.

Поскольку нам потребуется ’ передавать через микро­ фон только речь, полоса воспроизводимых частот может быть довольро узкой.

Ввиду того что во время работы с микрофоном может мешать шум проектора, желательно даже пользоваться менее чувствительным микрофоном, например типа МД-41.

73