Файл: Глухов В.И. Техника озвучания фильма из опыта работы кинолюбителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Ролики используют готовые, так называемые малые направляющие от кинопроектора «Украина». Эти ролики продаются с осями.
Прижимной ролик устанавливают таким образом, чтобы он прилегал к гладкому барабану, охватывая его своими ребрами.
wh kza— Секторная шайба
-----шайба
-----Экран
Шайба
|
■Плато |
нитных головок |
Рис. 36. Схема установки магнитных |
головок |
Для монтажа магнитных головок из дюралюминия или латуни толщиной 1,5 мм вырезают плато (рис. 35). Отвер стие а на плато служит для крепления универсальной го ловки, отверстие б— для стирающей головки. Головки нужно взять от магнитофонной приставки МП-2. Следует иметь в виду, что износ рабочей поверхности этих головок будет неравномерным, так как толщина их набора превы шает ширину политой магнитной дорожки. Поэтому срок работы таких головок несколько ограничен.
Монтаж головок показан на рис. 36. В принципе он ничем не отличается от установки головок на приставке МП-2 или «Волна», за исключением того, что под винт, кре пящий экран, подкладывается секторная шайба (рис. 37), служащая опорой перфорированному краю кинопленки. Секторную шайбу выпиливают из 2,5—3 -мм эбонита или плексигласа. Собранные в блок головки ориентируют зазо-
62
рами строго перпендикулярно линии движения пленки и устанавливают на плато. Промежуточный и направляющий ролики ставят на свои места и намечают границу опиловки экранов магнитных головок в соответствии с направлением движения кинофильма.
Прежде чем |
производить опиловку |
|
экранов, нужно снять магнитные головки. |
|
|
Обращаться с магнитными головками не |
|
|
обходимо весьма осторожно. |
|
|
Концы проводов соединения магнитных |
|
|
головок с усилителем подпаивают так же, |
Рис. 37. Сектор |
|
как это было на приставке МП-2, предва |
ная шайба |
|
рительно пропустив их через отверстие на |
|
|
кожухе маховика |
и соответствующее отверстие на плато. |
Укрепив магнитные головки и установив кожух маховика, ставят на место экранирующий щиток (рис. 38).
Готовый механизм снаружи окра шивают нитроэмалью под цвет кино
|
проектора. |
|
конструкция |
магнит |
|
|
Описанная |
||||
|
ной приставки |
обеспечивает |
вполне |
||
|
качественную |
запись |
и воспроизве |
||
|
дение музыки и речи. |
|
|
||
|
Техника записи и воспроизведе |
||||
|
ния звука |
подобным |
звукоблоком |
||
|
ничем не отличается от работы с |
||||
|
приставкой МП-2, установленной на |
||||
|
электропроигрывателе. При озвуча |
||||
Рис. 38. Экранирую |
нии кинофильма с помощью этого |
||||
щий щиток |
звукоблока |
можно получить доволь |
но сложные фонограммы, используя одновременно как микрофон, так и звукосниматель, т. е. вести запись дикторского комментария с музыкальным сопровождением.
Звукомонтажный аппарат для озвучания 16-лш кинофильмов
Как уже было указано, озвучивать кинофильм с поли той на него ферромагнитной дорожкой можно при по мощи магнитной приставки и кинопроектора. Но лучше изготовить специальный звукомонтажный аппарат, значп-
63
тельно облегчающий работу по озвучанию и монтажу ки нофильмов .
В основу звукомонтажного аппарата можно взять маг нитофон «Днепр-9» или ранее выпускавшиеся модели «Днепр-3» и «Днепр-5», имеющие скорость движения плен ки, практически равную частоте проекции звукового 16-ч.и кинофильма.
Чтобы приспособить магнитофон для озвучания кино фильмов, лентопротяжный механизм магнитофона необ ходимо подвергнуть некоторым переделкам и дополнениям (которые не отражаются на возможности использования его по основному назначению). В лентопротяжный тракт магнитофона вводится кинопроекционная головка, работа ющая по принципу оптической компенсации, и оптико-осве тительная система с экраном размером 9x12 см; кроме этого, устанавливаются дополнительные ролики, обеспе чивающие продвижение 16-мм кинофильма по лентопро тяжному тракту магнитофона.
Перечисленные переделки и добавления делают ленто протяжный тракт магнитофона универсальным, т. е. поз воляют работать как на обычной ферромагнитной ленте шириной 6,35 мм, так и на 16-лш перфорированной кино пленке.
На рис. 39 показан общий вид и отдельно панель пере деланного магнитофона «Днепр-3», а также схема опти ческого компенсатора. Практически бесшумный ход лен топротяжного механизма магнитофона, а также отсутствие грейферного узла в кинопроекционной головке позволяют производить озвучание фильмов непосредственно у аппа рата.
При наличии такого звукомонтажного аппарата про цесс озвучания 16-.юи кинофильмов с нанесенной ферромаг нитной дорожкой чрезвычайно упрощается и сводится, по существу, к обычной технологии записи звука на маг нитофоне.
В процессе озвучания благодаря постоянному контро лю за звуком и изображением в случае сомнения всегда возможна немедленная проверка результата записи, а сле довательно, и оперативное устранение допущенных оши бок.
64
Рис. 39,- Звукомонтажный аппарат
® В. И. Глухов, А. Т. Куракин |
65 |
в непосредственной близости к гладкому барабану в месте наиболее равномерного хода фильма.
В схему усилителя 90-У-2 добавляют дополнитель ный каскад на пальчиковой лампе 6Ж1П с входным трансформатором (рис. 41). Этот дополнительный каскад обеспечивает необходимое усиление сигнала, поступаю щего от воспроизводящей головки, и нужную частотную характеристику.
Рис. 41. Схема дополнительного каскада к усилителю 90-У-2
Входной трансформатор в экране и лампу 6Ж1П разме щают внутри усилителя 90-У-2. Накал на лампу 6Ж1П
подается от |
селенового |
выпрямителя, предназначенного |
в усилителе для питания читающей лампы. |
||
Усилитель |
90-У-2 с |
дополнительным каскадом мо |
жет работать как для воспроизведения обычных фотогра фических фонограмм, так и магнитных.
Магнитная приставка
кзвукоблоку кинопроектора „Украина"
смагнитной читающей головкой типа МГ-14В-М
ВНИКФИ разработана типовая магнитная приставка
кпроектору й усилителю «Украина». На рис. 42 показан звукоблок проектора с вмонтированной в гладкий бара бан воспроизводящей магнитной головкой типа МГ-14В-М, специально разработанной для этой цели.
5* |
67 |
Вид сбоку на картер
Рис. 42. Приставка к проектору «Украина» с головкой типа МГ-14В-М
К усилителю 90-У-2 добавляется дополнительный кас кад на лампе 6Ж8, необходимый для усиления сигнала, поступающего от воспроизводящей головки, и внесения коррекции в области высоких и низких частот.
Схема каскада и его основные данные приведены на рис. - 43.
Рис. 43. Схема дополнительного каскада к усилителю 90-У-2 для воспроизведения магнитной фонограммы на кинопроекторе «Украина»:
1 — входной трансформатор; 2 — лампа 6Ж8; 3 — конденсатор КБГИ-200
— 10 000 пдЗ; 4 — конденсатор КБГИ-200 — 0,1 мкф; 5 — конденсатор КБГИ-
200 — 4700 пф; |
6 — конденсатор КСО-1 — 200 -пф; 7 — конденсатор КЭ-1 — |
|||
30X20-II-M; 8 |
— конденсатор |
КЭ-1 — ЗОхЗООО-П-М; |
9 — сопротивление |
|
ВС-0,25 — 3 ком; 10 — сопротивление ВС-0,25 — 560 |
ком; 11 — сопротив |
|||
ление ВС-0,25 |
24000 ом; 1г |
— сопротивление ВС-0,25 — 2,7 мгом; |
13 — |
|
сопротивление |
ВС-0,25 — 510 ком; 11 — сопротивление |
ВС-0,25 — 560 |
ком |
Входной трансформатор следует тщательно экраниро вать от магнитных и электрических полей.
Шасси дополнительного каскада необходимо устанав ливать внутри усилителя 90-У-2 на амортизаторах. Пита ние накала лампы 6Ж8 подается от селенового выпрями теля читающей лампы.
Переключение усилителя 90-У-2 для демонстрации фильмов с фотографической фонограммой осуществляется переключением нагрузки селенового выпрямителя.
ГЛАВА IV
ПРАКТИКА ОЗВУЧАНИЯ КИНОФИЛЬМА
Среди кинофильмов, созданных любителями, преоб ладают немые фильмы, снабженные титрами. Звуковые любительские фильмы встречаются пока не часто; между тем звук в любительском кинофильме не менее важен, чем в профессиональном.
Озвучание любительского кинофильма по своему харак теру приближается к озвучанию видового, хроникального или научно-популярного фильма.
При озвучании любительского кинофильма применя ются следующие элементы: речевой комментарий, музы кальное сопровождение и шумовое оформление. Наиболее распространенным является сопровождение фильма дик торским текстом, комментирующим и поясняющим пока зываемые на экране события. Обычно автором дикторского текста является любитель, снявший и смонтировавший свой кинофильм. От его лица и ведется комментарий. Воз можен также случай, когда рассказ ведется одним из дей ствующих лиц фильма. Встречается также и сочетание речи комментатора с речью действующего лица.
В любом из этих случаев дикторский текст в фильме играет основную роль. Плохо, когда диктор.пытается пе ресказывать события, показываемые на экране; это даже ухудшает восприятие кинофильма. Дикторский текст не должен механически следовать за изображением, он дол жен углублять и развивать показываемое на экране, де лать обобщения, выводы из того, что происходит на экране. Текст, будучи всегда связанным с изображением, предпо лагает, что все то, о чем идет речь, зритель уже видит на экране, поэтому дикторский текст обобщает действие в конкретных выводах.
Комментировать нужно только то, что совершенно не обходимо для понимания фильма.
70
Стиль комментария может быть различным, но во всех случаях текст его должен быть грамотным, точным и лаконичным. Дикторский текст требует предельной выра зительности, в него полезно вводить элементы юмора, шутки, проявляя в этом необходимый вкус и такт.
Найпсать хороший дикторский текст — это только од на сторона дела. Не менее важна и другая сторона — его подача. Любой, даже очень хороший текст можно испор тить плохим и невнятным произношением.
Произносить текст комментария нужно очень четко, внятно, не торопясь, с хорошей дикцией и правильными интонациями.
Очевидно, роль диктора фильма не может быть пору чена каждому. Диктора для своего кинофильма нужно вы бирать из числа товарищей, обладающих красивым н выра зительным голосом.
Прежде чем выступать непосредственно перед зрите лями, нужно несколько раз прорепетировать свое выступ ление.
Ввиду того что, произнося комментарии к кинофильму, приходится следить за развитием действия на экране, текст следует предварительно написать и выучить наизусть.
Вторым элементом звука в фильме является музы кальное сопровождение. Освоив речевой комментарий, озвучание кинофильма можно усложнить, сопроводив речевой комментарий музыкой. Для этого прежде всею нужно правильно подобрать музыку, которая должна соответствовать характеру кинофильма и создавать у зри теля соответствующее настроение.
Очень редко музыка к любительскому кинофильму пи шется специально. Обычно для музыкального сопровож дения используют уже готовые музыкальные записи или исполняют на музыкальных инструментах известные ме лодии.
Музыкальное сопровождение к кинофильму можно давать в сочетании с дикторским текстом. При этом музыка
\служит фоном для речи либо заполняет паузы в комментарии.
Давая дикторский текст вместе с музыкальным сопро вождением, очень важно добиться правильного соотно шения громкости речи и музыки. Музыка никогда не дол
жна заглушать речь.и быть слишком громкой и назой
/I
ливой. Вообще при демонстрации кинофильма никогда не следует злоупотреблять громкостью звука.
Третьим элементом звуковой части любительского кино фильма являются шумы, имеющие порой очень важное значение наряду с дикторской речью и музыкальным соп ровождением.
Шумы в кинофильме могут играть иллюстративную роль, сопровождая и дополняя изображение. Очень раз нообразят звуковой фильм, например, шум моря, гудки паровозов и другие звуки, появляющиеся в нужном мес те. Шумы в этом случае помогают создавать необходимое настроение и подчеркивают те или иные моменты дейст вия.
Кроме иллюстративной функции шумы в отдельных случаях могут играть и другую роль, являясь активным элементом действия.
Например, в одном любительском кинофильме был по казан такой эпизод. На экране — спящая кошка. Вот она поднимает голову, встает, нехотя потягивается и спрыги вает со стула на пол. В немом варианте этот кадр не прив лекал никакого внимания зрителей. При озвучании кино фильма авторы ввели в этот эпизод звонок будильника и фразу: «Утро, пора вставать. Начинается трудовой день». От этого эпизод сразу стал запоминающимся и вызвал смех зрителей.
Шумовое сопровождение нужно применять продуманно и в меру.
Шумы для озвучания кинофильма можно получить раз личными путями. Прежде всего, используя магнитофон, можно записать ряд естественных шумов (звонки, гудки, свистки и т. п.). Далее, ряд нужных шумов можно ими тировать, используя для этого несложные приспособления. Приборы для имитации различных шумов и звуков подроб но описаны в книге В.А.Попова «Звуковое оформление спек такля», изд-во «Искусство», 1953. Наконец, выпущены спе циальные граммофонные пластинки с записями различных шумов. Эти пластинки можно приобрести в магазинах Все российского театрального общества.
Используя перечисленные выше элементы звукового сопровождения любительского кинофильма (дикторская речь, музыка, шумы), комбинируя их в различных сочета ниях, можно создавать фонограммы, значительно обога щающие любительские кинофильмы. Прежде чем присту
72
пить к озвучанию своих кинофильмов, советуем про смотреть несколько профессиональных кинофильмов, с тем чтобы внимательно проанализировать их звуковую часть.
Разобрав вкратце общие положения о роли звука в лю бительском кинофильме, перейдем к ознакомлению с тех никой озвучания фильма.
ОЗВУЧАНИЕ КИНОФИЛЬМА БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЗВУКОЗАПИСИ
Озвучить любительский кинофильм можно и очень простыми средствами, довольно широко применяемыми в практике. Распространенность подобных методов озву чания объясняется тем, что они не требуют записи фоно граммы; недостаток их заключается в необходимости имп ровизации комментария при каждой демонстрации кино фильма.
Рассматриваемый метод озвучания значительно обо гащает кинофильм, но, пользуясь этим методом озвучания, можно создать лишь элементарное звуковое сопровож дение фильма.
Для осуществления такого рода озвучания нужно рас полагать следующим оборудованием: электропроигрыва телем (желательно с самостоятельным усилителем), вынос ным громкоговорителем,микрофоном и запасом граммофон ных пластинок.
В качестве усилителя, необходимого для работы с ми крофоном, можно воспользоваться и усилителем низкой частоты любого радиоприемника, имеющего адаптерный вход и гнезда для подключения дополнительного динами ческого громкоговорителя.
Тип микрофона для наших целей решающего значения не имеет.
Существующие микрофоны отличаются один от дру гого способностью воспроизводить более или менее широ кую полосу частот.
Поскольку нам потребуется ’ передавать через микро фон только речь, полоса воспроизводимых частот может быть довольро узкой.
Ввиду того что во время работы с микрофоном может мешать шум проектора, желательно даже пользоваться менее чувствительным микрофоном, например типа МД-41.
73