Файл: Гончаров И.В. Организация электромонтажных работ учебное пособие для слушателей академии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ имени В. В. КУЙБЫШЕВА
Доцент кандидат технических наук И. В. ГОНЧАРОВ, < кандидат технических наук Я. Н. ФАЛЬ ДО ВСКИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ
Утверждено начальником академии в качестве учебного пособия для слушателей академии
ИЗДАНИЕ ВИА М о с к в а — 1968
Учебное пособие «Организация электромонтажных работ» предназначено в основном для самостоятельного изучения при прохождении курса «Электрические сети» и практического использования при войсковой стажи ровке в частях и подразделениях строительно-монтаж ных организаций МО СССР.
Здесь изложены основные сведения о планирова нии, финансировании, материально-техническом снабже нии' капитального строительства Министерства обороны, необходимые слушателям для выполнения обязанностей мастера и производителя электромонтажных работ. Приведены также рекомендации по организации отдель ных видов электромонтажных работ с указанием укруп ненных показателей по трудозатратам на их произ водство. Данные о технологии производства электромон тажных работ, подробно изложенные в имеющейся ли тературе, здесь не приводятся.
Пособие может быть полезно инженерно-техническо му персоналу электромонтажных организаций МО
СССР, а также слушателям и курсантам электротехни ческих факультетов и специальностей других военных учебных заведений. Текст пособия написан И. В. Гон чаровым. Примеры составления отчетной и технической документации со всеми к ним пояснениями подготовле ны Я. Н. Фальковским.
ГО С . ПУБЛИ ЧНАЯ
""У Ч Н О -Т Е Х Н И Ч Е С Н Д Я КИ БЛ И О ТЕКА О СрЯ
Г Л А В А I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МО СССР
§1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ о КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ИЕГО ФИНАНСИРОВАНИИ
Капитальное строительство военных объектов осуществляется в целях укрепления боевой мощи и повышения боевой готовности всех видов Вооруженных Сил СССР. Объекты капитального строи тельства Министерства обороны весьма разнообразны по назначе нию и характеристикам: специальные сооружения, аэродромы, во енно-морские базы, заводы, склады, ремонтные предприятия, штаб ные помещения и командные пункты, казармы, жилые дома, науч но-исследовательские и медицинские учреждения, учебные заведе
ния и пр.
Все возводимые здания и сооружения со всем их внутренним оборудованием требуют затраты значительных средств и составля ют основные фонды Вооруженных Сил. Затраты денежных средств на возведение объектов капитального строительства называются к а п и т а л ь н ы м и в л о ж е н и я м и . Основная часть капитальных вложений направляется на финансирование строительных работ и монтаж оборудования, а также на приобретение и доставку обору дования. Кроме того, часть капитальных вложений затрачивается на приобретение инструмента и инвентаря, зачисляемых в основ ные средства строительных и монтажных организаций, на проект но-изыскательские работы, обеспечение технического надзора за строительством, содержание административного аппарата строи тельно-монтажных организаций и т. д. Соотношение между этими видами затрат образует структуру капитальных вложений, которая учитывается при планировании, финансировании и организации строительно-монтажных работ.
Источниками капитальных вложений в Вооруженных Силах являются в основном ассигнования из государственного бюджета. Поэтому планирование капитального строительства ведется в це- л.ом по всему Министерству обороны так, чтобы программа ввода в действие объектов обеспечивала готовность и развитие всех ро дов войск и видов Вооруженных Сил, а объем капитальных вложе ний соответствовал выделяемым средствам государственного бюд жета. В соответствии с этим составляются перспективные и годо вые планы капитального строительства, утверждаемые Министром
3
обороны. Планирование капитального строительства осуществля ется Организационно-плановым управлением капитального строи тельства МО по заявкам видов Вооруженных Сил, главных управ лений МО и военных округов, являющихся з а к а з ч и к а м и , строительства. В плане капитального строительства указывается перечень намечаемых к строительству или строящихся объектов, сроки ввода их в действие, общие и годовые объемы капитальных вложений на каждый из этих объектов.
Наиболее ответственной частью плана капитального строитель
ства являются титульные списки строек |
и внутрипостроечные |
ти |
тульные списки. Т и т у л ь н ы й с пи с о к |
строек представляет |
со |
бой перечень всех строек, намечаемых к строительству на плани руемый период с указанием их полной сметной стоимости, годовых
объемов капитальных вложений и сроков ввода их в |
действие. |
В титульные списки включаются только такие стройки, |
на кото |
рые имеются утвержденные проектные задания, сметно-финансо вые расчеты, рабочие чертежи и сметы на годовой объем работ, обеспеченные материальными ресурсами и оборудованием. Вновь начинаемые строительством стройки включаются в титульные списки при достаточном обосновании необходимости и экономиче ской эффективности строительства. Титульные списки утвержда ются Министром обороны или заместителем Министра обороны по строительству и расквартированию войск, начальником Генераль ного штаба Вооруженных Сил, Главнокомандующими видами Во оруженных Сил и командующими войсками округов и флотами в зависимости от важности объектов и сметной стоимости строитель ства.
В н у т р и п о с т р о е ч н ы е т и т у л ь н ы е с п и с к и по форме 1 (приложение 1) содержат перечень возводимых, реконструируе мых и расширяемых объектов по данной стройке и определяют на планируемый год объемы работ и затрат, ввод в действие произ водственных мощностей, жилой площади и основных фондов. Внутрипостроечные титульные списки утверждаются заместителем Министра обороны по строительству или командующими войсками округов и флотами. Для открытия финансирования строительства внутрипостроечный титульный список направляют в финансовый отдел военного округа. Распорядителем всех средств, отпущенных на строительство, является заказчик (титулодержатель). Финанси рование строительства осуществляется в соответствии с «Правила ми финансирования строительства», которые утверждены Поста новлением Совета Министров СССР.
§2. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ИВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ
ИСТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Строительно-монтажные работы могут выполняться хозяйст
венным или подрядным |
способами. При х о з я й с т в е н н о м |
с п о с о б е строительство |
осуществляется силами и средствами |
4
самого заказчика. При подрядном способе строительство осуществ ляется специальной строительной организацией, называемой под рядчиком. Подрядчик несет перед заказчиком ответственность за выполнение всего комплекса работ, их качество, сроки ввода в дей ствие строящихся объектов и соблюдение сметной стоимости строи тельства.
П о д р я д н ы й с пос об строительства обладает рядом пре имуществ по сравнению с хозяйственным: возможность обучения и сохранения более квалифицированных кадров строителей, осна щение строительства высокопроизводительными машинами и меха низмами, использование наиболее совершенных индустриальных методов производства работ, улучшение технического надзора за строительством со стороны заказчика, не участвующего в организа ционном руководстве строительством. Поэтому подрядный способ строительства принят в настоящее время в качестве основного спо соба при капитальном строительстве объектов Министерства обо роны. Хозяйственный способ используется в основном для выпол нения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту объектов, а также для нового строительства небольших объектов, территориально значительно удаленных от районов расположения строительных организаций.
Строительными и строительно-монтажными организациями, ве дущими капитальное строительство подрядным способом в Мини стерстве обороны, являются войсковые части главных и централь ных строительных управлений МО, военных округов и флотов. Ос-, новная особенность этих войсковых частей заключается в том, что их деятельность основана на хозяйственном расчете. Хозрасчетная строительная организация обладает правом хозяйственно-оператив ной самостоятельности, наделяется необходимыми оборотными средствами и несет материальную ответственность за свою деятель ность. Строительная организация получает средства в зависимо сти от выполнения ею строительных работ. Из этих средств она производит все платежи: заработную плату, оплату поставщикам за материалы, возврат ссуд финансирующему органу и платежи в бюджет. Финансовые органы контролируют все эти платежи, а заказчик производит технический надзор за строительством и про веряет объем выполненных работ, не вмешиваясь в оперативно-хо зяйственную деятельность строительной организации. Материаль ная ответственность строительной организации определяется дей ствующим законодательством и подрядными договорами между за интересованными сторонами.
Существует два вида подрядных договоров: г е н е р а л ь н ы й и г одовой. Генеральный подрядный договор заключается между заказчиком и подрядчиком на все строительство в целом, если оно будет продолжаться более одного года. Наряду с генеральным до
говором заключается годовой договор |
на |
работы, производимые |
|
в течение одного года. Генеральный |
подрядчик может |
передать |
|
часть работ другой строительно-монтажной |
организации, |
которая |
5
в этом случае является субподрядчиком. Чаще всего субподрядным организациям передаются специальные монтажные, в том числе электромонтажные работы. Между генеральным подрядчиком и субподрядчиком заключается подрядный договор так же, как и между заказчиком и генеральным подрядчиком. Генеральный под рядчик несет ответственность перед заказчиком за выполнение всех работ. Субподрядчик ответственен только перед генеральным под рядчиком за порученные ему работы. Подрядные договоры заклю чаются в соответствии с «Правилами о подрядных договорах по строительству», утвержденными Постановлением Совета Минист ров СССР.
В договоре указываются наименования организаций, заключаю щих договор, перечень поручаемых работ, сметная их стоимость, сроки их выполнения и порядок оплаты. При заключении договора заказчик передает подрядчику проектные задания и сметно-финан совые расчеты. Поступающие от проектных организаций рабочие чертежи заказчик проверяет и передает подрядчику с надписью на каждом чертеже о принятии его к производству. Заказчик передает подрядчику оборудование и основные материалы. При наличии у за казчика железнодорожных путей, подвижного состава, собственных устройств водо-паро-электроснабжения и других вспомогательных устройств он предоставляет их подрядчику с оплатой по государст венным ценам и тарифам. Все взаимные поставки и услуги под рядчика и заказчика и порядок их оплаты предусматриваются в до говоре или в дополнительных соглашениях. К годовому договору прилагаются: список сооружений со сроками начала и окончания работ; сборник единичных расценок; календарный график произ водства работ; сроки выдачи рабочих чертежей и смет на отдель ные сооружения; сроки поступления оборудования и материалов, поставляемых заказчиком; особые условия, предусматривающие порядок оказания и оплаты заказчиком и подрядчиком взаимных услуг и поставок; условия использования подрядчиком возводимых им временных сооружений и пр. Заказчик представляет в финан совый отдел военного округа подрядный договор, справку о нали чии проектно-сметной документации, внутрипостроечный титульный список и копию сводного сметно-финансового расчета. Этим за казчик открывает финансирование строительства. Финансирование строительства начинается с выдачи подрядчику аванса (не более 15% от стоимости работ) на приобретение материалов и оплату заготовительных работ.
Подрядчик обязан вести работы в точном соответствии с рабо чими чертежами, техническими условиями и правилами на произ водство работ и заканчивать их в сроки, определенные договором. Если в процессе строительства подрядчик выявит неучтенные в смете и рабочих чертежах работы или ошибки, вызывающие изме нение сметной стоимости работ, он сообщает об этом заказчику. Заказчик в необходимых случаях производит уточнение сметной стоимости отдельных сооружений. Однако увеличение сметной
6
стоимости отдельных сооружений производится без изменения об щей суммы утвержденной сметной стоимости строительства за счет сумм на непредвиденные работы или за счет уменьшения стои мости других сооружений. Все возникающие в процессе строитель ства мелкие отступления, не меняющие принципов принятого в проекте решения, согласовываются между подрядчиком и заказчи ком и фиксируются в исполнительских чертежах, которые переда ются по окончании строительства заказчику. Заказчик имеет право проверять ход и качество выполненных подрядчиком работ, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Оплата выполненных работ производится после приемки их за казчиком и после предъявления подрядчиком счета в финансирую щий орган. Счета подрядчика должны подтверждаться актами приемки выполненных работ, подписанными заказчиком и подряд чиком. Поскольку составление этих актов требует детальной про верки объемов и качества выполненных работ, такие акты по объ ектам сметной стоимостью до 20 тыс. рублей составляют после окончания всех работ*, а по объектам со сметной стоимостью свы ше 20 тыс. рублей — один раз в три месяца. Акт приемки выпол ненных работ составляют по фо р м е 2 после завершения всех работ по объекту, а также по форме 2а — по мере завершения от дельных этапов строительства или по форме 26 по проценту техни ческой готовности. При выполнении работ в зимнее время акт со ставляют по форме 2в (приложение 2), учитывающей дополни тельные расходы. Ежемесячные расчеты производятся по счетам, сопровождаемым справкой о стоимости выполненных работ (при ложение 3), составляемой ориентировочно. Заказчик обязан ак цептовать (дать согласие на оплату) счет подрядчика не позднее 72 часов по получении счета. Если в течение этого времени в фи нансовый орган не поступит отказа заказчика, счет считается акцептованным, и финансирующий орган производит его оплату. При квартальных расчетах учитываются ранее произведенные пла тежи и производится погашение авансов.
По окончании всех работ по всему объекту в целом или по от дельному сооружению (при стоимости объекта свыше 200 тыс. руб лей) составляется акт приемки объекта в эксплуатацию (приложе ние 4), в котором отмечается соответствие произведенных работ заключенному договору, проекту, рабочим чертежам, техническим условиям и правилам с оценкой качества этих работ. Дополни тельные работы, не предусмотренные в проекте и выявившиеся в ходе строительства, не должны задерживать приемки и сдачи за конченного строительством сооружения.
На основании приемо-сдаточного акта в течение 30 дней после приемки производятся окончательные финансовые расчеты. При нарушении условий подрядного договора нарушившая сторона не
* Это положение намечается распространить на объекты со сметной стои мостью до 50 тыс. рублей.
7