Файл: Володарский Л.М. Наша Родина. Цифры, факты, сравнения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
нию многих ученых, переворот, который она совершила в жизни человечества, несоизмерим ни с одним другим открытием за всю историю. Уже проводились опыты всемирного телевидения с помощью искусственных спутников. Навигация... И здесь ориентирами, как пола гают специалисты, могут стать специально для этого созданные искусственные спутники Земли. Уже сегодня данные, получаемые со спутников, облегчают составле ние прогнозов погоды. С помощью спутников открыты радиационные пояса Земли, установлена телесвязь меж ду Москвой и Владивостоком.
Так, шаг за шагом, совершенствуя технику и рас ширяя сферу деятельности, советские люди овладевают тайнами Космоса. Они это делают в интересах людей, в интересах мира. И Советский Союз является инициато ром подготовки международных соглашений, по кото рым никогда и ни одна страна не должна использовать Космос в военных целях. Космос должен служить ми ру, и за это борются советские люди.
ОБРАЗОВАНИЕ
В СССР
8
В Конституции Советско го государства законода тельно закреплено право граждан на образование. Это право не пустая фор мальность — оно в нашей стране предоставляется каждому. Для того чтобы получить образование, нужны только желание и трудолюбие. Огромное ко личество учащихся выс ших учебных заведений получает стипендии. Го сударство тратит колос сальные средства на раз витие народного образо вания.
Прошло всего несколь ко десятилетий. И страна, 3Д населения которой было неграмотным, пре вратилась в страну почти
151
абсолютной грамотности. Около трети населения (более 73 млн.) охвачено сейчас различными видами обуче ния — это в 7 раз больше, чем в царской России. Каж дый третий житель нашей страны в возрасте от семи лет и старше учится. Из них 4 млн. — студенты высших учебных заведений. Это в 3,5 раза больше, чем в Ангции, Франции, Федеративной Республике Германии и Италии, вместе взятых. На 10 тыс. населения в Совет ском Союзе приходится 176 студентов, а в Японии — 84, во Франции — 71, в Англии — 58, в Италии — 50,
вФедеративной Республике Германии — 45 студентов.
ВСоединенных Штатах Америки на каждые 10 тыс.
человек приходится 208 студентов, но это в основном студенты коммерческих училищ, тогда как у нас — раз личнейших специальностей. В 1966 г. выпуск инжене ров в Советском Союзе составил 180 тыс. человек, а в США — 41 тыс., т. е. в 4 раза меньше.
Если в 1914/15 учебном году в царской России было 105 высших учебных заведений и 450 техникумов, то в 1940/41 учебном году в СССР было 817 высших и 3773 средних специальных учебных заведений. Число специалистов с высшим и средним образованием, заня тых в народном хозяйстве, увеличилось со 190 тыс. в 1913 г. до 521 тыс. в 1928 г.; с 2,4 млн. к 1 января в
1941 г. почти до 13 млн. в 1966 г., из них более 5 млн. имеет высшее образование.
В народное хозяйство ежегодно приходит свыше 180 тыс. молодых инженеров, более 260 тыс. техников и сотни других высококвалифицированных специалис тов ; только за послевоенный период в нашей стране бы ло подготовлено 5,7 млн. специалистов с высшим и 9,2 млн. со средним специальным образованием.
Изысканиями в различных областях знаний занято 712 тыс. научных работников — в довоенном 1940 г. их было менее 100 тыс.
152
До революции на современной территории Белорус ской, Узбекской, Казахской, Азербайджанской, Литов ской, Молдавской, Киргизской, Таджикской, Армян ской и Туркменской ССР совсем не было высших учеб ных заведений. На всю Сибирь было одно только техни ческое среднее специальное учебное заведение, располо женное в Иркутске, а в республиках Средней Азии, Казахстана, Грузии и Армении не было ни одного сред него технического специального учебного заведения.
ВТаджикистане в государственном архиве есть лю бопытный документ — первый приказ Народного Ко миссариата просвещения. Приказ, изданный в 1919 г., требует «принять на учет всех работников народного об разования, учителей и служащих школ — всего 31 че ловек, 4 интерната и 3 начальные школы с количеством учащихся 152 человека». В 1966 г. в Таджикистане бы ло около 3 тыс. общеобразовательных школ, в них училось 613 тыс. человек.
В1913 г. в царской России было около 200 тыс. спе циалистов с высшим и средним образованием. А в
1965 г. только на Украине их было 2,3 млн., в Белорус сии — 397 тыс., в Грузии — 248 тыс. человек.
Сейчас каждая союзная республика имеет разветв ленную сеть высших и средних учебных заведений, го товящих специалистов для народного хозяйства и куль туры.
Численность учащихся высших и средних специаль ных учебных заведений по союзным республикам в 1966/67 учебном году по сравнению с 1960/61 учебным годом показана в табл. 9 (в тыс. человек).
За короткий исторический срок, на который падают две разрушительные войны, в нашей стране произошла подлинная культурная революция.
В 1939 г. на 1000 человек, занятых в народном хо зяйстве, приходилось 123 человека с высшим и средним
7 Л . М. Володарский |
153 |
Таблица 9
|
|
У ч а щ и х с я с р е д н и х |
||
У ч а щ и х с я в у з о в |
с п е ц и а л ь н ы х у ч е б |
|||
|
|
н ы х з а в е д е н и й |
||
Р е с п у б л и к и |
|
|
1966 |
- |
1 9 6 0 - |
1 9 6 6 - |
1 9 6 0 - |
||
1961 гг. |
1967 гг. |
1961 гг. |
1967 |
гг. |
РСФСР ................ |
.... |
1487 |
2470 |
1230 |
2409 |
Украинская ССР . . . . |
418 |
739 |
398 |
719 |
|
Белорусская ССР . . . . |
59 |
116 |
63 |
135 |
|
Узбекская |
ССР ................. |
101 |
188 |
53 |
122 |
Казахская |
С С Р ................. |
77 |
163 |
86 |
193 |
Грузинская |
ССР . . . . |
58 |
81 |
26 |
43 |
Азербайджанская ССР |
30 |
78 |
27 |
65 |
|
Литовская |
С С Р ................. |
27 |
51 |
32 |
61 |
Молдавская ССР . . . . |
19 |
41 |
17 |
40 |
|
Латвийская |
ССР . . . . |
22 |
36 |
25 |
41 |
Киргизская |
ССР . . . . |
17 |
37 |
17 |
35 |
Таджикская |
ССР . . . . |
20 |
35 |
12 |
27 |
Армянская |
ССР ................. |
20 |
43 |
15 |
36 |
Туркменская ССР . . . . |
13 |
23 |
12 |
25 |
|
Эстонская ССР ................. |
14 |
22 |
16 |
27 |
(полным и неполным) образованием, в 1959 г. — уже 433 человека, а в 1966 г. — 542 человека. В школах ра бочей и сельской молодежи и школах для взрослых в начале семилетки обучалось 1,9 млн. человек, в конце семилетки 4,8 млн. Теперь большинство молодежи име ет восьмилетнее образование, большая часть юношей и девушек идет работать после окончания 9-го и 10-го классов средней школы.
Экспертные оценки показывают, что рабочие с 9— 10-классным образованием, как правило, быстрее в 2 ра за осваивают новую технику, чем их товарищи, окон чившие 6—7 классов. По данным лаборатории экономи ки народного образования при Московском государст венном педагогическом институте им. В. И. Ленина, на
154
Московском заводе им. Владимира Ильича на прирост одного тарифного разряда слесаря-инструментальщика с образованием 5—6 классов затрачивают в среднем 5 лет, а с образованием 7 классов — немногим более трех лет. При 8—9-классном образовании на прирост одного тарифного разряда уходит от двух до трех лет, а у десятиклассников в большинстве случаев год и очень редко полтора.
С ростом общего, специального и культурного уров ня рабочих повышается их творческая активность, бы строта освоения новых видов работ, способность рабо тать на разнотипном оборудовании, выполнять смеж ные операции, внедрять элементы научной организации производства на своем рабочем месте.
В деревне все большую роль во всех отраслях сель скохозяйственного производства начинает приобретать механизация, а значит, и люди, знающие технику.
Так, на деле разрешается задача коммунистическо го общества: ликвидируются различия между умствен ным и физическим трудом, между городом и деревней.
Формы подготовки и повышения квалификации ра бочих и колхозников самые различные. Ежегодно мно гие миллионы рабочих и служащих повышают свою квалификацию. Так, только в 1965 г. более 9 млн. ра бочих и служащих прошли обучение по повышению квалификации. В этом же году почти 4 млн. рабочих и служащих обучены новым профессиям. Было подготов лено 772 тыс. механизаторов для сельского хозяйства.
Наша молодежь получает профессии, связанные с различными отраслями народного хозяйства — про мышленности, строительства, транспорта и т. д., в учи лищах и школах профессионально-технического образо вания. За один лишь 1966 г. в таких учебных заведе ниях было подготовлено более миллиона квалифициро ванных рабочих.
7* |
155 |
Наша интеллигенция также формируется и попол няется из народа. Сразу же после окончания граждан ской войны рабочая и крестьянская молодежь стала учиться. Началась небывалая борьба за создание новой, народной интеллигенции, преданной великому делу ра бочих и крестьян, делу строительства коммунизма.
За последние годы в вузах страны обучалось с отры вом от производства 50% молодежи из рабочих семей. Для сравнения укажем, что во Франции и ФРГ дети рабочих и крестьян составляют всего 3—5% общего чис ла студентов.
В 1958 г. из каждой тысячи человек, занятых в на родном хозяйстве, в просвещении, здравоохранении, на уке и научном обслуживании, искусстве, работало 102 человека, а в 1966 г.— уже 141 человек. Более полови ны работающих в народном хозяйстве имеет высшее образование или среднее (полное и неполное).
За прошедшее семилетие были построены Курский и Туркменский политехнические институты, Новосибир ский и Донецкий университеты, индустриальные инсти туты в Тюмени и Павлодаре и многие другие. Расшире ние высшего образования за прошедшее семилетие при вело к тому, что сейчас в отраслях народного хозяйст ва работает 5,2 млн. специалистов, имеющих дипломы высшей школы.
Постоянное увеличение числа обучающихся в выс ших учебных заведениях и техникумах требует дальней шего расширения учебных заведений. Открыты инсти туты народного хозяйства в Баку и Киеве, ставится во прос об организации таких институтов в Новосибирске, Свердловске, Воронеже, будет создан ряд новых техни кумов. Вуз сегодня — это не только учебный, но и круп ный научно-исследовательский центр.
Недавно опубликованное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению
156
подготовки специалистов и совершенствованию руковод ства высшим и средним специальным образованием в стране» создает благоприятные условия для укреп ления экономических стимулов в вузах. Это постанов ление предоставило ректорам вузов право использовать 75% суммы превышения доходов над расходами, полу ченных за выполнение хоздоговорных работ, для даль нейшего развития научных исследований и совершенст вования учебного процесса сверх ассигнований по пла нам капитальных вложений.
Развитие новых отраслей науки и техники потребо вало пересмотра структуры высших и средних специ альных учебных заведений. Введено обучение по 150 но вым специальностям, важным для народного хозяй ства.
Для подготовки экономистов у нас создана развет вленная сеть учебных заведений. Кроме 36 специаль ных вузов, призванных вести подготовку только специ алистов по экономике, экономические кадры высшей квалификации готовятся также в ряде университетов и во многих индустриальных, политехнических высших учебных заведениях, имеющих экономические факуль теты или отделения.
Около 280 техникумов и других специальных учеб ных заведений готовят статистиков, плановиков и дру гих специалистов в области экономики.
За последнее пятилетие в высших и средних учеб ных заведениях было подготовлено 600 тыс. специалис тов по вопросам экономики: это почти на 150 тыс. спе циалистов больше, чем в предыдущей пятилетке. Вместе с тем специалистов с высшим и средним экономиче ским образованием не хватает: как отмечалось на XXIII съезде КПСС, среди работников экономических служб, занятых в народном хозяйстве, все еще значи тельная часть не имеет специального экономического
157
образования. В нынешней пятилетке предусматривается подготовить для народного хозяйства 840 тыс. эконо мистов с высшим и средним специальным образова нием.
У нас в стране более 3 тыс. музыкальных школ для детей, в которых занимаются свыше 500 тыс. юных граждан; 47 высших учебных заведений искусств, где обучаются 33 тыс. студентов; сотни средних учебных заведений, в которых обучаются 98 тыс. будущих ра ботников искусств.
За годы Советской власти создано и развивается бур ными темпами массовое физкультурное обучение. Сей час в стране насчитывается 46 млн. физкультурников, за последние 7 лет подготовлено почти 32 млн. спорт- сменов-разрядников, свыше 35 тыс. мастеров спорта. В советской школе, где обучается 43 млн. детей, физи ческая культура — это обязательная дисциплина учеб ного плана, оценка по которой входит в аттестат.
Среднюю школу в 1966—1970 гг. окончит в 4 раза больше молодых людей, чем за предшествующие пять лет. Будет построено свыше 22 тыс. новых школ. Обяза тельное полное среднее образование молодежи является еще одним убедительным доказательством преимуще ства социализма, который выдвигает на одно из пер вых мест вопрос образованности, грамотности народ ных масс, видя в этом залог успешного развития об щества.
Одним из примеров заботы государства о народном образовании являются льготы для студентов-заочников. Рабочим и служащим, допущенным к вступительным экзаменам в вечерние и заочные техникумы, предостав ляется по основному месту работы дополнительный от пуск на 10, а сдающим экзамены в вечерние и заочные вузы — на 15 календарных дней, не считая времени на проезд к месту учебного заведения и обратно.
158
Для лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов рабочие и служащие ежегодно получают дополнитель ный отпуск с сохранением заработной платы; на пер вом и втором курсах вечерних техникумов — 10, вечер них вузов — 20, а заочных техникумов и вузов — 30 ка лендарных дней; на третьем и последующих курсах — соответственно 20, 30 и 40 календарных дней. Если обу чение на последнем курсе продолжается один семестр, то продолжительность отпуска для сдачи курсовых эк заменов уменьшается наполовину.
Лишь немногие страны мира могут сравниться с на шей по числу студенток высших учебных заведений. Если в 1927/28 учебном году женщины в контингенте учащихся вузов составляли 28%, то к 1966 — 1967 гг. их число возросло до 45%. В США женщины в числе студентов составляют 39,1%, в Англии — 27,4, в Ф Р Г - 30,5, в Японии — 15,8%. Особенно разительная разница в числе студенток высших технических учебных заве дений. В СССР женщины в общем числе учащихся вту зов составляют сейчас 30,8 %, в США — 0,8, в Анг лии— 1,1, в ФРГ — 2,7, в Италии — 5,5%.
Более 2,5 млн. женщин, занятых в народном хозяй стве, имеют дипломы высших учебных заведений. В их числе 487 тыс. инженеров, 119 тыс. агрономов, зоотех ников и ветеринарных врачей, 181 тыс. экономистов и экономистов-статистиков.
Среднее специальное образование имеют 4,423 тыс. женщин (по данным на 15 ноября 1965 г.). Из них более 1 млн. техников, 201 тыс. агрономов, зоотехников, вет фельдшеров и веттехников, 409 тыс. плановиков и ста тистиков, 1336 тыс. медицинских работников, 1058 тыс. педагогов, библиотечных и культурно-просветительных работников.
К концу 1965 г. в стране насчитывалось 254,8 тыс. женщин научных работников, т. е. почти вдвое больше,
159