Файл: Володарский Л.М. Наша Родина. Цифры, факты, сравнения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
продолжает оставаться одним из самых высоких в Ев ропе.
Высокие и устойчивые темпы планомерного разви тия социалистической экономики обеспечивают необхо димый прирост новых рабочих мест.
Материальная заинтересованность при социализме не связана с эксплуатацией человека человеком и, сле довательно, с антагонистическим противопоставлением личности обществу, людей друг другу.
Как экономическая категория социализма матери альная заинтересованность выражает отношения или, точнее, необходимую связь между результатами труда и степенью удовлетворения всех нужд работника. Ма териальная заинтересованность при социализме высту пает в трех основных формах: общественной, коллек тивной и личной.
Общественная материальная заинтересованность в результатах труда выражает интересы каждого члена общества в непрерывном развитии и совершенствовании общественного производства и присуща только социа лизму. Интересно, что бывший посол США в Советском Союзе Аверелл Гарриман в своей книге «Мир с Рос сией» писал, что его изумила обнаруженная у от дельных рабочих заинтересованность и гордость их соб ственным вкладом в достижение общегосударственной задачи.
Гарриман разглядел заинтересованность лишь у от дельных рабочих. Но и полупризнание видного предста вителя империалистической идеологии свидетельствует о многом. Особенно, если вспомнить, что почти целое столетие организаторы капиталистического производ ства заняты поисками средств «улучшения отношений» рабочих с предпринимателями. Американский инженер Тейлор в разработанной им системе исходил из положе ния, что рабочие сплошь алчны и эгоистичны. Так
32
называемый тейлоризм преследовал цель, строго регла ментировать каждое движение рабочих и таким обра зом выжать из них все соки. В последующие годы по явились планы Сканлона и Хелси, знаменитая система Бедо и, наконец, система «народного» капитализма. Од нако рабочий класс капиталистических стран распо знает, куда ведут эти приманки, и столь желанный мир между капиталом и трудом никак не установить.
Экономика нашей страны развивается непрерывно высокими темпами. Какой смысл заключен в этом бур ном росте? Чтобы ответить на этот вопрос не обязатель но быть социологом или экономистом. Каждый совет ский человек знает, что Коммунистическая партия и Советское государство, опираясь на успехи нашей эко
номики, делают все возможное, чтобы улучшить жизнь народа.
Чем быстрее растет производство и повышается про изводительность труда каждого работника, тем замет ней улучшается жизнь народа. Иными словами, мате риальное положение каждой советской семьи прямо связано с ростом общественного богатства. Обобщаю щим показателем общественного богатства, как извест но, является национальный доход.
Национальный доход Советского Союза по своему объему один из самых значительных в мире. За послед ние пять лет национальный доход, используемый на потребление и накопление, вырос на 33% и составил в 1965 г. в целом свыше 190 млрд, руб., почти три чет верти этой суммы (141 млрд.) было направлено в фонд потребления, т. е. в различных формах на удовлетворе ние потребностей советских людей.
Еще быстрее будет расти национальный доход в ны нешней, восьмой пятилетке. Он возрастет на 33—41%. Фонд потребления за это же время увеличится на 36— 39%. Практически это значит, что среднегодовой
2 Л. М. Володарский |
33 |
прирост фонда потребления составит 11 млрд. руб. А в предыдущем пятилетии он увеличивался лишь на
6,5 млрд.
Говоря о росте народного благосостояния, прежде всего нужно представить себе один из его главных пока зателей. Я имею в виду реальные доходы населения. Их величина зависит от размеров оплаты по труду, от суммы выплат и льгот из общественных фондов потреб ления и от уровня розничных цен.
Весь опыт полустолетней истории нашей страны — это путь социально-экономических поисков повышения жизненного уровня всего народа. Немало было сделано в этом смысле в прошлую семилетку. Минимальный за работок в СССР вырос с 27—35 до 40—45 руб. в месяц. С 1 января 1968 г. он увеличивается до 60 руб. в месяц. Кроме того, прямое увеличение ставок низкооплачива емым рабочим и служащим будет идти параллельно с сокращением числа неквалифицированных рабочих и служащих — помогут механизация вспомогательных работ и простейших счетных операций, внедрение в про изводство автоматики.
В1966 г. средняя заработная плата рабочих и слу жащих составила 99 руб., а с учетом выплат и льгот —
134 руб.
Внынешней пятилетке фонд оплаты труда рабочих, служащих и колхозников возрастет примерно на 40%. Среднюю заработную плату рабочих и служащих на мечается повысить за пять лет не менее чем на 20% —
с95,6 руб. в 1965 г. до 115 руб. в месяц в 1970 г., а ес ли учесть выплаты и льготы за счет общественных фон дов потребления, то вместе с ними в расчете на одного работающего заработная плата повысится со 129 руб.
в1965 г. до 155 руб. в 1970 г. Доходы колхозников от общественного хозяйства возрастут в среднем на 85—= 40%.
34
В нашей стране с ее огромной территорией и разно образными условиями жизни населения величина зара ботка отдельных групп трудящихся определяется с уче том особенностей различных районов. Сюда относятся природно-климатические условия, уровень хозяйствен ного освоения районов и т. д. В тех случаях, когда надо обеспечивать более высокую оплату за равный труд, применяют специальные коэффициенты к заработной плате. Такие коэффициенты есть, например, в районах Дальнего Востока, Сибири, Европейского Севера.
И еще один важный момент. Чтобы заинтересовать работников сферы производства в результатах труда, предусмотрено более широкое использование фондов материального поощрения, образуемых из прибыли.
Прибыль в СССР (в отличие от стран капитализма) не является главной целью производства. Нас интересу ет прежде всего продукция, которая идет на удовлетво рение потребностей населения и производства. Прибыль же используется в качестве показателя, измеряющего и стимулирующего эффективность работы предприятий, а также в качестве источника поощрительных и обще ственных фондов.
За счет прибылей поощряются предприятия, разра батывающие и выполняющие прогрессивные плановые задания. Это выгодно как для самих предприятий, так и для общества. Значит, речь тут вовсе не в ослаблении планирования, в чем пытаются убедить себя и других отдельные злопыхатели на Западе. Скорее, наоборот: говоря о новой системе, мы ведем речь о всемерном улучшении наших планов, ибо планирование и исполь зование закона стоимости нельзя отрывать друг от друга, а стоимостные рычаги — это орудие уточнения
иулучшения качества планирования.
Сулучшением показателей работы предприятия
размеры фонда материального поощрения и выплат
2 |
35 |
будут возрастать, потому что нормативы отчислений от прибыли устанавливаются на несколько лет.
Укрепление материальных стимулов одновременно способствует росту сознательности трудящихся и раз витию моральных стимулов к труду, которые обладают величайшей силой, направляющей энергию миллионов на создание для всего общества материальных и куль турных ценностей. Единство материальных и моральных стимулов проявляется в том, что они непосредст венно связаны с общественной материальной заинтере сованностью. Конечный результат — рост общественно го производства, а, значит, и повышение благосостоя ния каждого члена общества. Это находит, в частности, свое яркое выражение в широком развитии труда на общественных началах. Новые общественные формы содействия научно-техническому прогрессу (обществен ные бюро и группы экономического анализа, нормиро вания и т. д.) обладают высокой эффективностью, при носят весьма ощутимые результаты.
Наряду с прямым повышением заработной платы продолжается линия на сокращение налогов. В настоя щее время в среднем на 25% снижаются ставки нало гов с заработной платы от 61 до 80 руб. в месяц.
Материальную базу для постепенного преодоления социально-экономических и культурно-бытовых разли чий между городом и деревней образуют широкая про грамма развития сельскохозяйственного производства, подъем экономики колхозов и совхозов. Сближение уровней жизни сельского и городского населения про исходит в результате быстрого роста доходов колхозни ков и таких мероприятий, как приближение условий пенсионного обеспечения колхозников к условиям обес печения рабочих и служащих; более быстрое развитие торговли и бытового обслуживания на селе; ускоренное строительство государственного жилья в совхозах; опе
36
режающие темпы расширения бытового потребления электроэнергии и газификации жилого фонда в дерев не ; строительство на селе школ, детских садов и яслей, больниц, клубов, библиотек, кинотеатров; широкое внедрение телевидения; ежемесячная гарантированная оплата труда колхозников, которая сравняла их по уровню заработной платы с рабочими совхозов.
Все это вместе взятое дает такой результат: денеж ные и натуральные доходы колхозников от обществен ного хозяйства возрастут почти в 2 раза быстрее зара ботной платы горожан — рабочих и служащих.
Здесь мы снова сталкиваемся с общей закономер ностью — опережающий рост общественных фондов по требления по сравнению с фондом оплаты по труду. За предыдущее пятилетие (1961—1965 гг.) реальные до ходы в расчете на душу населения увеличились на 20 %, а общественные фонды потребления — на 52%. На 1966—1970 гг. намечается увеличение реальных дохо дов в расчете на душу населения примерно на 30%, объем общественных фондов потребления возрастает не менее чем на 40%. Такая пропорция позволяет ис пользовать прирост ресурсов потребительских благ прежде всего для увеличения заработной платы, сти мулирования роста производства и повышения его эко номической эффективности.
Итак, расширение общественных фондов потребле ния при социализме идет главным образом по двум направлениям: во-первых, для улучшения социально культурного обслуживания населения; во-вторых, для улучшения обеспеченности нетрудоспособных членов общества.
В капиталистических странах трудящиеся, чтобы получить в старости пенсию, вынуждены в течение всей трудовой жизни делать взносы из своей заработной пла ты. Эти взносы в США, например, составляют 4,125%
37
заработка, в Англии — 4—8, во Франции — 6, в ФРГ — 7% заработной платы.
В СССР в настоящее время на выплату пенсий еже годно расходуется около 11 млрд. руб. Напомним, что это равно сумме среднегодового прироста фонда потреб ления в новой пятилетке. Заботу о людях, которые большую часть своей жизни отдали труду, а теперь пе решли на заслуженный отдых, берет на себя социали стическое общество.
Претворяются в жизнь решения XXIII съезда КПСС о дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения. Снижен на 5 лет возраст, дающий право на пенсию по старости, работницам отдельных профессий предприя тий текстильной промышленности, занятым на работах с повышенной интенсивностью труда. Повышены пен сии многим категориям пенсионеров..
В США право на пенсию по старости имеют мужчи ны в 65 лет, женщины — в 62 года; в Швеции мужчи ны и женщины — в 67 лет; в Канаде и Норвегии — да же в 70 лет; в ФРГ мужчины и женщины — в 65 лет.
Согласно Кодексу законов о труде все предприятия и учреждения должны принимать необходимые меры для устранения вредных условий на производстве, пре дупреждения несчастных случаев и содержания мест работы в надлежащем санитарно-гигиеническом состоя нии, как это предусмотрено общими и специальными обязательными постановлениями.
Научной разработкой проблем безопасности труда занимаются в нашей стране многочисленные учрежде ния: научно-исследовательские институты и заводские лаборатории различных отраслей промышленности, строительства, транспорта и связи; шесть научно-иссле довательских институтов охраны труда (Московский, Свердловский, Ленинградский, Ивановский, Тбилисский и Казанский); четырнадцать лабораторий охраны тру
38
да ВЦСПС, расположенных в крупнейших промышлен ных центрах; институты гигиены и санитарии минис терств здравоохранения СССР и союзных республик.
Государство ежегодно затрачивает миллионы руб лей на выплаты и льготы, связанные с условиями тру да. На работах с вредными условиями рабочий день со кращен до 6 час., а в некоторых случаях — до 4—5 час. Более 5 млн. взрослых трудящихся пользуются этими льготами.
Подросткам в возрасте от 16 до 18 лет установлен шестичасовой рабочий день, а до 16 лет—четырехчасо вой. Им предоставляется оплачиваемый отпуск в 30 ка лендарных дней в году. Труд подростков в производст вах и на участках с неблагоприятными и тяжелыми ус ловиями вообще запрещен.
Советское правительство проявляет большую заботу об улучшении торгового обслуживания населения. На строительство магазинов и других торговых предпри ятий, складов, овощехранилищ за минувшие пять лет
израсходовано более 4 млрд, |
руб., |
открыто |
около |
65 тыс. магазинов, расширена |
сеть |
складов и |
холо |
дильников.
Только в течение одного 1966 г. было продано насе лению 1,9 млн. холодильников, свыше 3,5 млн. стираль ных машин и много других предметов, улучшающих быт, облегчающих домашний труд людей. В 1970 г. советские люди получат, например, радиоприемников, радиол и телевизоров почти вдвое больше, холодильни ков в 3 раза больше по сравнению с 1965 г.
Постоянная забота Советского государства об улуч шении условий жизни трудящихся проявляется не толь ко в том, что строится много новых жилищ. У нас са мая низкая квартирная плата, она составляет в бюдже те семьи вместе с коммунальными услугами около 4%. Известно, что в капиталистических странах квартирная
39