ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
А. А. Ветров
Се м и о т и к а
ИЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Издателъство политической литературы
Москьа • 1968
^ М И Ч Н Л *
Г
< 0
_ |
Б |
1 |
3 |
^ |
4 о |
Ветров А. А.
В39 Семиотика и ее основные про блемы. М., Политиздат, 1968.
264 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
Семиотика, изучающая знаки и языки, тесно связана с психологией, кибернетикой, математиче ской логикой и современной лингвистикой. Сейчас она быстро развивается, являясь ареной споров между ма териализмом и идеализмом. В книге анализируются центральные понятия семиотики — понятия знака и языка, показана специфика знаковых ситуаций у че ловека, животных и кибернетических машин. В ней рассматриваются также вопросы о том, можно ли го ворить о зачатках языка у животных, мыслят ли кибернетические машины и т. п.
Отзывы на книгу просим присылать по адресу: Москва, А-47, Миусская пл., 7, Политиздат, редакция литературы по марксистско-ленинской философии и
научному атеизму.
1- 5-7 |
1М |
91-68
Введение
Когда читатель встречает название ка кой-либо науки, то обычно оно о чем-то ему говорит. Он вспоминает то, что изучал в школе или вузе; даже если содержание науки ему неизвестно, все же в его памяти всплы вают отдельные упоминания о ней в научнопопулярных книгах и журналах, составля ющих круг его чтения. Однако слово «семио тика» едва ли что-нибудь скажет широкому читателю.
В этом факте не было бы ничего удиви тельного, если бы речь шла о дисциплине, понятия которой носят узкоспециальный ха рактер. Например, большинство из нас не знает, что такое карпология, ринология и т. п., и это представляется вполне естествен ным: в данном случае мы имеем дело с науками, которые оперируют понятиями, далекими от повседневной практики боль шинства людей. Разве, например, могут пред ставлять общий интерес понятия карполо гии — отдела ббтаники, изучающего плоды растений, или понятия ринологии — отдела медицины, изучающего болезни носа?
Иное дело семиотика. Эта наука разраба тывает понятия (знака, языкового знака,
1 |
3 |
языка и т. п.), к которым мы прибегаем в нашей повседневной жизни, с которыми мы знакомимся, изучая психологию, физиоло гию высшей нервной деятельности, языко знание, логику и т. д. Другими словами, семиотические понятия охватывают широ кую область нашей деятельности и наших рассуждений. Мы постоянно используем эти понятия, не отдавая, однако, отчета в том, что они относятся к области особой науки — семиотики.
Следовательно, причиной сравнительно слабого знакомства с семиотикой широких читательских кругов не может быть узко специальный характер ее основных понятий. Эта причина в другом: семиотика является относительно молодой наукой, которая в нашей стране стала разрабатываться (глав ным образом со стороны гносеологических проблем) лишь в самые последние годы.
Приступая к изучению семиотики, нужно иметь в виду, что термин «семиотика» обла дает несколькими смыслами. Под семиоти кой, во-первых, подразумевают науку о знаках. Во-вторых, лица, знакомые с меди циной, знают, что семиотикой называют один из разделов диагностики, в котором изу чаются и оцениваются признаки, симптомы болезней. Здесь слово «семиотика» употреб ляется в его первоначальном смысле: грече ское ветеШИсоп (от зетеюп — знак, приз нак) обозначало первоначально науку о симптомах в медицине. Наконец, упомянем, что термину «семиотика» может быть присущ еще один смысл. Так, Г. Гермес в своем про
4
изведении «Семиотика» (1938) характеризует семиотику как научную дисциплину, отно сящуюся к области исследований оснований математики. В настоящей книге нас будет интересовать лишь семиотика как наука о знаках.
Начало науке о знаках было положено американским философом Чарльзом Морри сом (род. в 1901 г.). В 1938 г. он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики мы находим в его же книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 г. Это произ ведение, по словам самого автора, имеет «своей целью заложить основания всеобъем лющей и плодотворной науки о знаках».
Создавая |
новую науку — семиотику, |
|
Ч. Моррис во |
многом опирался |
на работу, |
проделанную |
американским |
философом |
Ч. Пирсом (1839—1914). Так, в предисловии к своей книге «Знаки, язык и поведение» Ч. Моррис указывает, что в основу'книги положена мысль, впервые высказанная Ч. Пирсом, а именно мысль о том, что опре деление значения знака сводится к опреде лению привычек, которые он производит.
Заслуги Ч. Пирса в области семиотики бесспорны. Он не только пытался охаракте ризовать ряд важных семиотических поня тий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.) и создать подробную клас сификацию знаков, но и отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть
5
предметом особой науки — семиотики, ко торую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых про цессов. Некоторые зарубежные и советские философы, исходя из этого, полагают, что именно Ч. Пирса следует признать родона чальником семиотики. Нам кажется, что это мнение не имеет под собою достаточных ос нований. Ч. Пирс не может считаться созда телем семиотики по двум причинам. Прежде всего, он не дал систематического изложения семиотики: его отдельные соображения по вопросам семиотики, часто довольно основа тельные и интересные, все же носят фрагмен тарный характер и разбросаны по разным работам. Не менее существенно, далее, и то, что Ч. Пирс не установил четких границ семиотики и смешивал ее с логикой: по его мнению, логика, в ее общем смысле, есть «лишь другое название для семиотики...»
Интересно отметить, что сама мысль о необходимости выделения семиотики в ка честве особой теории знаков была высказана впервые Д. Локком в «Опыте о человеческом разуме» (1690). Классификация наук, пред лагаемая английским философом, предусмат ривает существование не только физики и этики, но и семиотики, или учения о знаках, причем, подобно Ч. Пирсу, Д. Локк отож дествляет семиотику с логикой1. Д. Локк даже предпринял попытку рассмотреть не которые семиотические проблемы, связанные
1 См. Д. Локк. Избранные философские про изведения, т. 1. Соцэкгиз, 1960, стр. 695.
6
с природой, употреблением и значением язы ка, в 3-й книге своих «Опытов». Однако ему удалось достичь весьма незначительных ре зультатов.
Итак, еще до Ч. Морриса высказывалась идея о существовании семиотики. Более того, в этой области была проделана определен ная работа. Однако оформление семиотика получила все же в трудах Ч. Морриса.
Будучи по своим философским взглядам логическим позитивистом, испытавшим силь ное влияние прагматизма, Ч. Моррис под водит под семиотику неправильные теоретиче ские основания. По его мнению, семиотика должна рассматриваться в рамках науки о поведении. «Семиотика,— подчеркивает он,— не основывается на определенной философии», она «может быть развита наиболее плодот ворно на биологической основе...» (Курсив наш.—А. В.)
Противопоставление Ч. Моррисом фило софских основ семиотики (как ненаучных) биологическим (как научным) представляет собою типичное проявление основной тен денции логического позитивизма, заключаю щейся в отрицании научного значения фило софии, в замене философского анализа логи ческим анализом языка науки. На самом деле семиотика имеет как конкретно-науч ные, так и философские основания. Она опи рается на данные биологии, как и на данные других конкретных наук, в той их части, где речь идет о знаках. Вместе с тем она всегда строится на базе той или иной фило софии. Не является исключением и семио
7
тика, разработанная Ч. Моррисом. Вопреки его собственным заявлениям, она основы вается у него на определенной философии — философии логического позитивизма. Для нас же методологической основой семиотики является диалектико-материалистическая теория познания и материалистическое пони мание истории. Однако это не означает, что в работах Ч. Морриса нет ничего, кроме фи лософских заблуждений. В них содержится большой конкретный материал, хотя и осве щенный с ложных позиций.
Из всех направлений современной бур жуазной философии логический позитивизм вплоть до настоящего времени проявляет наибольшее внимание к семиотическим проб лемам. Можно, в частности, упомянуть ра боты крупнейшего представителя логического позитивизма — Р. Карнапа (см., например, его «Введение в семантику», опубликованное на английском языке в 1942 г., и книгу «Зна чение и необходимость», переведенную на русский язык в 1959 г.).
Иоформление семиотики и дальнейшее
ееразвитие в рамках логического позитивиз ма не случайно. Оно объясняется рядом причин. Логические позитивисты при объяс нении природы знания, не являющегося логико-математическим, стоят на позициях эмпиризма, а последнему всегда был свой ствен особый интерес к проблеме знака (на помним хотя бы о сенсуалистической тради ции в английской философии, особенно в трудах Т. Гоббса, Д. Локка и Дж. Ст. Мил ля). Эта тенденция эмпиризма к анализу
8
знаков была усилена в логическом позити визме двумя обстоятельствами. Во-первых, поскольку логические позитивисты сводят философию к анализу языка науки, перед ними встала задача разобраться в природе языка, а вместе с этим и знака вообще. Вовторых, анализируя структуру научного зна ния, логический позитивизм обращается к помощи современной формальной логики, которая, как известно, изучает свой предмет посредством построения синтаксических и семантических систем. В связи с этим встал вопрос о специфике использования знаков в таких системах, а вместе с ним опять-таки вопрос о специфике знаков вообще. Таким образом, разные причины побуждали логи ческих позитивистов к построению теории знаков.
Было бы грубой ошибкой игнорировать семиотику на том основании, что она широко разрабатывалась логическими позитивистами. Неверный философский подход к проблемам какой-либо науки не может свести на нет объективное содержание самой науки. Мы уже имели возможность убедиться в правиль ности этого на примере кибернетики, кото рая игнорировалась некоторое время тому назад частью наших философов, не сумевших отличить объективные законы кибернетики от неправильного их философского истолко вания.
Такими объективными законами обладает и семиотика. Идеализм может лишь дать им неверное объяснение, но он не в силах отме нить их. Более того, в ряде случаев он
9
вынужден считаться с ними. Особенно это относится к логическому позитивизму, ко торый настойчиво подчеркивает свою связь с наукой и не упускает возможности указать на «научность» своих выводов.
О принципиальной независимости объек тивных законов семиотики от философии логического позитивизма свидетельствует и тот факт, что к созданию семиотики как нау ки о знаках шли не только философы, но и лингвисты. Еще Ф. де Соссюр высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества. Она «должна,— писал де Соссюр,— открыть нам, в чем зак лючаются знаки, какими законами они управ ляются» С
Сам де Соссюр такой науки не создал. Его идея получила реализацию лишь в 1943 г., когда известный лингвист Бюиссен выпустил в Брюсселе на французском языке книгу «Языки и дискурсия». Хотя эта книга и не оказала, в отличие'от работы Ч. Морриса «Основы теории знаков», влияния на после дующий анализ семиотических проблем, ее все же можно рассматривать как важный этап развития семиотики в русле лингвисти ческой науки. Самый факт ее появления до казывает возможность построения семиотики и вне рамок философии логического позити визма.
Возникновение семиотики выражало объ ективную потребность развития научного1
1 Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. М., 1933, стр. 40.
10