Файл: Антифрикционные пористые сплавы Е. Ф. Меркулов. 1960- 6 Мб.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
Так, |
втулки из |
алькусипа, |
установленные |
на валики привода |
|
и фрикциона токарного станка |
вместо трех |
бронзовых |
втулок, |
||
показали |
хорошие |
результаты, |
оказались устойчивыми в |
работе |
при большой нагрузке по изготовлению тормозных чугунных бара банов.
В другом случае были применены втулки из алькусипа на валике фрикциона токарного станка «Красный Пролетарий» взамен бронзовых втулок. Этот станок работал на алькусипе с большой нагрузкой по изготовлению шестерен и по обточке болванок диаметром 250 мм
при длине I — 550 мм и весе 150—160 кг.
Если при бронзовых втулках станок вследствие большой нагрузки
быстро нагревался, а фрикционы горели, то втулки из алькусипа
даже не грелись. Мало того, никаких изменений в сторону сработан ности и заеданий алькусиповых втулок не обнаруживалось.
Алькусип дал возможность подтвердить отличное от правила Шарли положение: антифрикционный сплав может увеличить и улуч шить свои антифрикционные свойства и в том случае, если его струк тура будет состоять из сравнительно мягких включений определен ных размеров и в определенном количестве, равномерно рассеян ных в относительно более твердой основе.
Свинец в алькусипе образует с медью и алюминием при введении
поташа в количестве 1—5% не эмульсионный, а эвтектический раствор. Кроме того, с увеличением ввода поташа свинец в большом
количестве усваивается в алькусипе.
Алькусип не только имеет небольшие капиллярные ходы, по кото рым просачивается смазочное масло, уменьшающее трение в подшип никах, но обладает пористостью, вследствие чего вкладыши из этого сплава получают свойства сетчатых подшипников.
Необходимо иметь в виду, что при эксплуатации двигателей на вкладышах из алькусипа нужна более обильная смазка.
Новый антифрикционный сплав — алькусип (алюминиево-свинцо-
во-медный баббит) — обладает следующими преимуществами по срав нению с баббитом Б83: не содержит олова, при массовом производстве обходится в 15—20 раз дешевле, не расплавляется при перегреве,
обладает морозостойкостью, в 2—3 раза устойчивее, расход алькусипа в 2—2,5 раза меньше, чем баббита Б83.
Алькусип может и должен получить применение в автомобиль
ных, тракторных и авиационных двигателях, судовых и стационар ных установках, во всех машинах-двигателях и машинах-орудиях не только как подшипниковый антифрикционный сплав, но и как заменитель дорогостоящих оловянистых бронз марок Бр.ОЮ,
Бр.ОЦ10-2 и Бр.ОЦ8-4.
Внедрение алькусипа даст народному хозяйству ежегодно эко номию, исчисляемую многими тоннами остродефицитного олова и миллионами рублей.
ГЛАВА II
ПОРИСТАЯ АНТИФРИКЦИОННАЯ АЛЮМИНИЕВО-СВИНЦОВАЯ
БРОНЗА
9.Химический состав
Вотличие от алькусипа другой разработанный автором анти фрикционный сплав — алюминиево-свинцовая бронза 1 — является более простым по технике приготовления, так как пониженное содер
жание свинца в сплаве и более высокое содержание железа и кремния облегчают условия получения заданного химического состава. Алю миниево-свинцовая бронза содержит 92—93%А1; 5,0—5,5% Си;
0,5—0,6% Fe; 0,4—0,5% Si и 1—1,5% Pb. Она может быть реко мендована взамен дорогостоящих остродефицитных оловянистых бронз марок Бр.ОЮ, Бр. 010-2, Бр.08-4.
Для придания сплаву пористого строения в процессе плавки в него вводят поташ.
Химический состав пятикомпонентной пористой антифрикцион ной алюминиево-свинцовой бронзы зависит от ее назначения и тех нико-эксплуатационных требований к ней.
При назначении ее в качестве заменителя высокооловянистых
бронз и малооловянистых баббитов типа Б16 химический состав
бронзы рекомендуется следующий (в %): А1—92,5; Си — 5; Fe — 0,6; Si — 0,4 и Pb — 1,5, т. е. с наибольшим процентным содержа нием свинца; в этом случае поташ вводится во время плавки в коли
честве 1—1,5% от веса шихты. Бронза указанного состава пригодна для вкладышей коренных подшипников грузовых автомашин.
Для тракторных двигателей и других машин-двигателей как
стационарного, |
так и транспортного типа |
с числом |
оборотов |
|
до 1200 об/мин. |
наилучшие опытные результаты показала бронза |
|||
с содержанием (в |
%): А1 — 92,5; Си — 5,25; |
Fe — 0,55; |
Si —0,45; |
|
Pb — 1,25. |
во всех остальных случаях и в первую очередь при |
|||
И, наконец, |
работе металлорежущих станков для замены обыкновенных бронзо-
1 Авторское свидетельство № 105711 Комитета поделай изобретений и открытий при Совете Министров СССР по Госреестру от 16 марта 1957 г.
27
вых втулок, например на валиках их фрикционов, при особо тяже
лых ударных нагрузках ставится бронза с химсоставом, дающим большую твердость: А1—92,5%; Си—5,5%; Fe — 0,6%; Si —
0,4%; Pb —1,0%.
10. Шихтовка, плавка и заливка
Пористую антифрикционную алюминиево-свинцовую бронзу можно получать в тигельных печах, в печах типа «Мечта», в электро
печах, а при ремонтных работах, в случаях отсутствия цеха цветного литья — в простых нагревательных печах и горнах, обеспечивающих температуру расплавления меди. Для плавки могут использоваться
не только графитовые или шамотовые, но даже самодельные тигли. Таким образом, алюминиево-свинцовая бронза может быть полу
чена даже в полевых и походных условиях.
Учитывая интенсивное выгорание свинца и ферросилиция, ших товку бронзы при ее приготовлении в шахтных печах типа Калимана (на опыте многочисленных плавок, проделанных автором) устанавливают следующей:
1)первичный алюминий — 87%;
2)красная медь — 5%;
3)ферросилиций (75-процентный)—2%;
4)свинец — 6%;
Вполне очевидно, что чем плавильный агрегат более совершенен и чем опытнее плавильщик и заливщик, тем меньше будет угар элементов шихты. В шихту добавляется поташ в количестве 1 % ■от ее веса.
При использовании в шихте алюминиевого лома следует иметь в виду, что вес его не должен превышать 25% от веса всего шихтуе мого алюминия.
Перед плавкой производят тщательную подготовку шихты: све жий первичный алюминий разрубают на куски весом по 1,5—5 кг,
-а алюминиевый лом разбивают на мелкие куски с удалением из алю миния всех инородных включений; красную медь рубят на мелкие полосы или куски; ферросилиций толкут до порошкообразного состояния и просеивают через мелкое сито; свинец заготовляют
в кусочках весом 0,3—0,5 кг; поташ, обладающий большой гигро скопичностью, должен быть предварительно хорошо просушен
и прокален, а затем истолчен в порошок и положен во избежание его всплывания в «колокольчик». Поташ настолько гигроскопичен,
что и после прокаливания, перед самой плавкой или даже во время
плавки, его надо подсушивать или заново прокаливать.
Кроме того, перед плавкой в целях предохранения от окисления и выгорания элементов, составляющих шихту, следует обязательно заготовить толченый древесный уголь для покрытия им «зеркала»
металла. |
|
производиться |
|
не |
Такая заготовка шихтуемых материалов должна |
||
только |
при ведении тигельной плавки в печи |
Калимана, но |
|
и |
в более |
элементарных плавильных агрегатах, |
ибо она обеспе |
28
чивает лучший химический состав сплава и лучшие антифрикцион ные свойства.
Плавка производится в такой последовательности. Очищен ный графитовый или шамотовый тигель устанавливают в тигельную печь или другой плавильный агрегат и нагревают до красного кале ния примерно в течение часа. В том случае, когда нет возможности получать медную лигатуру, первым загружают в тигель алюминий;
медь растворяют в расплавленном алюминии.
Для предохранения алюминия от угара в тигель засыпают дре весный уголь в таком количестве, чтобы закрыть поверхность
«зеркала» металла.
После полного расплавления алюминия при выключенном дутье загружают толченый ферросилиций, который в тигле тщательно перемешивают. Далее снова включают дутье и продолжают плавку при повышении температуры до 850—900° С. Затем при выключен ном дутье в тигель вводят с помощью «колокольчика» истолченный в порошок поташ и половину шихтуемого свинца, которые пере мешивают ломиком, после чего вновь включают дутье.
Ввиду того, что диссоциация поташа происходит при температуре 900° и более, подогрев тигля необходимо вести до 950—1000°. Затем дутье выключают, тигель вынимают из горна и его поверхность очищают от угля и от твердой корки поташа, образование которой при плавке не следует допускать. Приготовленной таким образом бронзе дают отстояться, а затем производят отливку болванок
и слитков или заливку изложниц или кокилей при температуре жидкой бронзы 710—750°.
Перед самой заливкой вводят вторую половину шихтуемого свинца, причем свинец в тигле должен быть тщательно перемешан.
Заливка при данной температуре с вводом второй половины шихтуе мого свинца вызвана не только тем, что свинец при высокой темпе ратуре частично испаряется, но и необходимостью получения более однородного сплава.
Как плавку так и заливку надо вести по часам, а при наличии приборов контролировать температуру термопарой или оптическим
пирометром. |
необходимости заливки |
бронзы |
в тело подшпников |
|
В |
случае |
|||
(на |
стальную |
основу) обязательно |
надлежит |
применять припой |
бинарного химсостава: 25% А1 + 75% Zn; заливка в тело происхо дит так же, как при использовании алькусипа. Последовательность заливки следующая:
1)производится тщательная очистка рабочих поверхностей под
шипников напильником, шабером и стальной щеткой;
2)осуществляется полуда указанным выше припоем, для чего
подшипники полностью погружаются в расплавленный припой;
3)заливка бронзой производится в металлические формы при температуре 710—750° С;
4)для предупреждения появления трещин залитые подшипники
помещаются в шкаф с температурой в 70—90° С, где они в течение Р/2—2V2 час. постепенно остывают, а затем вынимаются и охла
29