ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
готовления различных прокладок, рукавов, для покрытия химической аппаратуры.
Высокие электроизоляционные свойства каучука используются в электротехнике.
Если ввести в полимерную молекулу бутиАкаучука бром, то получаются бромбутилкаучуки, которые достаточно быстро вулка низируются и хорошо совмещаются с други ми каучуками.
Очень интересными оказались каучуки, содержащие хлор, так называемые хлорпреновые каучуки, известные также под назва нием найриты. Они обладают прекрасной эла стичностью, стойки к тепловому старению и динамическим нагрузкам, но относительно тяжелы. Их удельный вес примерно на 25 про центов больше обычных. И это становится понятным, если учесть, что они содержат около 35 процентов хлора — газа, как извест но, тяжелого.
Секрет высоких качеств этого каучука за ключается и в том, что его макромолекула имеет регулярную структуру.
Молекула хлорпрена имеет следующий вид:
С1
сн2=с—си=сн2
Назовем левую половину молекулы «голо вой», а другую «хвостом».
При реакции полимеризации, как мы уже знаем, двойные связи раскрываются, в цент ре создается одна новая, и происходит рост
117
макромолекулы. И вот если макромолекула будет построена по схеме «голова — хвост — голова — хвост...» и т. д.г мы получим макро молекулы регулярного строения, при усло вии, что и боковая группа (хлор) будет чере доваться в определенном порядке. Если мо номеры будут присоединяться беспорядочно, при нашей терминологии: «хвост — хвост — голова — хвост — голова...» и так далее — структура будет нерегулярной, хаотической.
Такое рааличие в строении макромолекул каучука оказывает большое влияние на его физико-химические свойства. Полимеры ре гулярной структуры обладают отличной эла стичностью.
Лучшая эластичность натурального каучу ка перед некоторыми массовыми синтетиче скими как раз и объясняется этим. Натураль ный каучук имеет регулярную структуру, а например, натрий-бутадиеновый ее не имеет. Многими ценными свойствами обладают хлорпрановые каучуки, к этому следует доба вить, что они дешевы в производстве и тре буют наименьших затрат при постройке но вых заводов.
В каучуке вместо хлора может присутст
вовать и |
родственный |
ему элемент — фтор. |
В таких |
фторкаучуках |
может содержаться |
до 50 процентов этого элемента. Главное свой ство таких каучуков — стойкость к различ ным растворителям, щелочам, кислотам. Эти каучуки выдерживают температуры до 225°С. При очень низких температурах каче ства их становятся несколько хуже.
118
Ученые нашего времени создали несколь ко десятков различных каучуков, используя для этого и углеводороды, и некоторые произ водные фтора и хлора и соединения
кремния.
Каждый каучук является обладателем особых нужных технике и науке свойств.
Академик Лебедев в свое время говорил, что «синтез каучуков — источник бесконеч ного многообразия. Теория не кладет границ этому (Многообразию. А так как каждый но вый каучук является носителем своей ориги нальной шкалы свойств, то резиновая про мышленность, пользуясь, наряду с натураль ными, также и синтетическими каучуками, получит недостающую ей сейчас широкую свободу в выборе нужных свойств».
Уже в настоящее время ученые имеют в своем распоряжении целую палитру раз личных каучуков с весьма ценными свойст вами, и работы в этой области продолжаются.
РЕЗИНА, МЕТАЛЛ И СТЕКЛО
Повышение прочности было всегда одной из задач ученого и инженера при создании новых материалов и изделий из них. Возьмем, к примеру, автомобильную шину. Замена
119
хлопчатобумажного корда капроновым по высила срок службы шины до 40 процентов.
На |
каждый |
миллион |
шин это |
даст на |
шей |
стране |
до 20 |
миллионов |
рублей |
экономии.
Кроме того, шина получилась такой проч ной, что удается примерно на 10—15 процен тов повысить грузоподъемность автомобиля. Каждая тысяча четырехтонных грузовиков в этом случае может перевозить на 400—600 тонн больше груза.
Применение капрона при изготовлении транспортерных лент дает стране экономию около 10 миллионов рублей в год. А нельзя ли еще повысить прочность некоторых рези новых изделий, применив корд более проч ный?
Оказалось, это возможно. Решили приме нить стеклянное волокно диаметром 10 — 20 микрон, однако встретились с одной труд ностью: каучук очень плохо сцеплялся (склеи вался) со стеклянным волокном.
Но ученые знали, что стекло относитель но хорошо совмещается с металлом, а ме талл— с каучуком. Тогда стали тонкие стек лянные нити сначала покрывать алюминием, цинком или кадмием. Для этого обычно стек лянное волокно пропускается через ванну с расплавленным металлом. Вполне достаточ ным, оказалось, нанести слой металла толщи ной каких-нибудь 2—3 микрона.
Используя такой материал для упрочения резин, удалось получить изделия очень высо ких качеств.
120
МОРСКОЙ
ДРАКОН
Говорят, в море живет какое-то чудови ще — морской дракон. Пытались его даже ло вить, но пока безуспешно. Так во всяком случае об этом сообщала московская «Не деля».
Но дракон в море плавает действительно, и сделан он из... полимеров. «Драконом» остроумно назвала в свое время одна из ан глийских фирм новое средство для транспор тировки жидких грузов по морю. Это мяг кие контейнеры, напоминающие колбасы, начиненные сотнями и даже тысячами тонн нефти. Сравнительно тонкая оболочка такого контейнера изготовлена из полимеров. Внут ренняя сторона сделана из бензостойких сор тов резины, капрона или нейлона. Наружные слои из специальных резин, стойких к мор ской воде и солнечному свету. Резины в этом случае служат лучше капрона, который впи тывает воду и менее устойчив к воздействию солнечных лучей.
Нефтепродукты легче воды, поэтому кон тейнеры снабжены балластными цистернами. В случае шторма весь караван может продол жать путь в подводном положении. Делается это во избежание обрыва буксирных тросов,
121
порчи оболочек. Ну, а если перевозимый груз несколько тяжелее морокой воды, в опреде ленные отсеки контейнера может быть нака чен воздух.
После того как груз доставлен к месту назначения, остается только смотать пустой контейнер на большую катушку, погрузить
на па\убу |
буксира и отправиться вновь |
за грузом. |
способ транспортировки жидких |
Новый |
грузов очень экономичен. Считают, что стои мость таких контейнеров составляет около десяти процентов стоимости танкера рав ной грузоподъемности. Широкое исполь зование такого вида перевозок сулит боль шие выгоды.
Из синтетических материалов такого типа могут быть изготовлены резервуары для хра
нения |
нефтепродуктов — и знаете где!— |
на дне |
морском. Это особенно удобно как |
с точки зрения пожаробезопасности, так и из соображений более рационального исполь зования территорий вблизи крупных морских портов. Ведь современные морские пароходы потребляют в качестве топлива большие ко личества нефтепродуктов.
Интересно отметить, что нефтепродукты, хранящиеся в подводном резервуаре, не за мерзают даже в самые холодные зимы, так как температура воды в море никогда не бы вает ниже 0°С. Немаловажным является и то, что при заправке из подводного резервуара в ряде случаев можно обойтись и без приме нения насосов: малый удельный ве-с нефте
122
продуктов по сравнению с морокой водой за ставляет подниматься топливо самотеком вверх.
Применение резины в самых различных областях служит делу технического прогрес са. Ученые продолжают создавать новые сорта ее, расширяют области применения. И то, что сегодня находится пока еще в сте нах лабораторий, завтра станет достоянием народа.
ЧЕЛОВЕК И ВОЛОКНО
Одна из чудесных легенд Древней Греции повествует о том, как дочь царя Миноса пре красная Ариадна помогла герою Тесею — сыну бога Посейдона — ¡спасти афинских де вушек и юношей от чудовища Минотавра. Ариадна дала герою клубок ниток, и, разма тывая их, Тесей проник в лабиринт, убил кро вожадного Минотавра и нашел обратный путь. «Нить Ариадны» — стало крылатым выражением.
И хотя события легенды относятся к мно гим тысячам лет до нашей эры, знакомство человека с нитью, волокном, пряжей произо шло еще раньше. С тех пор они честно слу жат человеку. В начале века были известны
123
лишь шерсть, лен и хлопок, вискозные во локна только начинали появляться, теперь химия полимеров дала их огромное множест во: капрон, нейлон, лавсан, нитрон, виньон
и т. д.
Рассмотрим технологию получения капро новой нити, тем более, что она имеет много
общего с |
технологией получения нитей и |
из других |
полимеров. |
В нашей экскурсии на химический комби нат мы познакомились с тем, как из фенола, водорода, аммиака и других продуктов при готовили маслянистый на ощупь, похожий на стеарин капролактам и отправили его на комбинат химического волокна. Просле дим дальнейший путь превращения этого хи мического продукта в тончайшие нити шелка.
На комбинате белая масса капролактама вначале загружается в эмалированный изнут ри аппарат, называемый раюплавителем. Стенки аппарата обогреваются паром, при температуре 68—70°С капролактам плавится. К расплавленному капролактаму добавляют 5—10 процентов воды и около 0,5—1 процен та уксусной кислоты. Смесь фильтруют и по дают в автоклав, где образуется высокомоле кулярный капрон. Химизм процесса доволь но сложен.
При нагревании получается длинная це почка, состоящая из чередующихся молекул мономера. Росту макромолекулы способст вует добавленная в капролактам вода! А что бы длина цепей капрона не была чрезмерной,
124