Файл: Ходжа Ахмад Аббас Пока мы не достигнем звезд рассказ о Юрии Гагарине..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
тин и Зоя, брат и сестра Юрия. Мать была в отчаянии. Она вместе с другими убитыми го рем деревенскими женщинами долго бежала за конвоем, плакала, заламывая руки. Но на цистов нельзя было смягчить. Потом немецкие войска ушли из деревни, методически уничто жив все, что они могли уничтожить, и замини ровав дороги. Отец Юрия, рискуя жизнью, но во что бы то ни стало желая предотвратить
злодеяния |
врага, |
своевременно сообщил |
об этом |
возвращавшимся советским вой |
|
скам. |
|
|
Вскоре опять была открыта школа. Юрий снова сел за парту. Но это было уже дитя войны. На уроках арифметики он учился счи тать, складывая пустые патронные гильзы; читать учился по старому, истрепанному ар мейскому уставу, забытому в деревне каким-то советским солдатом.
В школе военного времени не было ни учебников, ни чернил, ни карандашей, ни тет радей. Где-то нашли доску, но не было мела. Первые буквы дети учились писать на старых газетах или, когда у них бывали удачи, на ку сочках оберточной бумаги или на содранных обоях.
Первыми письмами, прочитать которые по звали Юрия, недавно ставшего грамотным, были письма от его сестры Зои и брата Вален тина. Они сумели бежать из немецкого плена, присоединились к Советской Армии и теперь воевали на различных фронтах. В этот день Юрий, счастливый и гордый, отправился в школу.
6 Расой* в Ю. Гагарина |
§1 |
И вот настал день, который они ждали, о котором мечтали, на который возлагали свои надежды, ради которого страдали и сража лись.
День Победы! Конец войны! В воспомина ниях Юрия об этом дне обнаруживается осмысленное, почти поэтическое восприятие впечатлительного мальчика, который хотел летать и который в один прекрасный день сделал первый шаг к звездам:
«Я выбежал на улицу и вдруг увидел, что погода разгулялась, на дворе весна, цветут сады, над головой синее-пресинее небо, в нем поют жаворонки. Нахлынуло столько еще не изведанных радостных чувств и мыслей, что даже закружилась голова.
Отныне начиналась новая, ничем не омра чаемая жизнь, полная солнечного света».
ПТЕНЕЦ УЧИТСЯ ЛЕТАТЬ
Ты орел. Твой удел летать. Тебя
ждут небеса и небеса.
Икбал
Старенький небольшой самолет, казалось, держится на одной ниточке и вот-вот рассып лется. Спускаясь над дубами, он едва не заде вал за их верхушки колесами. Но это была добротная машина, хорошо послужившая во время Великой Отечественной войны.
На ее фюзеляже оставались следы былых битв — залатанные пробоины от пуль. Инст рукторы и пилоты, стоявшие на летном поле.
82
внимательно наблюдали за полетом. Ведь это был первый самостоятельный полет курсанта. ^ Но белокурый молодой человек в кабине самолета совсем не волновался. Правда, когда инструктор сказал ему: «Сейчас ты полетишь один»*—сердце его ёкнуло. В последнюю не» делю он ежедневно взлетал и садился само стоятельно, но за его спиной всегда сидел инструктор, готовый в любую минуту исправить ошибку. Теперь он должен был рассчитывать
только на свои силы. |
( |
|
И вот он уже |
выруливает самолет на ли |
|
нию старта, дает |
газ, поднимает |
хвост ста |
ренькой машины и взлетает.
В этот момент он чувствует себя птенцом, отправившимся в свой первый полет.
Шесть лет спустя Юрий Гагарин так вспо мнит об этом волнующем моменте:
— Меня охватило трудно передаваемое чув. ство небывалого восторга. Лечу! Лечу сам! Только авиаторам понятны мгновенья первого самостоятельного полета... Я слился с само летом, как, наверное, сливается всадник с ко
нем во время бешеной скачки. |
Все его части |
|
-стали передатчиками моей воли, машина |
по |
|
виновалась моим желаниям и |
делала то, |
что |
я хотел. |
|
|
Сделав заданный круг над аэродромом, он посадил самолет точно в ограничители возле посадочного знака. Самочувствие прекрасное. Хотелось петь. Но он сдерживал свои чувства и даже попытался сделать вид. будто подоб
ные полеты для него — обычное будничное дело.
83
Вылез из кабины, подошел к инструктору и, приложив руку к козырьку, доложил:
—Товарищ командир, задание выполнено!
—Ну как, поцеловал небо? — задали тра диционный вопрос окружившие его товарищи по аэроклубу. — А какие гостинцы привез?
По традиции аэроклуба, Юрий вытащил пачку сигарет «Тройка» и предложил прежде
всего своему инструктору Дмитрию Мартьяно в у — ветерану войны и прекрасному летчику.
—Хорошо слетал, — сказал инструктор. — Можно подумать, что давно летаешь.
—Угадали, товарищ командир. В самом
деле давно, «летаю» с детства.
Не так-то легко было босоногому мальчиш ке из деревни на берегу Днепра стать курсан
том |
этого аэроклуба |
в Саратове. Возмож |
но, |
судьба помогла ему. |
Но эта судьба чрезвы |
чайно точно соответствовала его необычайной настойчивости и силе воли, а также социаль ным силам, которые постоянно выявляли и вы двигали исключительные таланты из рядов тру жеников, никогда не имевших никаких прав.
После войны отец Гагарина, отличный плот ник, был приглашен в Гжатск на восстановле ние разрушенного города. Вся семья перееха ла в этот город, и Юрий снова пошел в школу. Талантливые учителя, которых с благодар ностью вспоминает Юрий, оказали большое влияние на развитие мальчика и сыграли ре шающую роль в формировании его таланта и характера. .
От Инны ' Васильевны Лебедевой, совсем молоденькой, внимательной и начитанной учи
84
тельницы, он слышал рассказы о детстве Леп нина.
Ольга Степановна Раевская, учительница русской литературы, знакомила его с творчеством великих писателей — Льва Толстого, Пушкина, Горького. До сих пор помнит Гага рин волнение, охватившее его при чтении «Кавказского пленника» Толстого. Но если литература — романтический увлекательный предмет — интересовала его в такой же мере, как и других школьников, то математикой и физикой будущий герой космоса увлекался
скакой-то особенной страстью. Преподаватель физики Лев Михайлович
был, очевидно, незаурядным человеком и, как говорит Юрий, мог сделать для учеников за коны физики такими же интересными, захва тывающими и легкими, как поэзия Пушкина.
Именно Лев Михайлович рассказал им, как упавшее яблоко натолкнуло Ньютона на от крытие закона . всемирного тяготения — зако на, которым Юрию в один прекрасный день предстояло пренебречь для того, чтобы изба вить человека от вечных уз земного притяже ния. Оглядываясь назад, он вспоминает, что смутные предчувствия, ожидания чего-то зна чительного уже тогда зарождались в нем.
И опять тот же Лев Михайлович, бывший авиатор, вдохновил Юрия и других учеников на организацию технического кружка в школе и постройку модели самолета с маленьким бензиновым моторчиком.
И когда эта модель, подобно стрекозе, под нялась в воздух, их любимый учитель физики
85
сказал, что если они сохранят интерес к авиа' ции, то со временем станут летчиками и будут летать на настоящих самолетах.
Увлечение Юрия постройкой модели, одна ко, чуть не привело к настоящему скандалу, когда однажды его маленькая летающая ма шина, вылетев на улицу через окно класса, упала на чью-то голову.
Сдав экзамены за шестой класс, Юрий объявил о своем намерении поехать в Москву и поступить на завод. Мать заплакала, но отец одобрил его намерение, а матери сказал:
— Я не слыхал, чтобы в Москве еще ктонибудь пропадал.
Встолице мальчик из Гжатска остановился
усвоего дяди Савелия Ивановича, работавшего
встроительной конторе. Двоюродные сестры показали ему город, и тогда, наконец, исполни лась его давнишняя мечта побывать на Крас ной площади.
На следующий день он уехал в Люберцы на завод сельскохозяйственных машин, где на бирались учащиеся в местное ремесленное училище. Он хотел стать слесарем, но так как для этого требовалось семилетнее образова ние, ему предложили поступить в ученики ли тейщика. Юрий был огорчен. Тогда директор училища спросил его:
— |
Ты видал в Москве памятник Пушкину? |
|
Это, |
брат, |
работа литейщиков. |
«Стоит |
учиться,— решил Юрий,— если |
с помощью этого ремесла можно создать та кой шедевр».
Люберецкое ремесленное училище № 14 на
86
ходилось при заводе сельскохозяйственных ма шин. В училище и на заводе до сих пор рабо*
■■тает много людей, которые с гордостью вспо минают молодого формовщика-литейщика Юрия Гагарина, пришедшего на завод учени ком в сентябре 1949 года.
Егор Прохоров, старый мастер, препода
вавший |
в училище, вспоминает, |
что Юрий, |
■ плотный, |
светловолосый паренек, |
невысокого |
роста, был зачислен в новую группу учениковлшейщиков. Товарищи выбрали его старостой группы. Он был достоин этой чести, так как учился хорошо и всегда был готов помочь дру гим.
Врач ремесленного училища Р. Б. Шайкина вспоминает несколько случаев, когда Юрий забегал к ней для того, чтобы сообщить о боль ных в общежитии и взять для них лекарства. Но он не любил ребят, которые ныли по пустя
кам. «Со |
спортом дружите, — говорил он |
им, — а не |
с бинтами и мазями». |
Сам Юрий занимался разными видами спорта, но особенно увлекался легкой атлети кой, волейболом, гимнастикой и лыжами. Вот что'говорит о нем Иван Ровное — инструктор физподготовки ремесленного училища: «Юра одним из первых начал «крутить солнце» на турнике. Он был душой волейбольной и бас кетбольной команд. Трудно было с ним тягать ся на лыжне, где он выполнил первый раз ряд».
На машиностроительном заводе тоже пом нят Юрия как примерного ученика. По жилым литейщикам, смотревшим обычно свер
87
ху вниз на ремесленников, сразу же понравил ся молодой Гагарин, и они полюбили его за его ловкость и трудолюбие. Подобно им, Юрий любил ручное литье больше машинного. Ру ками можно делать чудеса, говорил он своему мастеру и доказал это своей первой работой — моделью аэроплана.
Бывшая ученица ремесленного училйща и однокашница Юрия Лидия Абрамовна вспо минает, что, когда все ремесленники уже уста вали и дремали на уроках после полного дня работы на заводе, Юрий составлял исключе ние — он всегда был бодр и весел.
Секрет заключался в его умении правильно распределять время между заводом и учили щем, между учебой и спортом, между занятия ми и развлечениями. Товарищи тех дней вспо минают, что Юрий никогда не тратил попусту ни одной минуты, а сам Юрий, рассказывая
освоей большой страсти к чтению, говорил:
—Мне хотелось учиться еще больше. В биб
лиотеке брал технические книги и злился, что в сутках всего 24 часа. На все не хватало времени.
После окончания учебы в ремесленном училище и практики на заводе Юрий был рекомендован для поступления в Саратовский индустриальный техникум. Саратов в сравне нии со столицей показался ему вначале ма леньким провинциальным городишком. Но этот город занимает особое место в биографии Юрия. Именно здесь научился Гагарин ле тать. И здесь, вблизи Волги, он приземлился после своего полета в космос.
88
Юрий и его друзья Петушков и Чугунов,
•прозванные «неразлучными москвичами», со шлись своим юношеским задором и любовью к математике. «Мы понимали,— говорит Юрий, вспоминая этот период, — что в наше время, в век атома, без математики не про жить. Все зиждется на точных расчетах».
В Саратове, получая техническое образова ние, они заботились и о своем культурном рос те. Экономя на других расходах, они ходили в оперный театр. Особенно восхищался Юрий «Русалкой» Даргомыжского, «Кармен» Бизе, «Пиковой дамой» Чайковского, «Иваном Су саниным» Глинки.
Они покупали много книг. В Саратове он прочел «Войну и мир» Льва Толстого, произ ведения Чарльза Диккенса, Виктора Гюго, Герберта Уэллса, Конан-Дойля, рассказы Джека Лондона, научно-фантастические ро маны Жюля Верна, будоражившие воображе ние, «Овод» Лилиан Войнич и «Повесть о на стоящем человеке» Бориса Полевого.
Снова и снова во время моих многократ ных визитов в Советский Союз я слышал об исключительном влиянии этой книги Бориса Полевого на все послевоенное поколение со ветской молодежи. При встрече я спросил космонавта:
— Когда вы были мальчиком, какие книги больше всего повлияли на ваше развитие и пробудили ваш интерес к полетам? Он сразу
же назвал |
«Повесть о настоящем |
человеке» |
|
о Герое |
Советского |
Союза Алексее Ма |
|
ресьеве — первоклассном |
пилоте, |
который |
89
был сбит во время войны, лишился обеих ног и усилием почти сверхчеловеческой воли, не-, смотря на свою инвалидность, стал снова воевать на военном самолете против наци стов.
Несомненно, Юрий, захваченный, как он сказал, «страстью к полетам», олицетворял ра боту летчика с героическим образом героя «Повести о настоящем человеке». Тема герои ческого человека вновь и вновь всплывала в юношеских дискуссиях Юрия и его товари щей. И действительно, из всего, о чем они чи тали или видели на сцене, они отбирали герои ческое. Сцены боя из «Войны и мира» напо минали им о бесстрашных русских защитни ках отечества от наполеоновского нашествия.
— И фельдмаршал Кутузов словно живой представал перед моими глазами, — говорил Юрий.
А когда он увидел оперу «Иван Сусанин», чарующая музыка Глинки так взволновала его, что у него появилось ощущение, будто он сам находился на сцене с русским народом, борющимся против врагов Родины.
Юрий очень живо вспоминает эти, как он их сам называет, «споры о героизме».
Когда во время войны в Корее они прочи тали о китайском народном добровольце, со знательно повторившем подвиг Героя Совет ского Союза Александра Матросова, один из друзей Юрия воскликнул:
— Вот оно, лучшее доказательство, что только сильный характер может породить другой сильный характер!
90