Файл: Соловьев В.И. Связь флота [учебное] пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое леею в организации связи кораблей с бере­ гом имеет передача оповещений береговыми командными пунктами об обнаружении воздушного или морского про­ тивника, особенно ракетоносных сил, носителей атомно­ го и термоядерного оружия. Передача таких и аналогич­ ных сообщений должна осуществляться незамедлительно и занимать минимальное время. Достичь выполнения этих высоких требований можно только созданием отдельных радиосетей оповещений. В таких радиосетях узел связи штаба, производящего оповещение, осуществляет переда­ чи; радиостанции всех командных инстанций, заинтересо­ ванных в приеме оповещений, несут приемные вахты, т .е .

в радиосетях используются передающие частоты. Как пра­ вило, штаб флота и штабы военно-морских баз имеют свои радиосети оповещения, в которых передачи осуществляют­ ся бесквитанционным способом с позывными"по флоту" и по "военно-морской базе" соответственно. Оповещения о воздушной обстановке могут производиться в отдель­ ной радиосети.

Связь между надводными кораблями

При совместном плавании надводных кораблей или вы­ полнении ими боевых задач для одновременного управле­ ния маневрированием кораблей, их оружием и средствами, а также обмена информацией по вопросам изменения об­ становки и своих действий, кал правило, организуется несколько радиосетей связи между кораблями. Количест­ во этих радиосетей определяется возможностями кораблей открывать необходимое количество радиовахт, исходя из оборудования их средствами радиосвязи и необходимости осуществлять радиосвязь в других направлениях. Так,

57

между катерами, имеющими одну радиостанцию УКВ, весь обмен, естественно, может осуществляться в одной ра­ диосети. Количество радиосетей и их назначение определяется начальником штаба и флагманским свя­ зистом соединения при планировании связи на боевые действия. Состав радиосети, т .е . какие корабли несут радиовахты в радиосети, выбор частот, порядок их ис­ пользования, время открытия и несения вахт, рекоменда­ ции по использованию связи в этой радиосети зависят от назначения радиосети, ожидаемого потока информации, требований к связи в ожидаемых условиях обстановки. Так, например, в соединении эскадренных миноносцев

для управления радиотехническими средствами наблюдения, получения донесений об обнаруженных целях, оповещения сил, координации работы боевых информационных постов /БИП/ надводных кораблей может быть организована ра­ диосеть БИПов. В этой радиосети могут нести вахты все корабли соединения, однако передачи осуществляют толь­ ко флагманский корабль и корабли, несущие вахты на ра­ диотехнических средствах наблюдения. Передачи осущест­ вляются бесквитанцйонным способом позывными "по соеди­ нению". Радиосеть функционирует все время нахождения соединения в море.

Связь надводных кораблей с подводными лодками

Организация и использование этой связи изложены ранее при рассмотрении организации и использования связи подводных лодок.

Связь надводных кораблей с самолетами

Управление самолетами при взаимодействии их с над­ водными кораблями может осуществляться с наземного ко­

58


мандного пункта авиасоединения, авиачасти или с флаг­ манского корабля. В последнем случае необходима непо­ средственная двухсторонняя радиосвязь между самолета­ ми и кораблем. Во многих случаях необходим прием доне­ сений непосредственно от самолетов-разведчиков. Непо­ средственная радиосвязь организуется, как правило, в отдельной радиосети. Частоты в зависимости от расстоя­

ний между самолетами и кораблями выбираются в диапа­ зоне .УКВ или КВ. Частоты используются общие, переда­

ющие или

приемные. Способы обмена-квитанционный, как

правило,

при передаче распоряжений и важных донесений

и бесквитанционный, особенно при передаче

данных само-

летами-разведчиками. Позывные применяются

по необходи­

мости индивидуальные, групповые и циркулярные.

При управлении самолетами с наземных командных

пунктов связь кораблей с самолетами организуется, как правило, через береговые узлы связи, осуществляющие связь с кораблями и с самолетами. Естественно, что ор­ ганизация связи должна предусмотреть связь между эти­ ми узлами связи.

В отдельных случаях связь через береговые узлы связи может осуществляться одновременно в сочетании с непосредственной радиосвязью надводных кораблей с самолетами. Примерная схема радиосвязи надводных ко­ раблей приведена на рис.12 .

§ 8. Организация и использование связи авиации Флота

Управление самолетами авиации флота при решении боевых задач может осуществляться с командного пункта командира авиасоединения, авиачасти или командного пункта командующего ВВС флота, в зависимости от харак-

59


О/^VC>4/^ VC ^^/C \ ■MOTH US I 6m6'ii

£A /

6

w

И )

 

 

(

6civ

 

p/c связи корявлей с Берегом

 

£ .

р/с связи между гриппчми кораблей

 

~ х

 

р/с СВЯЗИ

МВЖД* КОРАБЛЯМИ В ГРУППЕ

 

 

®/с связи воеь. инфор. постов

Г 7

 

р/с связи кораблей с сямолетпми

1 Z Y

 

р/с связи кораблей с подв . лодками М

 

р/с передни оповеш,.о возд.противнике

й

 

р/с передни оповеш1.штяБЯ флота

 

ж

 

р/с передни

олавеш,. штаба Бм5 1(1)

 

I I

 

р/с связи

с пастями НиС

 

/

 

!

И

&

77

й

X

у . Г У Г \ / ^CDЧ'/| -<Н I H |c h > j ©

А 7

л :

4 7 |

I

Рис.12 Примерная схема радиосвязи надводных кораблей


тера боевых действий авиации флота и принятой органи­ зации управления силами. Однако во всех вариантах ор­ ганизации управления силами самолеты на аэродроме и в зоне аэродрома управляется командиром авиасоединения или авиачасти. И после того как самолеты подняты в воз­ дух, управление ими может быть передано другим команд­ ным инстанциям Поэтому во всех случаях должна быть связь самолетов со своим аэродромом, радиостанции ко­ торого обслуживает командира авиачасти, авиасоединения. При необходимости самолеты в воздухе должны иметь связь с узлом связи ВВС флота.

Самолеты, как правило, выполняет боевые задачи группами, состав которых определяется характером вы­ полняемой задачи в данных условиях обстановки. Управ­ ление самолетами в группах осуществляется командирами групп или командиром авиачасти и даже авиасоединения, если в воздухе соответственно авиачасть или авиасоеди­ нение. Самолеты ударной, разведывательной и истреби­ тельной авиации взаимодействуют между собой. Все само­ леты ВВС флота могут взаимодействовать с надводными кораблями и подводными лодками.

Таким образом, самолеты в воздухе должны иметь связь с землей, с другими самолетами /своей группы,

части и с взаимодействующими/ и с надводными кораблями, подводными лодками.

Связь самолетов с землей

Самолеты, находясь в воздухе, могут осуществлять связь с землей только по радио на частотах УКВ и КВ диапазонов в отдельной радиосети. Радиовахты на назем­ ных радиостанциях несутся все время нахождения самоле­ тов в воздухе. Способ обмена, как правило, квитанцион­

61

ный, хотя в отдельных случаях передача на самолеты мо­ жет осуществляться бесквиганционным способом. Позывные по необходимости используются циркулярные, групповые и индивидуальные. Связь с истребителями может осущест­ вляться в отдельной радиосети.

Связь между самолетами

Самолеты в воздухе осуществляют связь между собой в радиосети и, как правило, на частотах УКВ диапазона.

Если в воздухе одновременно несколько многочисленных групп самолетов, связь внутри каждой группы осуществ­ ляется на своей частоте.- Связь между самолетами раз­ ных групп, а также связь с взаимодействующими самоле­ тами /разведки, сопровождения и т .д . / осуществляется на общей частоте. Вахты несутся на самолетах все вре­ мя нахождения в воздухе.

Способ обмена обычно квитанционный, что создает увереннность в приеме каждого сообщения самолетами. Позывные применяются групповые и индивидуальные и в отдельных случаях циркулярные. Ввиду большой быстро­ течности воздушных боев и необходимости иметь незамед­ лительно связь с истребителями связь с ними может быть организована в отдельной радиосети.

Связь самолетов с надводными кораблями и подводными лодками

Организация и использование этой связи рассмотрена ранее при изложении организации и использования связи подводных лодок и организации и использования связи надводных кораблей. Примерная схема радиосвязи авиации флота показана на рис.13.

62


, ВВС,, VC Ч

[ФЛОТАМИ ЙЭР0АР-

k \ k i

1

1

и

р / с св язи с я м о л е т о в с з е м л е й

р/с связи между сямолетями

р/с связи истребителей с землей

р/с связи с истребителями

р/с связи сямолетов с нядв. кораблями

р/с связи сямолетов СПОДВ.ЛОДКАМИ

riHYttPр

' - Р ' < д

м к * & ( 1 / <

/

* /

X

//LiX

/

X

/ X X/

/

1

ч _ / 4 .Jч.__ /

•X |Х /

X /

Ч _ У 4 .J

Рис,13 Примерная схема радиосвязи авиации флота

 

 

Наземная связь

Связь

штабов

ВВС флота со

штабами авиасоединений

и частей,

штабов

с аэродромами

и обслуживающими подраз­

делениями называют наземной связью. Наземная связь осу­ ществляется средствами проводной радиорелейной и ра­ диосвязи. Наземная связь организуется аналогично связи штаба военно-морской базы и штаба флота /естественно,

сучетом масштабов/.

§9. Организация и использование связи штаба Флота и штабов военно-морских баз

Естественно, что управление силами флота по масшта­ бам превосходит управление силами военно-морской базы.

Однако процессы управления разнородными силами с бере­ говых командных пунктов флота и крупной военно-морской базы, необходимость и порядок взаимодействия с объеди­

нениями, соединениями других видов вооруженных сил и многие другие стороны управления силами имеют очень

много общего в этих штабах. Поэтому организация штаба флота, как правило, во многом аналогична организации

п а б а военно-морской базы.

Это позволяет объединить рассмотрение организации и использования связи штаба флота и штабов военно-морс­

ких баз. Но при этом нужно помнить о масштабах и осо­ бенностях в организации связи штабов отдельных военно-

морских

баз, вызываемых задачами,

решаемыми военно-

морскими

базами, составом их сил

и их расположением.

Командующий флотом управляет

всеми силами флота лич­

но и через штаб.Одними силами управление осуществляется непосредственно, другими - через командиров объединений,

соединений, чаете й, При этом командующий-флотом иног­