ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
силь» используют гофр с большей толщиной, кроме того, ставят дополнительный гладкий лист. При дальнейшем увеличении перерезывающей силы (вблизи корневой части крыла) поставлена вторая стенка. Наконец, возле узлов
Рис. 22. Конструкционные панели с различными заполни телями
жеронам. Стыкуются консоли с фюзеляжем но контуру на болтах. Кессон крыла одновременно служит топливным баком, который наддувается воздухом под избыточным давлением до 0,35 кг/см2.
Литые детали каркаса фонаря изготовлены из магние вого сплава, который незначительно теряет прочность при повышении температуры до 150° С, к тому же прочность почти полностью восстанавливается при охлаждении.
Для деталей конструкции, расположенных вблизи реак тивных труб двигателя (кожухов), использован титан.
В настоящее время во многих странах построены! экспе риментальные самолетьи для исследования условий полета на очень больших скоростях. Так, в США для изучения аэродинамического нагрева предназначен самолет Х-15, рассчитанный на скорость, соответствующую числу М = 7. Обычно* этот, самолет сбрасывается с самолета-матки и, набирая высоту до 100 км, развивает указанную скорость. При возвращении самолета в атмосферу начинает прояв ляться влияние аэродинамического нагрева. На этом этапе полета температура передних кромок и других частей кон струкции самолета превышает 520° С.
Крыло самолета выполнено по многолонжеронной схеме из листового материала и прессованных деталей. Обшивки верхней и нижней поверхностей крыла сделаны из двух листов никелевого сплава, сваренных по размаху. Толщина обшивки постепенно уменьшается от 2,4 мм в корневой ча сти до 1,6 мм у концов крыла. В местах крепления об шивки к главному лонжерону, носку и концевой нервюре имеются дополнительные утолщения.
Крыло крепится к фюзеляжу в девяти тачках. Крепеж ные узлы приклепаны! к обшивке и лонжеронам, а само крыло крепится к фюзеляжу на болтах. Носок крыла сде лан монолитным, его ширина равна примерно 25 мм, а толщина — 20 мм. Носок по размаху состоит из шести секций..
Кроме никелевого сплава, в конструкции широко используется титан. В местах самолета, не подверженных большому нагреву, применяется алюминиевый сплав.
Особенности конструкций каркаса ракет
Ниже приводятся примеры выполнения конструкций различных ракет и особенно участков, подверженных ин тенсивному воздействию аэродинамического нагрева.
5* |
71 |
Поскольку аэродинамическое нагревание ракет сравни тельно небольших сверхзвуковых скоростей подобно на греву сверхзвуковых самолетов, а конструкции их иден тичны, то будут рассмотрены в основном лишь особенности
конструкций |
межконтинентальных |
ракет. |
|
|
|
ра |
||||||
|
|
|
Межконтинентальная |
баллистическая |
||||||||
|
|
кета «Атлас» имеет следующие |
данные: высо |
|||||||||
|
|
та |
полета — около |
960 |
|
км; |
скорость — |
|||||
|
|
25 600 км/час и дальность полета — примерно |
||||||||||
|
|
11 000 км. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Общий вид ракеты приведен на рис. 24. |
|||||||||
|
|
|
Топливный бак ракеты «Атлас» |
моно-ко |
||||||||
|
|
ковой конструкции выполнен из |
тонких |
|||||||||
|
|
листов высокопрочной нержавеющей стали. |
||||||||||
|
|
Толщина обшивки секций топливных баков |
||||||||||
|
|
переменна, но не превышает 1 мм. Секции |
||||||||||
|
|
сварены в стык, остальные листы конструкции |
||||||||||
|
|
свариваются внахлестку. Для сохранения |
||||||||||
|
|
формы ракеты и поддержания |
ее жесткости |
|||||||||
|
|
конструкция в рабочем положении находится |
||||||||||
|
|
под большим избыточным давлением. |
|
|
||||||||
|
|
|
Для управления ракетой служат верньер |
|||||||||
|
|
ные двигатели, закрепленные шарнирно по бо |
||||||||||
|
|
кам топливного бака. Каждый двигатель |
за |
|||||||||
|
|
щищен от аэродинамического нагрева обтека |
||||||||||
|
|
телем из фенольной смолы. |
|
|
|
|
||||||
|
|
с |
Ракета «Атлас» имеет тупой носовой конус |
|||||||||
|
|
углом |
раствора |
около |
105°. |
Ее |
носовая |
|||||
Р и с . |
2 4 . |
часть напоминает |
по форме чашу со |
сравни |
||||||||
тельно большим радиу-сом |
кривизны |
(около |
||||||||||
Общий |
вид |
|||||||||||
американ |
500 мм). |
Носовая |
часть переходит в |
кониче |
||||||||
ской |
меж |
скую с поверхностью, гофрированной |
в |
про |
||||||||
континен |
дольном |
направлении. |
Гофрированная |
по |
||||||||
тальной |
верхность |
конической |
части |
обладает |
умень |
|||||||
ракеты |
||||||||||||
„Атлас" |
шенной радиолокационной |
отражающей |
спо |
|||||||||
|
|
собностью и, кроме того, |
значительно |
способ |
ствует стабилизации при возвращении ракеты в атмосферу и выдерживанию аэродинамического нагрева. Носовая часть ракеты имеет гладкую поверхность.
После отделения корпуса от носка последний продол жает полет .по баллистической траектории. Через несколько секунд после входа головки ракеты в плотные слои атмо
сферы (60—80 км) |
обшивка |
носовой |
части нагревается |
до темно-красного |
каления, |
а затем |
начинает ярко све- |
72
гиться. Тупая форма носка ракетьи обеспечивает отдачу более 90% тепла в атмосферу. Остальная часть погло щается медным экраном. Металлическая поверхность ниж ней части конуса покрыта специальным слоистым пластиче ским материалом.
Американская межконтинентальная баллистическая ра кета «Титан» имеет корпус, обе ступени которого выпол нены из плит алюминиевого сплава с высоким содержанием меди. Заготовки для плит подвер гаются соответствующей механиче ской обработке и химическому трав лению. В конструкции плиты между собой соединяются с помощью дуго вой сварки в атмосфере гелия.
Носовая часть имеет форму полуэллипсоида. Носок изготовлен на прессе из нержавеющей стали и по крыт слоем никеля.
По данным печати, ракета «Ти тан» достигает скорости полета около 25 000 км/час.
Межконтинентальная баллисти |
|
|
||||
ческая ракета «Минитмэн», имею |
|
|
||||
щая скорость полета |
24 000 км/час, |
Рис. 25. Носовая часть |
||||
состоит из |
четырех |
ступеней. Кор |
||||
американской |
межкон |
|||||
пус первой |
ступени |
изготавливает |
тинентальной |
ракеты |
||
ся из длинной ленты, |
пропитанной |
«Тор» |
|
|||
пластиком. |
третьей |
ступени состоит |
из пластика, |
усилен |
||
Корпус |
ного стекловолокном. Носовая часть ракеты выполнена в виде конуса с большим углом раствора.
Баллистическая ракета средней дальности «Тор» имеет скорость полета 16000 км/час и дальность полета 2 775 км. Топливный бак ракетьи изготовлен из алюминиевого сплава. Конструктивно бак оформлен в виде набора шпан гоутов и обшивки. Применение алюминиевого сплава при незначительном весе придает корпусу большую жесткость.
Носовая часть ракетьи представляет собой теплопогло щающий конус весом около 660 кг с передним закругле нием. Для поглощения значительного количества тепла служит большая масса из меди, находящаяся внутри кону са (рис. 25).
Наружная поверхность носка ракеты «Тор» шлифуется
73
и затем полируется до получения зеркальной поверхности. Радиус скругления носка равен примерно 0,3 м. Диаметр конуса у переходного кольца составляет около 1,5 м. Пе редняя часть поверхности конуса изготовлена из специаль ной стали. При этом ее внешняя поверхность выполнена
с очень высокой точностью.
На нисходящей ветви траектории полета, когда ракета входит в атмосферу, носовой конус стабилизируется с по
|
мощью |
|
реактивных |
|||
Монолитная |
сопел |
таким |
образом, |
|||
|
чтобы |
|
закругленная |
|||
|
носовая часть все вре |
|||||
|
мя |
была |
обращена в |
|||
|
сторону земли. |
|
||||
|
Конструктивные осо |
|||||
|
бенности |
баллистиче |
||||
|
ской |
|
ракеты |
сред |
||
|
ней |
дальности |
«Юпи |
|||
|
тер», имеющей ско |
|||||
|
рость |
|
|
|
полета |
|
тер: |
16 000 |
км/час и даль |
||||
ность полета |
2775 км, |
|||||
|
заключаются в следую |
щем. Хвостовая часть корпуса ракетьи изготовлена из алюминиевого сплава; для увеличения жесткости кон струкция подкреплена продольным гофром, приклепанным к обшивке потайными заклепками. Топливный бак ракеты состоит из отдельных Секций и выполнен из листов алюми ниевого сплава толщиной около 1 мм.
Хвостовая секция носового конуса изготовлена из маг- ниево-ториевого сплава и конструктивно, сужается под углом 27° к носовому конусу.
Особый интерес в конструкции ракеты представляет ее головная часть, которая при движении по нисходящей ча сти траектории входит в атмосферу со скоростью примерно
4500 м/сек.
Для защиты от нагрева на ракете применены носовые конусы из пластмаосьи, которые являются хорошим теплопоглотителем (рис. 26). Тепло, выделяемое при трении воз духа о поверхность конуса, интенсивно поглощается за счет расплавления, испарения и горения поверхностного слоя пластмассы. В то же время ее высокая теплоизолирующая способность препятствует проникновению внутрь конструк ции тепла от горящего слоя. Экспериментально установле-
74