Файл: Райков Л.Г. Нагрев летательных аппаратов в полете.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

крепления крыла к фюзеляжу, где перерезывающая сила становится максимальной, вместо гофра применены отдель­ ные поддерживающие элементы. К полке лонжерона кре­ пятся гофрированные накладки и гофрированная обшивка, а к последней—гладкая обшивка. Полностью выполненный
из гофра отсек лонжеро­ на показан на рис. 23.
Самолет F-105, истре­ битель-перехватчик, рас­ считанный на скорость полета, соответствующую числу М > 2, в основном изготовлен из алюминие­ вых сплавов. Консоль крыла многолонжеронной схемы с толстой обшив­ кой выполнена из мате­
Рис. 23. Тонкостенная конструкция риала типа В95. Нервю­ лонжерона с тепловыми компенсато­ ры крыла расположены
рами перпендикулярно к лон­
70

силь» используют гофр с большей толщиной, кроме того, ставят дополнительный гладкий лист. При дальнейшем увеличении перерезывающей силы (вблизи корневой части крыла) поставлена вторая стенка. Наконец, возле узлов

Рис. 22. Конструкционные панели с различными заполни­ телями

жеронам. Стыкуются консоли с фюзеляжем но контуру на болтах. Кессон крыла одновременно служит топливным баком, который наддувается воздухом под избыточным давлением до 0,35 кг/см2.

Литые детали каркаса фонаря изготовлены из магние­ вого сплава, который незначительно теряет прочность при повышении температуры до 150° С, к тому же прочность почти полностью восстанавливается при охлаждении.

Для деталей конструкции, расположенных вблизи реак­ тивных труб двигателя (кожухов), использован титан.

В настоящее время во многих странах построены! экспе­ риментальные самолетьи для исследования условий полета на очень больших скоростях. Так, в США для изучения аэродинамического нагрева предназначен самолет Х-15, рассчитанный на скорость, соответствующую числу М = 7. Обычно* этот, самолет сбрасывается с самолета-матки и, набирая высоту до 100 км, развивает указанную скорость. При возвращении самолета в атмосферу начинает прояв­ ляться влияние аэродинамического нагрева. На этом этапе полета температура передних кромок и других частей кон­ струкции самолета превышает 520° С.

Крыло самолета выполнено по многолонжеронной схеме из листового материала и прессованных деталей. Обшивки верхней и нижней поверхностей крыла сделаны из двух листов никелевого сплава, сваренных по размаху. Толщина обшивки постепенно уменьшается от 2,4 мм в корневой ча­ сти до 1,6 мм у концов крыла. В местах крепления об­ шивки к главному лонжерону, носку и концевой нервюре имеются дополнительные утолщения.

Крыло крепится к фюзеляжу в девяти тачках. Крепеж­ ные узлы приклепаны! к обшивке и лонжеронам, а само крыло крепится к фюзеляжу на болтах. Носок крыла сде­ лан монолитным, его ширина равна примерно 25 мм, а толщина — 20 мм. Носок по размаху состоит из шести секций..

Кроме никелевого сплава, в конструкции широко используется титан. В местах самолета, не подверженных большому нагреву, применяется алюминиевый сплав.

Особенности конструкций каркаса ракет

Ниже приводятся примеры выполнения конструкций различных ракет и особенно участков, подверженных ин­ тенсивному воздействию аэродинамического нагрева.

5*

71


Поскольку аэродинамическое нагревание ракет сравни­ тельно небольших сверхзвуковых скоростей подобно на­ греву сверхзвуковых самолетов, а конструкции их иден­ тичны, то будут рассмотрены в основном лишь особенности

конструкций

межконтинентальных

ракет.

 

 

 

ра­

 

 

 

Межконтинентальная

баллистическая

 

 

кета «Атлас» имеет следующие

данные: высо­

 

 

та

полета — около

960

 

км;

скорость —

 

 

25 600 км/час и дальность полета — примерно

 

 

11 000 км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий вид ракеты приведен на рис. 24.

 

 

 

Топливный бак ракеты «Атлас»

моно-ко­

 

 

ковой конструкции выполнен из

тонких

 

 

листов высокопрочной нержавеющей стали.

 

 

Толщина обшивки секций топливных баков

 

 

переменна, но не превышает 1 мм. Секции

 

 

сварены в стык, остальные листы конструкции

 

 

свариваются внахлестку. Для сохранения

 

 

формы ракеты и поддержания

ее жесткости

 

 

конструкция в рабочем положении находится

 

 

под большим избыточным давлением.

 

 

 

 

 

Для управления ракетой служат верньер­

 

 

ные двигатели, закрепленные шарнирно по бо­

 

 

кам топливного бака. Каждый двигатель

за­

 

 

щищен от аэродинамического нагрева обтека­

 

 

телем из фенольной смолы.

 

 

 

 

 

 

с

Ракета «Атлас» имеет тупой носовой конус

 

 

углом

раствора

около

105°.

Ее

носовая

Р и с .

2 4 .

часть напоминает

по форме чашу со

сравни­

тельно большим радиу-сом

кривизны

(около

Общий

вид

американ­

500 мм).

Носовая

часть переходит в

кониче­

ской

меж­

скую с поверхностью, гофрированной

в

про­

континен­

дольном

направлении.

Гофрированная

по­

тальной

верхность

конической

части

обладает

умень­

ракеты

„Атлас"

шенной радиолокационной

отражающей

спо­

 

 

собностью и, кроме того,

значительно

способ­

ствует стабилизации при возвращении ракеты в атмосферу и выдерживанию аэродинамического нагрева. Носовая часть ракеты имеет гладкую поверхность.

После отделения корпуса от носка последний продол­ жает полет .по баллистической траектории. Через несколько секунд после входа головки ракеты в плотные слои атмо­

сферы (60—80 км)

обшивка

носовой

части нагревается

до темно-красного

каления,

а затем

начинает ярко све-

72


гиться. Тупая форма носка ракетьи обеспечивает отдачу более 90% тепла в атмосферу. Остальная часть погло­ щается медным экраном. Металлическая поверхность ниж­ ней части конуса покрыта специальным слоистым пластиче­ ским материалом.

Американская межконтинентальная баллистическая ра­ кета «Титан» имеет корпус, обе ступени которого выпол­ нены из плит алюминиевого сплава с высоким содержанием меди. Заготовки для плит подвер­ гаются соответствующей механиче­ ской обработке и химическому трав­ лению. В конструкции плиты между собой соединяются с помощью дуго­ вой сварки в атмосфере гелия.

Носовая часть имеет форму полуэллипсоида. Носок изготовлен на прессе из нержавеющей стали и по­ крыт слоем никеля.

По данным печати, ракета «Ти­ тан» достигает скорости полета около 25 000 км/час.

Межконтинентальная баллисти­

 

 

ческая ракета «Минитмэн», имею­

 

 

щая скорость полета

24 000 км/час,

Рис. 25. Носовая часть

состоит из

четырех

ступеней. Кор­

американской

межкон­

пус первой

ступени

изготавливает­

тинентальной

ракеты

ся из длинной ленты,

пропитанной

«Тор»

 

пластиком.

третьей

ступени состоит

из пластика,

усилен­

Корпус

ного стекловолокном. Носовая часть ракеты выполнена в виде конуса с большим углом раствора.

Баллистическая ракета средней дальности «Тор» имеет скорость полета 16000 км/час и дальность полета 2 775 км. Топливный бак ракетьи изготовлен из алюминиевого сплава. Конструктивно бак оформлен в виде набора шпан­ гоутов и обшивки. Применение алюминиевого сплава при незначительном весе придает корпусу большую жесткость.

Носовая часть ракетьи представляет собой теплопогло­ щающий конус весом около 660 кг с передним закругле­ нием. Для поглощения значительного количества тепла служит большая масса из меди, находящаяся внутри кону­ са (рис. 25).

Наружная поверхность носка ракеты «Тор» шлифуется

73


и затем полируется до получения зеркальной поверхности. Радиус скругления носка равен примерно 0,3 м. Диаметр конуса у переходного кольца составляет около 1,5 м. Пе­ редняя часть поверхности конуса изготовлена из специаль­ ной стали. При этом ее внешняя поверхность выполнена

с очень высокой точностью.

На нисходящей ветви траектории полета, когда ракета входит в атмосферу, носовой конус стабилизируется с по­

 

мощью

 

реактивных

Монолитная

сопел

таким

образом,

 

чтобы

 

закругленная

 

носовая часть все вре­

 

мя

была

обращена в

 

сторону земли.

 

 

Конструктивные осо­

 

бенности

баллистиче­

 

ской

 

ракеты

сред­

 

ней

дальности

«Юпи­

 

тер», имеющей ско­

 

рость

 

 

 

полета

тер:

16 000

км/час и даль­

ность полета

2775 км,

 

заключаются в следую­

щем. Хвостовая часть корпуса ракетьи изготовлена из алюминиевого сплава; для увеличения жесткости кон­ струкция подкреплена продольным гофром, приклепанным к обшивке потайными заклепками. Топливный бак ракеты состоит из отдельных Секций и выполнен из листов алюми­ ниевого сплава толщиной около 1 мм.

Хвостовая секция носового конуса изготовлена из маг- ниево-ториевого сплава и конструктивно, сужается под углом 27° к носовому конусу.

Особый интерес в конструкции ракеты представляет ее головная часть, которая при движении по нисходящей ча­ сти траектории входит в атмосферу со скоростью примерно

4500 м/сек.

Для защиты от нагрева на ракете применены носовые конусы из пластмаосьи, которые являются хорошим теплопоглотителем (рис. 26). Тепло, выделяемое при трении воз­ духа о поверхность конуса, интенсивно поглощается за счет расплавления, испарения и горения поверхностного слоя пластмассы. В то же время ее высокая теплоизолирующая способность препятствует проникновению внутрь конструк­ ции тепла от горящего слоя. Экспериментально установле-

74