ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
Е. Ф. С А ВИЧ,
лауреат Государственной премии
Новые фрезы и приспособления
ЛЕ Н И З Д А Т
1 9 6 3
i |
COG. ПУБЛ1 |
r |
|(MUnH-TE> |
ЛА*Г |
|
t |
ЕИЬЛЙОТЬНа . |
<•* |
& \
ч^е>9
Автор брошюры— известный новатор лауреат Государствен ной премии фрезеровщик Кировского завода Евгений Франце вич Савич — делится своим богатым производственным опытом, рассказывает о новых видах режущего инструмента и приспо соблений,. сконструированных им лично и коллективно — силами комплексной бригады. Большой раздел брошюры посвящен опи санию скоростных методов труда.
Брошюра рассчитана на широкий круг производственников и всех читателей, интересующихся проблемами дальнейшего техни ческого прогресса ленинградской промышленности.
Поистине замечательную инициативу проявили новаторы с «Русского дизеля» Ю. Титов, В. Корот ков, С. Смирнов и К. Карасев, по почину которых на многих ленинградских предприятиях, в том числе и на нашем Кировском заводе, все шире развертывает ся соревнование за лучшее использование оборудо вания, за увеличение съема продукции с каждого станка.
Путей и способов увеличения выработки продук ции на каждом станке много. Это — работа сменщи ков на один наряд, передача оборудования на ходу, правильная организация рабочего места, сокращение потерь времени на установку и проверку деталей, загрузка станка крупными партиями однотипных за готовок для изготовления одинаковых изделий. Важ ную роль здесь играет более четкое планирование работы, оснащенность станков высокопроизводитель ными инструментами и приспособлениями. И мы, но ваторы, в этой области можем сделать многое.
3
КАЖДЫЙ СТАНОЧНИК МОЖЕТ СТАТЬ СКОРОСТНИКОМ
Станочник — центральная фигура на производ стве. От его умения быстро и хорошо работать зави сит не только выполнение плана, но и качество ма шин. Это и понятно. Если машина будет собрана из отлично обработанных деталей, то и качество ее бу дет высоким.
Для увеличения съема продукции с каждого станка необходимо применять передовые методы и приемы работы, новые, более совершенные приспо собления и инструменты, позволяющие работать на скоростных режимах и до минимума сократить время на вспомогательных операциях.
Наша промышленность всё больше выпускает оборудования, способного работать на высоких скоро стях. Например, станки, изготовленные заводом име ни Свердлова, оснащены оптикой, имеют программ ное управление, действуют полуавтоматически. Хоро ши станки московского, горьковского и других заво дов. Способность оборудования давать высокие ско рости необходимо сочетать с умением рабочего поль зоваться им. К сожалению, на отдельных предприя тиях всё еще мало внимания уделяют скоростным методам труда. Порой не проявляется должной за боты и о подготовке токарей и фрезеровщиков для работы на высоких скоростях.
Мне доводилось бывать на многих ленинградских заводах: знакомился с успехами скоростников и сам делился опытом применения высокопроизводительно го инструмента и приспособлений. И нередко прихо-
4
СЧЕГО МЫ НАЧАЛИ
Ячасто говорю станочникам: скоростником может
идолжен стать каждый, если он глубоко это дело будет изучать. Причем изучать его надо планомерно, организованно, как бывало поступали мы у себя на Кировском заводе. Об этом опыте и хочется расска
зать подробнее.
Работал я несколько лет в цехе штампов и при способлений фрезеровщиком. Дела быломного, и каждую работу требовалось выполнить срочно. Сроч ность обусловливалась тем, что возрожденный в пос левоенные годы Кировский завод налаживал произ водство трелевочных тракторов. Для массового изго товления тракторных деталей требовалось много са мых различных штампов, приспособлений, устройств. Фрезеровщики были чрезмерно загружены, а рабо тавшие тогда в цехе станки не давали высокой про изводительности. Надо было придумывать что-то та кое, что помогло бы увеличить съем готовых деталей со станка. Взялся я тогда за совершенствование гео метрии фрез, стал тщательнее их затачивать и на первых порах добился увеличения стойкости. Выра ботка немного возросла.
Мне удалось изготовить четырехзубую концевую фрезу и оснастить ее твердым сплавом Т15К6. При менил эту фрезу для обработки контуров деталей по разметке. Работа новой фрезой убедила меня и моих товарищей в том, что при соблюдении определенных технических условий заточки и эксплуатации твердо сплавная фреза значительно превосходит стойкость быстрорежущих фрез и что работать с нею можно на
6
более высоких режимах. Скоростными методами ста ли тогда же работать многие фрезеровщики завода.
При развитии тракторостроения на заводе фре зерные операции занимали большой удельный вес. Их насчитывалось свыше двухсот по стали и чугуну. Эти операции охватывали обработку деталей торце выми, концевыми, пазовыми, цилиндрическими, ди сковыми и фасонными фрезами. Сама жизнь настоя тельно требовала широко внедрять скоростные мето ды. И вот меня направляют в тракторный цех ин структором по скоростному фрезерованию. Надо было учить людей, помогать им, да и самому учиться новому делу — скоростным методам труда. Постепен но, шаг за шагом, одну операцию за другой начали переводить на скоростные режимы. Преодолевая трудности, кировцы настойчиво добивались успеха.
Шел я как-то раз вдоль линии станков и неволь но остановился около работницы Антонины Парфено вой. Она с огорчением смотрела на детали, которые, только что сняла со станка.
—Что случилось? — спрашиваю.
—Да вот на вилках коробки скоростей всё время идет брак, — ответила она. — Никак не добиться чи стой поверхности...
Чем мог помочь я беде? У работницы был хоро ший горизонтально-фрезерный станок, хороший ин струмент. Она сказала мне, что для обработки вилок' технологи сделали специальное приспособление, но. оно не дало нужных результатов.
Неожиданно сзади раздался голос мастера Нико лая Минаевича Назаренко:
—Подумай, Евгений, как от брака избавиться.
7
Рис. 2. Пневматическое приспособление для фрезерования щек вилок.
Работает оно следующим образом: от воздушного цилиндра 4 через тягу 3 и плунжер 2 давление передается на рычаг 1, который, в свою очередь, переме щает качающееся коромысло 5. Движением прижимов 6 и 7 это коромысло закрепляет обрабатываемые детали между прижимами и неподвижным упо ром 9. Чтобы предотвратить смещение вилок, при установке предусмотрено
электромагнитное. |
устройство 10, которое служит также опорой. Пальцы 8 |
i : • |
служат для установки четырех типов вилок. |
— Что ж, давайте попробуем, — ответил я неоп ределенно.
Дело было настолько важным, что-я решил за него взяться. Недели две прикидывал в уме, как сле дует поступить с обработкой этих деталей, но реше ние всё же нашел. Вилки предложил обрабатывать на вертикально-фрезерном станке с помощью спе циального приспособления (рис. 2). Так и сделали. Ка чество деталей стало хорошим, отвечающим техниче ским требованиям. Но мне хотелось, чтобы высокое качество сочеталось со скоростной обработкой. Над этим тоже пришлось крепко подумать. Выручить мог ло именно это устройство, где главная роль отводи лась пневматике и магниту. Мне возражали,, заявляя, что магнит намагнитит инструмент, и к нему будет приставать стружка.
— Не намагнитит, — отвечал я. — При скорост ном резании инструмент из твердого сплава не на магнитится, потому что между фрезой и деталью со здается высокая температура, и раскаленная струж
ка будет удаляться быстро... |
Н. Парфе |
|
Когда приспособление было готово, А. |
||
новой для обработки дали обычную дневную |
нор |
|
му — полсотни вилок. Не прошло и двух |
часов, |
как |
фрезеровщица потребовала: |
|
|
—Дайте еще столько.
Всередине дня к станку была доставлена ещё сотня таких деталей. Через три часа и она была обработана. Брак исчез. Выработка получилась не бывалая.
Об успехах фрезеровщицы А. Н. Парфеновой за говорили. Многим захотелось по ее примеру приме
9-
нить на станках что-то оригинальное, такое, что под нимет выработку. У людей росло желание овладеть скоростными методами труда, и в этом надо было им помочь.
Ученые Политехнического института имени М. И. Калинина, ознакомившись с нашей работой, сказали: «На высоких скоростях вы применяете только тор цевые фрезы. А ведь надо применять и профильные, и дисковые, и концевые... Затирать будет, мы придем на выручку».
Поведав о своих замыслах руководителям цеха, я поспешил составить проект плана перевода станков на скоростные режимы. Всего в плане числилась 21 операция. Прошло несколько дней, и меня пригла сили на заседание парткома. Речь шла о массовом внедрении скоростных методов. Меня подробно рас спросили о плане работы.
Партийный комитет принял решение, которым обязал коммунистов содействовать новому прогрес сивному делу. В решении было записано, что перво начально следует перевести на высокие скорости 75 операций, а не 21, как я намечал в своем плане. Зачитав проект решения, секретарь парткома спро сил:
—Как считаешь, Савич, пойдет дело?
—Пойдет, если мне кое-кого в помощь выде
лите.
—Кого? Предлагай.
—Думаю, надо мастера заточного участка. Ин струмент через его руки проходит.
—А еще?
—И механика цеха... Станки-то тоже надо в по
10
рядок приводить, чтобы они по-скоростному рабо тали.
— Хорошо, — согласились члены парткома. — По думайте как следует над задачами, которые необхо димо решить, и давайте свои предложения.
На следующий день собрались мы вместе с ма стером, механиком, завели разговор о том, что бы нам такое придумать? И у нас родилась идея создать комплексную бригаду, которая могла бы решать лю бые вопросы, связанные с широким внедрением ско ростных методов. Партбюро цеха и партийный коми тет завода одобрили наше предложение. В трактор ном цехе была образована комплексная бригада творческого содружества по внедрению скоростного фрезерования, руководство которой было поручено мне. В ее состав вошли: заместитель начальника цеха К. К. Русинович, доцент Ленинградского Политехни ческого института имени М. И. Калинина кандидат технических наук А. В. Щеголев, старший инженер заводской лаборатории резания М. И. Гольдберг, ра ботники отдела главного технолога завода — техно лог Я. М. Роднянский, конструктор по инструменту
A. |
В. |
Федоров, |
конструктор по |
приспособлениям |
B. |
А. |
Лесников, |
инженер отдела |
главного механика |
завода В. Г. Рац, технолог цеха Н. Г. Воробьев, ин женер инструментального отдела завода В. А. Со колов, начальник технологического бюро цеха 3. А. Оршанский, механик цеха Н. В. Романов, старший мастер заточного отделения цеха П. В. Быков. Этот коллектив был способен решать любые вопросы, на чиная с создания инструмента и кончая совершенст
11