Файл: Остроумов Г.Н. Приручение Солнца [очерки].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

реакторы с водяным, газовым и жидкометаллическим охлаждением.

Быстрыми, поистине небывалыми темпами дви­ жется вперед техника реакторостроения. Из истории мы знаем, что в теплоэнергетике и электроэнергетике появление новых типов генераторов разделено десятиле­ тиями.

В этом очерке нет возможности подробно рассмотреть особенности и достоинства всех типов реакторов. Остано­ вимся лишь на одном, который представляет особый ин­ терес для атомной энергетики. Это так называемый реак­ тор-размножитель.

Мы уже говорили о том, что в процессе деления ядер, в цепной реакции эффективно участвует не весь природ­ ный уран, а'только атомы изотопа урана, имеющие вес 235. Большая часть урана, состоящая из изотопа с весом 238, не дает нам энергии.

Но, оказывается, уран-238, захватывая нейтроны, пре­ вращается после этого в новый элемент— плутоний. А плутоний может, подобно урану-235, поддерживать цепную реакцию и давать нам энергию. Таким образом, «сжигая» уран-235, мы,вместе с тем производим в^том же реакторе новое атомное горючее— плутоний.

Этот процесс производства горючего происходит в каждом реакторе, но обычно в сравнительно небольших размерах.

В реакторах-размножителях удается получить нового горючего больше, чем израсходовано. Такой процесс рас­ ширенного воспроизводства атомного горючего можно, грубо говоря, уподобить тому, как если бы из обычной пе­ чи мы извлекали вместе с золой угля больше, чем его бы­ ло сожжено.

На первый взгляд может показаться, что здесь мы имеем дело с чем-то похожим на вечный двигатель. Но это, конечно, не так. Просто реакторы-размножители вб-

42

влекают в процесс уран-238, который в реакторах других типов лежит почти мертвым грузом.

Говоря о перспективах атомной энергии, мы должны, хотя бы коротко, упомянуть об ином пути получения энер­ гии из атомных ядер — не за счет тяжелых расщепляю­ щихся материалов, таких, как уран, торий, плутоний, а за счет синтеза, соединения ядер легкого элемента — водо­ рода.

Этот путь необычайно заманчив и потому, что в «водо­ родном» горючем скрыто больше энергии, и потому, что запасов этого горючего несравненно больше, чем залежей тяжелых расщепляющихся материалов.

Так называемая термоядерная реакция, позволяющая «сжигать» водородное горючее, уже осуществима, но по­ ка только в виде взрыва водородной бомбы. Сейчас уче­ ные ряда стран упорно работают над тем, чтобы научить­ ся управлять этой реакцией, сделать ее регулируемой.

Впереди решение больших и сложных проблем, но со­ ветские люди уверены, что наша наука откроет еще один, поистине неисчерпаемый источник энергии.


12 ДНЕЙ В ЖЕНЕВЕ

ГОРОД НА ГОРНОМ ОЗЕРЕ

Небесно-голубое Женевское озеро лежит в гигантской горной чаше. В солнечный летний день дальние края

ее только угадываются за дымкой, поднимающейся над водой. В том месте, где по берегу подковой раскинулся город, давший имя этому озеру, горы отступили от воды и образовалась слегка всхолмленная равнина. Здесь, в окрестностях Женевы, разбросаны редкие фермы, дачные поселки. На небольших участках растут клевер и куку­ руза, виноград и овес. Столетние могучие дубы, вязы, каштаны, стоящие вдоль дорог, по межам, а -то и прямо посреди посевов, оживляют пейзаж своей темно-зеленой листвой.

Летом озеро умеряет жар солнечных лучей, зимой горы заслоняют долину от северных ветров. Климат здесь очень мягкий. Берега Женевского озера почти не знают зимы, и здесь рядом с пушистыми гималайскими голу­ быми елями можно увидеть небольшие заросли теплолю­ бивого бамбука.

Человек очень давно оценил природу этого уголка. Более двух тысяч лет назад, на берегу озера, там, где из него убегают быстрые воды Роны, возвел он стены пер­

44

вых построек. Во времена Юлия Цезаря здесь был уже укрепленный пункт на пути из Рима в Центральную

Европу.

Теперь Женева — красивый город с высокими, боль­ шими домами вдоль берегов озера и Роны. В городе оби­ лие зелени: и большие парки, и маленькие скверы, ютящиеся на островках, омываемых автомобильными потоками, и просто отдельные деревья. Даже на молу, огораживающем бухту, растут три старых раскидистых

дерева.

В Женеве много и солнца. Благодаря прозрачному, чистому горному воздуху свет его здесь очень ярок, и в погожий день пешеходы надевают темные очки, стекла трамваев и автобусов затягиваются полупрозрачными шторами, над витринами повисают козырьки тентов, а на окна домов опускаются жалюзи. Город как бы зажмури­

вается.

Несколько мостов соединяют части города, разрезан­ ного Роной. Поблизости от ее устья — плотина и гидро­ станция. А в центре ‘бухты, на конце каменной дуги мола,— столп величественного фонтана, выбрасывающего, свои струи на 130-метровую высоту.

В многовековой истории Женевы немало ярких и драматических событий. Многие десятки лет вели ее жители борьбу за свою независимость с герцогами Савой­ ского дома. Город долго страдал от тирании вождя гуге­ нотов Кальвина.

Давно уже Швейцария не знает войн, давно ее гра­ ниц не переступала нога солдата-завоевателя. Зато со всех стран света сюда устремляются туристы, привлекае­ мые живописной природой и горными курортами этой

страны.

Женева — одно из излюбленных туристами мест. Справочник говорит, что еще столетие назад, как и сей­ час, от трети до половины ее жителей составляли ино­

45


странцы, приехавшие сюда отдохнуть и полюбоваться чудесными видами голубого озера.

Одно из важных занятий жителей Женевы — «сер­ вис», обслуживание туристов, которые хотят увезти до­ мой приятные воспоминания, а привозят с собой доллары, фунты, кроны...

В Женеве множество отелей, гостиниц, роскошных и дорогих — на набережной озера, дешевых — в верхней части города.

Киножурнал рассказал нам о последнем достижении швейцарского «сервиса». В одном из городов для удоб­ ства приезжих сведения о свободных местах в гостини­ цах автоматически передаются в единый центральный пункт, и турист не должен теперь метаться в поисках сво­ бодного номера. Автомат сразу указывает ему адреса, где он может получить пристанище.

А выйдя из кино, мы увидели старомодные извозчичьи

пролетки,

катающие туристов по набережной.

Ку­

чера со

своих высоких сидений бесстрастно

взи­

рали на лавину автомобилей, обгоняющих нетороп­ ливых лошадок: им не страшна конкуренция мотора — ведь только из такого медлительного экипажа, как пролетка, турист и может как следует рассмотреть же­ невские красоты.

Женева славится не только своим озером, нарядной набережной, фонтаном, но и часами. Об этом напоминает приезжему многоголосый хор реклам, который встре­ чает его в аэропорту и не покидает до последнего шага по швейцарской земле. Бредет ли приезжий в толпе по аллее тенистых платанов, вытянувшейся вдоль набереж­ ной, уединяется ди в пляжной кабине — рекламы всюду твердят ему названия часовых фирм. Одни из реклам взгромоздились на крыши отелей и словно взывают ко всему свету, другие, крохотные, как бы нашептывают. И те и другие убеждают: «Купите часы».

46

Женевские часовщики стремятся уверить в' своем искусстве и более наглядным образом. Мы не говорим уже об обычных ручных или карманных часах, сверкаю­ щих своими корпусами в каждой третьей витрине. Чело­ веческая фантазия, наверное, уже не в состоянии приду­ мать иные сочетания часов с каким-либо другим пред­ метом, чем это сделали здешние мастера. В магазинных витринах вы увидите часы с встроенным в них календа­ рем на много лет вперед, часы-браслет, часы-брошку, часы-кольцо, часы, вделанные в дамскую сумку, в ста­ туэтку, в шкатулку, в авторучку... Тысячи часовых стре­ лок— в витринах, на фасадах домов, в помещениях, на вышке для прыжков в воду, наконец, в парках, на клум­ бах, которые служат циферблатами, указывая приезжему время, торопят его расстаться с деньгами и приобрести изделие здешних часовщиков.

Часовое искусство, история которого в Швейцарии насчитывает сотни лет, наложило свой отпечаток и на всю промышленность этой страны. Здесь развито прибо­ ростроение, точное машиностроение. И можно думать, что, не будь швейцарских часовщиков, не появились бы на улицах города Ивердон, что неподалеку от Женевы, удивительные экипажи-гиробусы. У них вместо двигателя тяжелый, очень точно сделанный маховик, который раскручивается на стоянке до 15 тысяч оборотов в ми­ нуту, а потом передает запасенную механическую энер­ гию колесам машины. Гиробус может проехать без остановки более пяти километров, и говорят, что этот вид транспорта оправдывает себя, что он экономичнее, чем автобусы, пожирающие привозной бензин...

Женева — один из крупнейших культурных центров Швейцарии. Здесь есть университет, несколько больших библиотек, музеев. Имя этого города и озера, на котором он стоит, не раз вписывалось в историю науки. В начале прошлого века на Женевском оз'ере была впервые изме­

47


рена скорость распространения звука в воде. Позже здесь же была разгадана причина удивительного колебания уровня воды й озерах, напоминающего океанские при­ ливы. Оказалось, что эти колебания — сейши — происхо­ дят от неодинакового атмосферного давления на разные участки зеркала вод, и оно как бы наклоняется, подобно весам с различными гирями на чашках...

У самого истока Роны, на крохотном островке, среди вековых деревьев стоит памятник великому просветителю Жан-Жаку Руссо, сыну женевского часовщика. А совсем неподалеку от Женевы, в маленьком городке Ферне, почти двести лет назад жил в добровольном изгнании ве­ ликий мыслитель Франсуа Вольтер, скрывавшийся за швейцарской границей от преследований французского короля и католической реакции.

В конце XIX века Женева стала центром революцион­ ной эмиграции. В этом городе была создана русская сек­ ция I Интернационала. Здесь работала известная группа

«Освобождение труда».

В Женеве подолгу жил Владимир Ильич Ленин в годы, когда зарождалась и крепла наша Коммунистиче­ ская партия. Сюда приезжали к нему из России за со­ ветом и указаниями его друзья и соратники. Отсюда

шли

в Россию пламенные

номера

ленинской

«Ис­

кры».

В этом городе Ленин

написал

многие из

своих

бессмертныд трудов. Среди них знаменитая книга «Мате­ риализм и эмпириокритицизм» — труд, в котором даны философские основы современного естествознания. Есть что-то очень знаменательное в том, что именно здесь, в Женеве, почти полстолетия спустя после выхода в свет этой книги собрались ученые, пытающиеся овладеть не­ исчерпаемостью атома и электрона, о которой писал В. И. Ленин в своем труде...

Сейчас в Женеве можно увидеть дома, где оста­ навливался В. И. Ленин. Но не одни камни хранят

48

память о великом, вожде революции. Она и в сердцах людей. ;

Однажды поздним вечером несколько советских уче­ ных, участников конференции, гуляли по улицам Женевы. Около них, то обгоняя, то отставая, шел неизвестный по­ жилой человек в старомодной шляпе, с седыми усами. Наконец он остановился и с трудом по-русски сказал:

Извините меня. Если не ошибаюсь, вы русские ученые?

Да,— последовал ответ.

Мне кажется, вам интересно будет узнать, что в том кафе, которое вы видите на углу,— он указал на све­ тящуюся вывеску «Ландольт», — имел обыкновение обе­ дать Ленин... Только потому я и решился остановить вас...

Япомню те годы. Потом я бывал в России и там научил­ ся немного говорить по-русски... Здесь неподалеку — один из домов, где жил Владимир Ильич...

ТРУД, ОТДАННЫЙ МИРУ

Делегации ученых уже заняли свои места в партере, наблюдатели и журналисты заполнили балконы зала Ассамблеи, и спокойный дневной свет, льющийся сквозь стеклянный пртолок, перестал вздрагивать от бесчислен­ ных вспышек фотографических ламп, когда на высокую трибуну взошел плотный человек е молодым, слегка смуглым лицом. Это был председатель конференции про­ фессор Хоми Баба — индийский ученый, известный сво­ ими исследованиями в области космических частиц.

Радиорепродукторы разнесли по залу глухой удар председательского молотка по кафедре, и конференция началась...

Девять месяцев отделяли этот торжественный момент от дня, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла ре;

4 Г. Остроумов.

49