Файл: Остроумов Г.Н. Приручение Солнца [очерки].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных работ. С пуском гигантского ускорителя все больше возрастает значение. Института. Государства — члены Объединенного института получат новое мощное орудие научного исследования.

В лаборатории высоких энергий нам пришлось встре­ титься с профессором Ван Гань-чаном, командированным сюда Академией наук Китая. На наш вопрос, как он оце­ нивает советский синхрофазотрон, ученый ответил:

Я и мои коллеги, научные работники, рады успехам советских ученых.— И тут же ученый задумался.— Нет, это, пожалуй, не то слово.— С помощью словаря он со­ ставил новую фразу так:— Мы восхищены советским ускорителем. Запуск его в кратчайший срок свидетель­ ствует о высоком уровне развития науки и техники в Со­ ветском Союзе, о высокой индустриальной мощи страны.

Ученые Китая,— продолжал Ван Гань-чан,— ве­ дут в Объединенном институте ядерных исследований ин­ тересные наблюдения в области изучения элементарных частиц с помощью фотопластинок и электроники. Я с группой готовлю большую пузырьковую камеру для ис­ следования взаимодействия частиц высоких энергий с веществом. Мой коллега профессор Ху Нин занимается теоретической физикой. Совместная работа в институте с советскими учеными, физиками других стран, в частности Чехословакии и Польши, дала нам многое. Пуск синхро­ фазотрона в Дубне позволит нам вести глубокие иссле­ дования и, несомненно, обогатит наши знания.

Мы в кабинете Владимира Иосифовича Векслера — директора лаборатории высоких энергий Объединенного института ядерных исследований. Им разработаны те принципы, на которых основано действие ускорителя.

Запуск этой установки,— рассказывает В. И. Векс­ лер,— для нас, сотрудников лаборатории, а также для коллективов Научно-исследовательского института элек­ трофизической аппаратуры и Радиотехнической лабора­

74

тории Академии наук СССР, для всех людей, вложивших в создание синхрофазотрона несколько лет труда,— это, конечно, большое событие. Число участников проектиро­ вания, изготовления, отладки ускорителя — очень велико, всех их перечислить невозможно.

Огромный труд

проделан советскими

учеными

Д. В. Ефремовым,

Е. Г. Комаром, А. Л.

Минцем,

С. М. Рубчинским, А. М. Столовым, Н. А. Моносзоном, М. С. Рабиновичем, А. А. Коломенским и руководимыми ими научными работниками и инженерами.

— В настоящее время,— продолжает В. Векслер,— мы проводим исследование самого синхрофазотрона. Проверяем его параметры, их соответствие расчетам. При запуске установки нами получен уже пучок протонов, ускоренных до энергии 8,3 миллиарда электроновольт. Как известно, по расчету синхрофазотрон должен сооб­ щать протонам энергию в 10 миллиардов электроновольт. Мы не видим пока препятствий, которые помешали бы нам получить в дальнейшем предельную энергию. Иссле­ дования и отладка синхрофазотрона, вероятно, займут еще несколько месяцев, но и до их завершения мы уже начнем производить некоторые эксперименты. Для этого придется провести исследование пучков тех частиц, кото­ рые будут возникать в ускорителе.— Владимир Иосифо­ вич обернулся к приколотому на стене плану.— Мы сей­ час определяём места для расположения аппаратуры. Каждый такой маленький значок на плане,— пояснил он,— обозначает очень массивный и сложный прибор. Например, электромагнитные спектрометры нашей лабо­ ратории будут весить от 50 до 500 тонн.

Расскажите о самом процессе запуска.

Считают, что трудности запуска ускорителя прямо пропорциональны квадрату или кубу энергии, на которую он рассчитан. Так, например, запуск ускорителя, дающего

частицы в два раза меньшей энергии, проще в четыре —

75


восемь раз. И все же в этих условиях мы затратили на запуск всего около двух с половиной месяцев. Этот ре­ кордно короткий, как мне кажется, срок стал возможным благодаря высоким знаниям и энтузиазму коллектива, запускавшего ускоритель.

Что можно сказать о перспективах работы ученых на новом ускорителе?

Мы рассчитываем, что наш синхрофазотрон позво­ лит легче, в большем количестве получать новые, сравни­ тельно мало изученные частицы микромира — антипро­ тоны, антинейтроны и тяжелые мезоны. Кроме того, наши физики вправе ожидать и обнаружения новых, не извест­ ных еще частиц.

Когда заканчивалась наша беседа, секретарь подал В. Векслеру вместе с пачкой приветственных теле-' грамм со всех концов света письмо с пестрой каемкой.

Это из США, от известного физика Э. Лоурен­ са,— пояснил он нам, посмотрев на конверт.

Быстро пробежав письмо, Владимир Иосифович улыб­ нулся:

Благодарит за посланные ему материалы. Но глав­ ное не в этом. Он пишет: «Надеюсь услышать этим летом

озапуске вашей машины». Как видно, для него события этих дней — приятный сюрприз!

Теперь в арсенале физиков новая гигантская ядерная пушка и, несомненно, они пробьют новые дороги в таин­ ственные глуби микромира. Мы уже и сейчас знаем, что

эта атака не будет последней. Как неисчерпаема в своем многообразии материя, так и беспредельно стрем­ ление человека к познанию.

Дубна, 1957 г.

РАДИОИЗОТОПЫ ВООРУЖАЮТ НАУКУ

Закончилась первая неделя работы Международной конференции по применению радиоизотопов в научных

исследованиях. На конференцию в Париже съехалось более 1200 ученых, представляющих 50 стран. Уже про­ слушана почти половина официальной программы докла­ дов.

Первый характерный штрих, который отчетливо виден и тому, кто участвует в заседаниях, и тому, кто далек от науки и просто просматривает каждый день газеты,— это внимание и интерес, проявляемые печатью к работе кон­ ференции, и в частности к советской делегации и научным сообщениям наших ученых.

Надо сказать, что советская делегация не так много­ численна, как, скажем, французская или американская. Но из 224 докладов, которые вынесены на обсуждение, почти четверть принадлежит советским ученым.

Мы знаем, что важно не только количество, но и каче­ ство. Первые же заседания, первые же доклады наших специалистов показали, что и с этой стороны советский вклад в парижскую встречу ученых достоин высокой оценки.

77


Конференция открылась 9 сентября 1957 года в «Большом амфитеатре» — Актовом зале — Сорбонны, од­ ной из крупнейших аудиторий Парижского университета.

Вступительную речь произнес директор департамента точных и естественных наук ЮНЕСКО французский уче­ ный Пьер Оже. Он известен тем, что обнаружил в спектре космических лучей частицы, обладающие сверх­ высокими энергиями, которые в'его честь именуются те­ терь «ливнями Оже». Открыл конференцию выдающийся английский физик сэр Джон Кокрофт.

Кокрофт подчеркнул глубокую символичность того факта, что конференция, призванная обсудить широкий круг проблем применения радиоизотопов в научных целях, проходит в стране, выдающимися гражданами которой были заложены основы этой отрасли знания. Как извест­ но, французским физиком Беккерелем была в прошлом веке открыта естественная радиоактивность, а в тридца­ тых годах нашего века Ирен и Фредериком Жолио-Кюри открыта искусственная радиоактивность.

В понедельник днем начали работать две секции — физическая и биологическая, ■на которые разделились участники международной научной встречи.

Первое заседание физической секции было посвящено методам получения радиоизотопов. Ученые США, Шве­ ции, Англии, СССР рассказали о том, как ведутся поиски путей создания новых, основанных на радиоактивности средств исследования, пригодных для постановки тех или иных экспериментов с живой или мертвой природой. Наи­ больший интерес вызвали два доклада: американский — о способе получения радиоактивного алюминия-26, отли­ чающегося своей долговечностью, и советский — о новых методах приготовления источников радиоактивного излу­ чения. В общих чертах суть последней работы заклю­ чается в том, что вместо радиоактивных «сандвичей», где радиоактивный препарат помещается между обкладками,

78

задерживающими часть излучения, были найдены пути нанесения радиоактивных материалов на особым образом разрыхленную поверхность металла. Благодаря этому излучение не фильтруется каким-либо слоем и может не­ посредственно действовать на исследуемый объект.

На следующем заседании привлекло внимание сооб­ щение французских ученых о любопытном применении стекла для определения дозы облучения гамма-лучами. Оказалось, что стекло чернеет под действием этих лучей

итем значительнее, чем большая 'доза излучения пропу­ щена сквозь него. Несложное сравнение оптических свойств такого облученного стекла с эталоном дает до­ статочно точную величину использованной дозы. Этот простой и дешевый метод измерения, кстати, известный

ив Советском Союзе, будет, очевидно, полезен не только в научной работе, но и в промышленности.

Большой интерес вызвал доклад советских ученых о

созданном ими мощном источнике гамма'-излучения для радиационно-химических исследований. Этот источник по действию эквивалентен 21 тысяче граммов природного радия. Не удивительно, что нынешние мировые запасы радия, накопленные за десятилетия, во много раз усту­ пают по мощности излучения изготовленному нашими, соотечественниками источнику.

Новый источник гамма-излучений поможет сделать дальнейшие шаги в области еще очень молодой, но много­ обещающей отрасли науки — радиационной химии, поз­ воляющей осуществлять новые типы реакций, получать новые по свойствам вещества. Достижения советской науки по праву попали в заголовки отчетов о конферен­ ции, данных на следующий день рядом французских газет.

Два дня, 11 и 12 сентября, были посвящены сообще­ ниям о применении радиоизотопов для изучения физики металлов и твердых тел.

79


Хотя конференция посвящена строго научному, иссле­ довательскому аспекту применения радиоизотопов, есте­ ственно стремление попытаться увидеть перспективу прак­ тического применения того, о чем говорится сегодня с ее трибуны. Все мы, например, свидетели того, как на про­ тяжении короткого времени возникла и необычайно быст­ ро развивается техника полупроводников. Даже тот, кто заметил только разительные перемены, происшедшие в витринах радиомагазинов, где все чаще вместо громозд­ ких приемников можно видеть миниатюрные, размером с дамскую сумку приемники на полупроводниках, может оценить значение этих удивительных германиевых и крем­ ниевых кристаллов. Вполне понятно, почему сообщение об. этом обсуждении газета «Фигаро» сопроводила заголов­ ком «Возможности больших успехов в технике полупро­ водников», а в самой заметке сообщала: «У физиков не­ обходимо отметить целый ряд работ, особенно русских, о явлениях диффузии внутри монокристаллов германия и

кремния».

Не менее интересно идет работа в биологической сек­ ции. Здесь следует отметить сообщение французских уче­ ных, сумевших с помощью радиоактивного йода-131 пока­ зать, что различные части щитовидной железы имеют не­ одинаковые функции. Это открытие, несомненно, будет* иметь значение при лечении заболеваний щитовидной же­ лезы. О важном исследовании доложил представитель Дании. Благодаря применений радиоизотопов удалось показать связь, существующую между обменом веществ в щитовидной железе у рогатого скота и свиней и их мо­ лочной ■и мясной продуктивностью.

Замечательный успех имели доклады советских уче­ ных, посвященные изучению обмена веществ в головном мозге и периферических нервах. Проведенные нашими специалистами исследования важны как по своим резуль­ татам, так и по методам использования нового орудия

80

познания — радиоизотопов. Они являются значительным шагом вперед к осуществлению мечты великого физио­ лога И. П. Павлова, подчеркивавшего, что последнее сло­ во в изучении высшей нервной деятельности принадлежит физике и химии.

В докладе академика А. Палладина было показано, что в головном мозге обмен веществ идет различным об­ разом в различных его частях: более интенсивно — в се­ ром веществе, менее интенсивно — в белом. Работы про­

фессора

Г. Владимирова, пользовавшегося аминокис­

лотами с

мечеными радиоизотопами,

позволили устано­

вить, что

средний срок жизни белков

мозга— 12 суток.

В результате непрерывного обмена белки постоянно об­

новляются. Удалось установить характер этой замены в отдельных частях мозга и условия, влияющие на ее ско­ рость. Определено значение температуры на этот про­ цесс. В частности, пролит свет на такое важное для но­ вейшей хирургии явление, как повышение устойчивости мозга к кислородному, голоданию при низких темпера­ турах.

Надо подчеркнуть, что подобные исследования стали возможны только благодаря радиоизотопам, благодаря тому, что ученые могут «пометить» вводимые в организм вещества и следить за их судьбой в живом теле. Как ошибочно звучат ныне слова Гете «природа немеет на пытке», то есть во время эксперимента. Сегодня наука нашла способ вести с природой непринужденную беседу.

На конференции состоялась церемония вручения по­ четных медалей Парижа, которыми городские власти наградили 12 видных деятелей науки — участников кон­ ференции. Из советских ученых медали получили акаде­ мики А. Топчйев и В. Энгельгардт. Была совершена экс­ курсия в Саклэ, один из французских центров атом­ ных исследований, расположенный неподалеку от Парижа.1

81